Такими актами регулируется
деятельность в отношении: а) подготовки
технических и иных условий для
принятия и осуществления проектных
решений о благоустройстве и
озеленении территории муниципального
образования; б) разработки и согласования
проектов создания или изменения
объектов (элементов) благоустройства
территории, а также их осуществления;
в) организации и осуществления
работ по праздничному оформлению муниципального
образования; г) контроля за использованием,
созданием и изменением объектов
(элементов) благоустройства окружающей
среды и применения штрафных санкций
в случаях правонарушений и иных
действий, связанных с регулированием
деятельности по благоустройству и
озеленению, обязательных нормативов
и стандартов, установленных в
целях обеспечения безопасности жизни,
деятельности и здоровья людей, сохранения
окружающей природной и исторической
среды, иными обязательными требованиями.
Благоустройство
окружающей среды – это совокупная деятельность
по благоустройству территорий муниципальных
образований, изменению (реконструкции),
поддержанию в надлежащем состоянии внешнего
вида зданий, сооружений и объектов благоустройства,
формирующая комфортную среду жизнедеятельности. Объектами благоустройства являются
различные типы открытых пространств
и их окружения: парки, сады, скверы, набережные,
бульвары, площади, улицы (в том числе пешеходные),
дворы, пляжи, аквапарки и др.; внешний
вид фасадов зданий и сооружений (в том
числе временных); временные сооружения
и их комплексы – торговые киоски, павильоны,
стационарные лотки, мини-рынки, летние
кафе, автостоянки, гаражные боксы, отдельно
стоящие объекты наружной рекламы и др.
Деятельность
по благоустройству и поддержанию в надлежащем
состоянии территорий муниципальных образований
осуществляется: а) муниципальными организациями,
на балансе которых они находятся, за счет
средств местного бюджета, а также привлечения
внебюджетных средств; б) землепользователями
в пределах границ отведенного им земельного
участка за счет собственных средств;
в) гражданами и юридическими лицами, за
которыми закреплена прилегающая территория
в установленном порядке. Порядок закрепления
таких территорий устанавливается муниципальными
правовыми актами.
Благоустройство территории муниципального
образования включает в себя: а) вертикальную
планировку и организацию рельефа; б) озеленение;
в) устройство покрытий дорожных и пешеходных
коммуникаций (улиц, площадей, открытых
автостоянок, спортивно-игровых площадок
и прочего); г) устройство уличного освещения;
д) возведение или установку элементов
благоустройства (малых архитектурных
форм, фонтанов, бассейнов, подпорных стенок,
лестниц, парапетов, объектов наружной
рекламы и прочего).
Контроль за благоустройством
территории муниципального образования,
содержанием в надлежащем состоянии
зеленых насаждений на всех территориях
независимо от их правовой принадлежности
осуществляет уполномоченный орган
местного самоуправления. Основаниями
для осуществления контроля наряду
с требованиями названных правовых
актов являются также другие документы
в области безопасности жизни
и здоровья людей, охраны природной
и исторической среды.
Заключение
В соответствии с законодательством
Российской Федерации общее регулирование
градостроительной деятельности относится
к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации, поэтому
регулирование градостроительных вопросов,
кроме тех, которые определены в Градостроительном
кодексе для Российской Федерации, должно
быть нормативно закреплено за субъектами
Российской Федерации, что позволит
оптимизировать систему разграничения
полномочий между органами государственной
власти и местного самоуправления.
Проанализировав существующую
нормативно-правовую базу и правоприменительную
практику, автор считает необходимым дальнейшее
совершенствование федерального законодательства
в части уточнения вопросов местного значения
и принципов организации местного самоуправления.
По мнению автора, полномочия органов
местного самоуправления в градостроительной
сфере могут содержаться и в иных специальных
федеральных законах и делегироваться
в соответствии с действующим законодательством.
В целях обеспечения эффективного
информационного обеспечения градостроительной
деятельности организацию и ведение систематизированного
свода документированных сведений о
развитии территорий, об их застройке,
о земельных участках, об объектах капитального
строительства и иных данных, необходимых
для осуществления градостроительной
деятельности, следует отнести к полномочиям
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Выглядит весьма интересным
регулирование градостроительных правоотношений
посредством развития социального партнерства
между органами государственной власти,
органами местного самоуправления, и населением
на договорных основах, а также совершенствовать
законодательство в части информирования
населения о принимаемых решениях в градостроительной
сфере.
