Развитие
законодательной базы поддержки МСП является
одной из приоритетных задач не только
областной программы поддержки МСП, но
и упоминается в этом качестве в большинстве
муниципальных программ. Реальные результаты
законодательной активности в муниципальных
образованиях полностью соответствуют
заявленным приоритетам— в целом за время,
учитываемое в рамках исследования, муниципальными
администрациями было принято 33 локальных
НПА.
3.7 Малое и Среднее
предпринимательство в городе Новосибирск.
Малое
и среднее предпринимательство — неотъемлемая
часть экономики города Новосибирска.
Развитие малого и среднего бизнеса влияет
на экономический рост, на ускорение научно-технического
прогресса, на насыщение рынка товарами
потребительского спроса, на создание
новых дополнительных рабочих мест, то
есть решает многие актуальные экономические,
социальные и другие проблемы. В настоящее
время в условиях формирования внутреннего
спроса на конкурентоспособную продукцию
как никогда важны широкое развитие и
действенная поддержка частной инициативы
граждан, инновационного малого и среднего
предпринимательства. Для решения этих
задач действует целевая программа муниципальной
поддержки малого и среднего бизнеса,
и как следствие, растут количество малых
предприятий, объемы выпуска продукции
и оказания услуг. В нынешнем году в Новосибирске
создан городской бизнес-инкубатор для
начинающих предпринимателей. И он уже
продемонстрировал свою эффективность.
По информации Российского журнала « Forbes
» город Новосибирск уже 5 лет подряд входит
в пятерку городов России, удобных для
развития бизнеса. В формировании благоприятной
среды для осуществления предпринимательской
деятельности и повышения инвестиционной
привлекательности города Новосибирска
важнейшую роль играет взаимодействие
предпринимательского сообщества и органов
местного самоуправления. Для повышения
эффективности взаимодействия и постоянного
диалога органов власти и предпринимательского
сообщества ежегодно проводятся городские
конференции. В ноябре 2011года состоялась
VI межрегиональная конференция «Актуальные
вопросы малого и среднего предпринимательства
города Новосибирска». В рамках мероприятия
на четырех дискуссионных площадках опытные
эксперты, представители бизнеса и власти
обсудили вопросы взаимодействия малого
и крупного предпринимательства, проблемы
саморегулируемых организаций, открытия
новых предприятий, перспективы внешнеэкономической
интеграции. В городе Новосибирске создана
развитая система поддержки предпринимательства,
которая позволяет объединить усилия
органов местного самоуправления, инфраструктуры
поддержки предпринимательства, финансово-кредитные
учреждения, консультационные и юридические
организации, учебноконсалтинговые и
образовательные центры. Эффективная
работа этой системы позволит решать проблемы
малого и среднего предпринимательства
в комплексе. В городе были созданы Новосибирская
городская торгово-промышленная палата,
Межрегиональная Ассоциация Руководителей
Предприятий, региональное отделение
« Ассоциация молодых предпринимателей».
3.8 Рейтинг по динамике
развития.
Диаграммы (рисунки в приложении
1) , представленные в этом разделе демонстрируют
соотношение показателей муниципальных
образований Новосибирской области по
тем параметрам, которые учитывались в
итоговом рейтинге. Безусловно, различные
МО находятся в разной стартовой позиции
для развития малого бизнеса. Рисунок
15 в приложении 1 показывает довольно традиционную
ситуацию: Новосибирский район, расположенный
в непосредственной близости к центру
субъекта, по основным социально-экономическим
показателям выгодно отличается от других
районов и городских округов. Однако лидерство
в рейтинге ОПОРЫ-КРЕДИТ присуждается
тому МО, развитие малого бизнеса в котором
идёт опережающими темпами по сравнению
с общим социально-экономическим развитием.
Развитие
малого бизнеса решает ряд важных вопросов
в достижении данной цели: самозанятость
населения и создание новых рабочих мест,
что , в первую очередь повышает уровень
благосостояния людей, их социальной защищенности
в обществе. А значит, администрациями
районов и в дальнейшем будет продолжена
работа по развитию малого бизнеса – по
реализации муниципальной программы.
Заключение.
В курсовой
работе рассмотрена важная задача, сущность
которой заключается в исследовании организации
деятельности и разработке методического
обеспечения малого бизнеса. С позиции
системного подхода, комплексно изучены
проблемы по активизации эффективной
деятельности муниципальных органов.
