Понятие и функции муниципальных хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы дать характеристику типам муниципальных хозяйствующих субъектов.
Задачи работы:
Исследовать законодательные основы деятельности муниципальных хозяйствующих субъектов;
Анализ структура понятия и видов муниципальных хозяйствующих субъектов;
Рассмотреть методы управления муниципальными хозяйствующими субъектами на примере Любимского района.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Муниципальные хозяйствующие субъекты: понятие, виды, теоретические основы деятельности………………………………………….6
1.1 Законодательные основы деятельности муниципальных хозяйствующих субъектов…………………………………………………………………………..6
1.2. Понятие и виды муниципальных хозяйствующих субъектов……………..9
2. Муниципальные хозяйствующие субъекты в системе муниципального хозяйства………………………………………………………………………...12
2.1 Экономические показатели деятельности муниципальных предприятий Любимского муниципального района………………………………………….12
2.2 Система управления муниципальными предприятиями в Любимском муниципальном районе………………………………………………………….16
2.3 Особенности статуса и организации управления муниципальными учреждениями……………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………...34
Список источников и литературы…………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Состав и правовой статус.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Все государственные и муниципальные учреждения будут делиться на три типа: автономные, бюджетные и казенные (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Статус казенного учреждения практически аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действующим законодательством. Так, за казенным учреждением закреплено имущество на праве оперативного управления, распоряжаться которым учреждение вправе только с согласия собственника имущества, учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет его собственник (п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Все доходы казенного учреждения, полученные от деятельности, должны перечисляться в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Правовое положение бюджетного учреждения при переходе к новому статусу изменится, но при этом неизменным  остается следующее:

  1. счета – в казначействе;
  2. закупки по 94-ФЗ;
  3. не потребуется переназначение руководителей;
  4. недвижимым имуществом не может распоряжаться без согласия собственника;
  5. лицензии (иные разрешительные документы) сохраняются;
  6. имущество сохраняется без перезакрепления.

Организационные мероприятия должны быть завершены  
до 1 июля 2012 года (переходный период). С этой целью нужно  внести изменения в Уставы до 1 декабря 2011 года.

Основные изменения коснутся следующих позиций. 

1) Изменение  механизма финансового обеспечения  деятельности – переход на субсидии.

1) Учреждение  будет владеть имуществом на  праве оперативного управления  и вправе будет распоряжаться  им, за исключением особо ценного  движимого и недвижимого имущества.

2) Полученными  от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение сможет распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ), но заключать крупные сделки можно будет только с согласия учредителя (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

3) По своим  обязательствам бюджетное учреждение  будет отвечать всем находящимся  у него на праве оперативного  управления имуществом, кроме особо  ценного. При этом собственник  не несет субсидиарную ответственность  по обязательствам бюджетного учреждения (соответствующее дополнение будет сделано в п. 2 ст. 120 ГК РФ).

4) Бюджетные  учреждения не вправе будут  отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, финансирование  которого будет осуществляться  в виде субсидий из соответствующего бюджета (новая ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

С 1 января 2011  года  отменяется субсидиарная ответственность  учредителя (собственника)  за  долги  бюджетных учреждений, если правоотношения возникли после 1 января 2011 года. За предыдущие долги ответственность сохраняется.

Расширяются права по использованию и распоряжению движимым имуществом:

- самостоятельно  распоряжаются «иным» движимым  имуществом  и движимым имуществом, приобретенным за счет «собственных» средств».

83-ФЗ  дополнил  Закон  от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» новым понятием  -  типы учреждений.  Типами  учреждений  признаются: автономные, бюджетные, казенные.

Появилось новое понятие – изменение типа учреждения, которое не является реорганизацией.

Таким образом, упрощается процедура перехода учреждения одного типа в другой, необходимо только внести изменения в Устав.  Казенное учреждение может перейти в бюджетное или автономное и обратно!!! Точно также и бюджетное (автономное) учреждение может стать казенным!!!

При первичном создании казенных учреждений в силу 83-ФЗ (путем изменения статуса существующего учреждения) организационные мероприятия минимизированы  - не переназначается руководитель, не перезакрепляется имущество, продолжают действовать лицензии  и  разрешения, не производится переригистрация.     

Самые сложные проблемы для органов местного самоуправления связаны с регулированием деятельности МУП. В большинстве муниципальных образований они обеспечивают оказание населению основной части жизненно важных муниципальных услуг в жилищно-коммунальном комплексе. Во многих муниципальных образованиях МУП действуют также в сферах торговли (муниципальные магазины и рынки), бытового обслуживания населения, здравоохранения (аптеки), культуры (кинотеатры), массовой информации (газеты, теле- и радиокомпании), производства отдельных видов продукции (молокозаводы, хлебозаводы, асфальтобетонные, кирпичные заводы и т.п.). Многие из них являются местными монополистами. В некоторых крупных городах число МУП измеряется сотнями, в малых муниципальных образованиях может быть всего одно или несколько многопрофильных МУП.

Функции уполномоченного органа местного самоуправления в отношении унитарного предприятия показаны на рис.1.