В целях соблюдения права человека
на благоприятные условия жизнедеятельности,
прав и законных интересов правообладателей
земельных участков и объектов капитального
строительства, считается необходимым
не только выявление, но и осуществление
учета мнения населения, выраженного на
публичных слушаниях по градостроительным
вопросам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Нормативные источники
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
- Европейская хартия о местном самоуправлении // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004. № 190-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 16.
- Об общих принципах организации местного самоуправления: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: федеральный закон от 22 мая 2002 г. № 67–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
- Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
- О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 15. – Ст. 1695.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32 – Ст. 3301.
- Устав Тюменской области от 15 июня 1995 г. № 191: по сост. на 24 декабря 2010 г. // Тюменские известия. – 1995. – № 133.
- О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: закон Тюменской области от 15 ноября 2010 г. № 73 // Тюменские известия. – 2010. – № 199. – Ст. 5176.
- О муниципальной службе в Тюменской области: закон Тюменской области от 5 июля 2007 г. № 10 // Тюменские известия. – 2007. – № 121. – Ст. 4381.
- О местном самоуправлении в Тюменской области: закон Тюменской области от 29 декабря 2005 г. № 444 // Тюменские известия. – 2005. – № 295. – Ст. 3962.
- О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области: закон Тюменской области от 3 июня 2005 года № 385 // Тюменская область сегодня. – 2005. - № 98. – Ст. 1473
- О местном референдуме в Тюменской области: Закон Тюменской области от 3 июня 2004 г. № 234 // Тюменские известия. – 2004. – № 120 (121). – Ст. 3502 (3503).
- Научная литература
- Абдрахманов И.С., Яжлев И.К. Экологическая безопасность в градостроительной деятельности / И.К. Абдрахманов, И.К. Яжлев // Бюллетень строительной техники. – 2005. - № 4. – С. 14-17.
- Авакьян С.А. Законодательство в центре и на местах: Перекрестки без тупиков / С.А. Авакьян // Российская Федерация. – 1996. – № 20 – С. 15-17.
- Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов Текст. : (конституционные основы, теория, практика) / С. А. Авакьян. — М.: Издательство Московского университета, 1980. – 232 с.
- Алёхин, А. П. Административное право Российской Федерации / А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. – М.: Зерцало, 1996. - 680 с.
- Алпатов, Ю. М. Городское самоуправление в системе публичной власти Российской Федерации / Ю. М. Алпатов // Государство и право. – 2008. - № 3. – С. 93-97.
- Алпатов Ю.М. Особенности территориальной организации местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге / Ю.М. Алпатов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2008. - № 2. – С. 9-11.
- Андрианов Н.А. О порядке разработки документов градостроительного зонирования территорий поселений / Н.А. Андрианов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 1. – С. 19-23.
- Анисимов А.П. Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое значение / А.П. Анисимов // Право и экономика. – 2004. - № 6. – С. 58-64.
- Берг О.В. Правовые основы осуществления муниципальными образованиями государственных полномочий субъекта Российской Федерации / О.В. Берг // Муниципальное право. – 1999. - № 4. – С. 2-12.
- Волков В.Д. Правовое регулирование местного самоуправления: понятие, принципы, система и гарантии / В.Д. Волков.– Донецк, 1990. – 202 с.
- Герасимов А. Разрешение на строительство / А. Герасимов // Строительство и право. – 2005. – № 12. – С. 67-68.
- Гордюк А.В. Применение законодательства о самовольных постройках / А.В. Гордюк // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. – 2008. – № 4. – С. 28-31.
- Дементьева, О.А. Градостроительная деятельность муниципальных образований: тенденции законодательного регулирования / О.А. Дементьева // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 2. – С. 58 – 66.
- Ершов Ю. Проблемы статуса самовольных построек / Ю. Ершов // Юрист. – 2006. – № 11. – С.12-13.