Для этого:
1.Рассмотрены современное состояние
малого бизнеса и государственная политика
в области развития МП.
2.Проанализированы основные
организационно-технические мероприятия
по поддержке малого бизнеса.
3. Разработана модель управления
малым бизнесом в МО.
В современных
условиях многие территориальные службы
поддержки малого предпринимательства
не имеют достаточной методической базы
и опыта, чтобы организовать информационные
потоки в своей службе адекватно требованиям
текущего момента.
Проведенное в данной работе
исследование позволяет сформулировать
ряд следующих выводов.
Как показали исследования, основными
проблемами, сдерживающими развитие малого
предпринимательства, являются недостаточное
финансирование, высокая стоимость аренды
помещения, высокие проценты по кредитам. Все это свидетельствует
о серьезном дисбалансе в проводимой государственными
органами политике поддержки малого предпринимательства,
в результате которой наиболее востребованные
виды помощи являются наименее доступными
для предпринимателей.
Внимательный и серьезный подход
к проблемам малого бизнеса со стороны
местных и государственных органов власти
будет способствовать более эффективному
развитию этого сектора экономики, что
в свою очередь, позволит городу решить
проблемы как материальных, кадровых,
организационных и технических ресурсов,
увеличения производительности труда,
так и будет способствовать развитию конкуренции,
вытеснению неэффективных производств;
диверсификации местной экономики, развитию
мелкомасштабных рынков, приближению
товаров и услуг к потребителю. Наряду
с этим, развитие малого сектора экономики
поможет повысить жизненный уровень населения
города в целом, создав дополнительные
рабочие места.
Практически во всех регионах
России сегодня проектируются и реализуются
собственные программы поддержки малого
предпринимательства.
В числе успешно реализуемых
региональных программ лучше всего осуществляются
мероприятия по таким направлениям, как
совершенствование нормативно-правовой
базы, подготовка кадров, а мероприятия
по реализации инвестиционных проектов,
созданию объектов инфраструктуры реализуются
слабо.
Поддержка малого предпринимательства
на муниципальном уровне зачастую зависит
от уровня понимания проблемы главами
муниципалитетов. Самыми распространенными
формами поддержки малого бизнеса является
предоставление малому предприятию муниципального
заказа, льготной аренды, создание и финансирование
структур, предоставляющих предпринимателям
консультационные и организационные услуги.
Но, зачастую, у муниципалитетов просто
не хватает материальных и финансовых
средств на поддержание малого предпринимательства.
В этой связи, необходимо эффективное
нормативно-правовое регулирование в
этой области со стороны органов государственной
власти как на федеральном, так и на региональном
уровне.Развитие малого бизнеса происходит
в основном на территориях муниципальных
образований. Малый бизнес выступает важной
частью функционирования и социально-экономического
развития территории. Он создает рабочие
места, разрабатывает и внедряет новые
технологии, максимально учитывает местные
условия, проникает в невыгодные для крупных
предприятий сферы, дает значительную
часть регионального и местного валового
продукта. Благодаря малому управленческому
персоналу и простым организационным
формам он обладает гибкостью к изменениям
внешней среды, мобильностью управления,
быстрой реакцией на требования потребителей.
Однако его развитие сопряжено с рядом
трудностей: ограниченность ресурсов,
большая зависимость от рыночной конъюнктуры,
слабые кредитные возможности, подчинение
целям крупных предприятий, большая длительность
рабочей недели, слабая социальная защищенность
работающих.
Зарубежный и отечественный
опыт позволяют выделить следующие конкретные
виды институтов поддержки малого предпринимательства:
финансовые; бизнес-инкубаторы, технопарки,
промышленные полигоны, агентства и центры
развития, пункты информационного обеспечения;
учебные центры.
При анализе причин, сдерживающих развитие
российского малого бизнеса, специалисты
отмечают, что интересы малых предприятий
могут не совпадать с общим ходом решения
задач, связанных с реструктуризацией
экономики, обеспечением занятости.