 

                        ┌─────────┐

                        │ Функции │

                        └────┬────┘

┌──────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────────┐

│   Утверждает устав МУП   ├─┤ │   Определяет предмет, цели    │

└──────────────────────────┘ ├─┤     и задачи деятельности     │

┌──────────────────────────┐ │ └───────────────────────────────┘

│ Формирует уставный фонд  ├─┤ ┌───────────────────────────────┐

└──────────────────────────┘ ├─┤  Утверждает цены и тарифы     │

┌──────────────────────────┐ │ │  на продукцию и услуги МУП    │

│  Назначает по контракту  │ │ └───────────────────────────────┘

│   и снимает директора,   ├─┤ ┌───────────────────────────────┐

│ согласовывает назначение │ │ │      Определяет порядок       │

│   главного бухгалтера    │ │ │   составления и утверждения   │

└──────────────────────────┘ ├─┤ показателей плана (программы) │

┌──────────────────────────┐ │ │ финансово-хозяйственной       │

│   Принимает решения о    │ │ │         деятельности          │

│  проведении аудиторских  ├─┤ └───────────────────────────────┘

│   проверок, утверждает   │ │

│    бухгалтерский отчет   │ │ ┌───────────────────────────────┐

└──────────────────────────┘ │ │     В случае реорганизации    │

┌──────────────────────────┐ │ │   или ликвидации предприятия  │

│   Осуществляет контроль  │ │ │    назначает ликвидационную   │

│     за сохранностью      ├─┴─┤     комиссию и утверждает     │

│   и использованием по    │   │     ликвидационный баланс     │

│ назначению имущества МУП │   └───────────────────────────────┘

└──────────────────────────┘

 

Рис. 1. Функции уполномоченного органа местного самоуправления в отношении муниципального унитарного предприятия (МУП)

 

Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам МУП, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. МУП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться без согласия органа местного самоуправления. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.

Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения; многие доведены до банкротства. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Через некоторое время МУП неизбежно становится банкротом. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций. Будучи местными монополистами, они крайне отрицательно относятся к появлению конкурентов в сферах своей деятельности.

Сама форма хозяйственного ведения, на основе которой имущественные комплексы МУП передаются их директорам, крайне неэффективна и обременительна для муниципального образования. После заключения договора (контракта) с руководителем МУП органы местного самоуправления фактически не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, кроме случаев, оговоренных законодательством и уставом предприятия. В отличие от акционерных обществ, где деятельность исполнительной дирекции подконтрольна совету директоров и собранию акционеров, а финансовую деятельность ежегодно проверяет ревизионная комиссия, директор МУП действует практически бесконтрольно. Зачастую неэффективное управление МУП приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги судебными приставами и таким образом утрачивается муниципальная собственность, а органы местного самоуправления не вправе воспрепятствовать этому. Поэтому за экономической деятельностью муниципальных унитарных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль. В зарубежной практике формы хозяйственного ведения не существует.

Специфика управления муниципальными учреждениями определяется их социальной значимостью для населения муниципального образования и ограниченными возможностями местного бюджета для их финансирования. Муниципальных учреждений в большинстве муниципальных образований значительно больше, чем предприятий. К муниципальным относится большинство учреждений дошкольного и общего школьного образования, культуры (театры, музеи, клубы, библиотеки и т.п.), здравоохранения (больницы, поликлиники, аптеки), социальной защиты (комплексные центры социального обслуживания, приюты для детей и взрослых).

Для муниципальных учреждений органы местного самоуправления определяют цели и задачи, утверждают уставы, назначают и отстраняют от должности руководителей, утверждают тарифы на платные услуги и льготы для отдельных социальных групп населения, осуществляют контроль качества предоставляемых услуг, утверждают сметы расходов и финансируют деятельность учреждений в соответствии с объемом муниципального заказа. В целях повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений актуальной является задача перехода от сметного финансирования к подушевому и расширение их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.

В социальной сфере в последнее время усиливается роль частного сектора в оказании отдельных видов услуг. В соответствии с Федеральным законом 2003 года15 представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании в этих целях некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Возможно также преобразование действующего муниципального учреждения в автономную некоммерческую организацию. Придание ей статуса юридического лица и повышение самостоятельности в расходовании средств должны привести к повышению качества услуг и эффективности работы, а также к экономии бюджетных средств. Органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в создании конкурентной среды и в этой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект в условиях рыночной экономики, общая характеристика, основные признаки предприятий.

Предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица, под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде. Предприятие как самостоятельно действующий субъект должно иметь самостоятельный баланс или смету, свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

К муниципальным хозяйствующим субъектам, составляющим муниципальный сектор экономики, относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные учреждения.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного является казенное предприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Муниципальное учреждение - это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Наряду с муниципальными учреждениями, муниципальные образования вправе создавать некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации. Муниципальные образования вправе выступать учредителями хозяйствующих субъектов в следующих организационно-правовых формах:

- коммерческие - открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, муниципальные унитарные предприятия;

- некоммерческие - муниципальные учреждения, некоммерческие партнерства, фонды и автономные некоммерческие организации.

Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Особенность управления названными хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им.

Информация о работе Понятие и функции муниципальных хозяйствующих субъектов