- Замотаев А. А. О некоторых дискуссионных вопросах установления границ и статусов муниципальных образований / А. А. Замотаев // Муниципальное право. – 2005. – № 1. – С. 33-41.
- Зенин С. С. Публичные слушания: понятие и признаки / С. С. Зенин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – №2. – С 35.
- Иванова Т.Г. Правовое регулирование межевания / Т.Г. Иванова // Экологическое право. – 2003. – № 2. – С. 16-24.
- Киричук С.М. Законодательные основы муниципального управления: реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 / С. М. Киричук // Право и экономика. – 2005. – № 11. – С. 3-10.
- Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Д.С. Велиева, В.В. Лысенко , Ю.В. Капитанец и др. [электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Куракина Е.В. Правовые проблемы использования земель сельских поселений в целях строительства // Законодательство и экономика. 2005. – № 10. – С . 60-63.
- Кутафин О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник 3-е изд., перераб. и доп./ О.Е. Кутафин, В.И.Фадеев. – Москва: ТК Велби, 2006. – 422 с.
- Лисица В.Н. Направления совершенствования действующего федерального законодательства при разграничении полномочий между различными органами власти / В.Н. Лисица // Конституционное и муниципальное право. – 2003. – № 6. – С. 31-34.
- Макарова O.A. Общая характеристика градостроительного законодательства / O.A. Макарова // Правовые вопросы строительства. – 2004. – № 1. – С. 3-6.
- Местное самоуправление в современной России: основы муниципальной экономики / М.Б. Горный, В. Н. Иванова, А. Т. Ошурков, Н. И. Скрябина. – Москва: Весь Мир, 2000. – 235 с.
- Митягин С.Д. Эффективность градостроительной деятельности / С.Д. Митягин // Промышленное и гражданское строительство. – 2005. – № 1. – С. 13-17.
- Муниципальное право России: учебник / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. – Москва: Юристь, 2005. – 362 с.
- Муниципальное право России: учебник 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. – Москва: Юрист, 2006. – 382 с.
- Очеретина М.А. Понятие и типология института публичных слушаний / М. А. Очеретина // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 23. – С. 22 - 25.
- Москвин-Тарханов М.И. Градостроительство: комплексные правовые институты / М.И. Москвин-Тарханов // Российская правовая газета. Экономика и жизнь-Юрист, 2005. – № 45. – С. 1.
- Пешин Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели / Н. Л. Пешин. – Москва: Статут, 2007. – 461 с.
- Покровский С.Г., Осетров А.Е. Географические проблемы современного землепользования. / С.Г. Покровский, А.Е. Осетров – М.: Издательство «Московский университет», 2003. – 117 с.
- Помещикова С.А. Градостроительство и полномочия органов местного самоуправления / С.А. Помещикова // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5 – С. 39-43.
- Ромашов Р. А. Феномен города в социокультурном и политико-правовом измерении / Р. А. Ромашов // Журнал российского права. – 2009. – №11. – С. 53-68.
- Роньжина О. В. Уникальные стадии правотворческого процесса (к вопросу о форме публичных слушаний) / О.В. Роньжина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – № 1. – С. 3 - 5.
- Синцов, В. Н. Конституционно-правовые аспекты местного самоуправления как формы осуществления народовластия / В. Н. Синцов // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 13. – С. 33 -36.
- Таболин В. В. Городское право как институт муниципального права Текст. / В. В. Таболин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 9. – С. 64 - 66.
- Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях: 2-е изд, доп. / Под ред. Э.К. Трутнева. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 376 с.
- Уткин Б.И. Градостроительство или землеустройство? / Б.И. Уткин // М: Юрист, 2005. – № 9. – С. 28-31.
- Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении / Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2008. – № 3. – С. 3 - 15.
- Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник / Е. С. Шугрина. -Москва: Проспект, 2004. – 296 с.
1 Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации.
– 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 16.
2 Комарова В.В. Институт публичных слушаний
- форма народовластия (понятие, виды, правовые основы)
// Конституционное и муниципальное право.
2006. - № 9. - С. 19.
3 Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации” от 6 октября 2003 г. о непосредственной
демократии // Право и политика. 2004. - №
3. – С. 30.