Список используемой
литературы
Нормативно правовые
акты
1.Федерального
закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О
развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации"
2.Федеральный
закон Российской Федерации от
22 июля 2008 года N 159-ФЗ г. Москва
Об
особенностях отчуждения недвижимого
имущества, находящегося в
государственной собственности
субъектов Российской Федерации
или в муниципальной собственности
и арендуемого субъектами малого и среднего
предпринимательства, и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации
3. Федеральный
закон Российской Федерации от 24 июля
2007 г. N 209-ФЗ
"О
развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации"
4.Федеральный Закон «Об акционерных
обществах» от 26.12.95 N 208-ФЗ (в редакции
от 13.06.96));
5.Федеральный Закон «О производственных
кооперативах» от 08.05.96 N 41-ФЗ).
6. Гражданский кодекс РФ( гл.1 ч.3
ст.2; ст 69-81; 82-86;87-94;95; 96-104;107-112)
Книги
7.Лапуста,
М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста,
Ю.Л. Старостин. – М. : ИНФРА–М, 2007. – 416
с.
8.Мазоль,
С.И. Экономика малого бизнеса : учебное
пособие / С.И. Мазоль. – Мн. : Книжный дом,
2004. – 272 с
9.Бабин,
В. Значение надежности для потребителей
малых форм предпринимательской деятельности
/ В. Бабин // Предпринимательство. – 2004.
– №6. – С. 68-78.
10.Борисов,
А.Б. Большой экономический словарь / А.Б.
Борисов. – М. : Книжный мир, 2003. – 895 с.
11.Борисов,
С. Малое предпринимательство: в какой
поддержке оно нуждается? / С. Борисов //
Человек и труд. – 2007. – №1. – С. 65-70.
12.Буянов,
В.П. Малый бизнес, средний класс и большие
ожидания / В.П. Буянов // Закон. – 2003. –
№9. – С. 72-77.
13.Виленский,
А. Этапы развития малого предпринимательства
в России / А. Виленский // Вопросы экономики.
– 2006. – № 7. – С. 30–38
Электронные
ресурсы:
14.Википедия
свободная энциклопедия
15.Новосибирская
область
http://www.opora-credit.ru/upload/analytics/RM_Novosibirskaya_oblastj.pdf
Приложение 1
Рис. 1.Отраслевая структура
валового регионального продукта.
Рис. 2. Отраслевая структура
сектора МСП.
Рис.3. Распределение муниципальных
образований по количеству реализуемых
инвесторов.
Рис. 4. Структура финансирования
проекта (тыс.руб).
Рис. 5. Распределение
по стадиям реализации проектов.
Рис. 6. Распределение
инфраструктуры поддержки МСП по типам
организации.
Рис. 7. Эффективность работы
информационно-консультационных организаций
инфраструктуры.
Рис. 8. Источники финансирования
програмных мероприятий развития МСП.
Рис. 9.(слева) Програмное финансирование
мероприятий поддержки малого бизнеса
в муниципальных образованиях (тыс.руб).
Рис. 10.(справа) Програмное финансирование
мероприятий поддержки малого бизнеса
в муниципальных образованиях (расчет
по относительным параметрам).
Рис. 11. Динамика доли муниципальных
закупок у субъектов малого бизнеса.
Рис. 12. Доля муниципальных
закупок у субъектов малого бизнеса(%).
Рис. 13. Направления законодательной
поддержки малого бизнеса на локальном
уровне.
Рис. 14. Социально-экономическое
развитие муниципальных образований.
Рис. 15. Развитие малого
и среднего предпринимательства.
Рис.16
(слева). Развитие малого
и среднего предпринимательства(расчет
по абсолютным показателям).
Рис. 17(справа). Развитие малого
и среднего предпринимательства(расчет
по относительным показателям).
Рис.18. Динамика социально-экономического
развития муниципальных образований.
Рис. 19. Динамика развития
малого и среднего предпринимательства.
Рис. 20. Динамика социально-экономического
развития муниципальных образований.
Рис. 21. Динамика развития
малого бизнеса.
Рис. 22. Рейтинг по административной
поддержке.
Приложение 2
Таблица 1
Показатели
социально – экономического развития
Новосибирской области.
Показатель |
Ед. |
2008г |
2009г |
2010г |
Численность населения |
тыс. чел. |
2637749 |
2639857 |
266640 |
Численность экономически
активного населения |
тыс. чел. |
1430 |
1406 |
1439 |
Инвестиции в основной
капитал |
млн. руб. |
133410 |
100447.66 |
106821.60 |
Выручка от реализации |
млн.руб |
1334100 |
1004476.56 |
1177191.80 |
Таблица 2