Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:39, реферат
Переход экономики страны к рынку и формированию рыночных отношений требует динамичного и сбалансированного развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортную инфраструктуру. В настоящее время транспортная инфраструктура выдвинулась и заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование экономики страны, стала важнейшим условием ее дальнейшего развития и вхождения регионов в мировое хозяйство. Вместе с тем характерной особенностью транспортной инфраструктуры в течение последних лет стал ее экономический кризис из-за транспортной зависимости страны, физического и морального износа материально-технической базы, диспропорций и неравномерность размещения и развития ограниченности выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного механизма функционирования и управления. Транспортная инфраструктура, являясь важным фактором вывода экономики страны из экономического кризиса, из-за недостаточного уровня развития и размещения стала фактически сдерживающим фактором развития экономики. Транспортная инфраструктура в рамках любого региона должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую транспортную инфраструктуру, которая полностью удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах.
Введение 2
1. Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры 3
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры 3
1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры 6
1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой. Пути их решения 9
Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области 12
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры 12
2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения 20
Заключение 25
Список используемой литературы 26
В частности, согласно Программе, на железнодорожном транспорте предусматривается:
поэтапное обновление и модернизация
основных производственных фондов, повышение
безопасности движения и качественного
обеспечения платежеспособного
спроса на перевозки пассажиров и
грузов; внедрение информационно-
рационализация взаимодействия
с другими видами транспорта, развитие
мультимодальных перевозок и
совершенствование
электрифицированы 3,4 тыс. км
железнодорожных линий; построены
или и модернизированы
В дорожном хозяйстве предусматривается:
увеличить протяженность
- с 20 до 30 процентов и
др. Для достижения поставленных
в подпрограмме задач должны
быть построены,
Таким образом, государство собирается вложить в развитие транспортной инфраструктуры немалые средства. Однако непрозрачность процесса реализации проектов ставит эффективность предлагаемых мер под вопрос. Кроме того, не до конца очевидно распределение обязанностей между федеральным и региональным уровнями, так как в ряде субъектов федерации существуют собственные программы развития транспортной согласовывать с соседними территориями, чтобы инфраструктуры, которые необходимо избежать неравномерного развития отрасли. [1]
Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры
Тюмень была поставлена на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке», за который шла вековая борьба кочевников южной Сибири. Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далёкого Востока. Первоначальное население города соответствовало его пограничному положению. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилым людям: боярам, стрельцам, казакам. В первые годы город подвергался нападениям татар и калмыков. В Тюмени находилась первая в Сибири Ямская слобода, основанная в 1605 году. Постепенно, с исчезновением военной угрозы, первоочередным занятием горожан становятся ремёсла. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, кожевенное производство.
В XIX веке одновременно с упадком Тобольска город входит в полосу расцвета. Особый импульс его развитию придало проведение через город Транссибирской магистрали. Неслучайно граф Посьет, настоявший на тюменском маршруте железной дороги, был удостоен звания почётного гражданина города.
Начиная с 1918 года Тюмень претендует
и на административные функции, окончательно
закреплённые за нею в 1944 году созданием
Тюменской области. В годы Великой
Отечественной войны
После открытия в Тюменской области в 1960-х годах крупных месторождений нефти и газа вся жизнь города была подчинена выполнению нефтесервисных и транспортных функций, необходимых для обеспечения потребностей Тюменского Севера. [18: http://tumenn.ru/]
Область расположена на перекрестке
важнейших транспортных коридоров,
идущих с Запада на Восток и связывающих
регионы Европейской части
На территории области развит железнодорожный, автомобильный транспорт, расположена сеть магистральных нефте- и газопроводов, имеются продуктопроводы по поставке ШФЛУ (углеводородное сырье) на Тобольский нефтехимический комбинат из северных автономных округов и по поставке нефтепродуктов, соединяющий г. Тюмень с сетью нефтепродуктопроводов компании «Транснефтепродукт». Реки Обь-Иртышского речного бассейна (Тура, Тобол, Иртыш) с развитой портовой инфраструктурой обеспечивают выход на Северный Морской путь. В Тюмени расположен международный аэропорт «Рощино».
Через территорию современной
Тюменской области исторически
проходили важнейшие
· Область является перекрестком дорог, идущих с Запада на Восток, с Юга на Север.
Основные автомобильные магистрали:
· Дорога «Москва-Владивосток»,
которая войдет в формирующийся
транснациональный коридор «
· Федеральная автомобильная магистраль, соединяющая юг Тюменской области с ХМАО-Югра и ЯНАО.
Грузооборот крупных и
средних предприятий
– Реки Обь-Иртышского речного бассейна с развитой портовой инфраструктурой обеспечивают выход на Северный Морской путь.
– В Тюменской области расположены 2 речных порта – в г. Тюмени и в г. Тобольске, второй из которых выполняет главную роль в системе речных пассажирских и грузовых перевозок между севером и югом области.
– Общий грузовой оборот
Тобольского речного порта
– Навигация составляет 6 месяцев в году.
– На территории Тюменской области, включая автономные округа, функционируют 5 международных аэропортов.
– Международный аэропорт «Рощино» в г. Тюмени выступает в роли узлового регионального аэропорта для связи Севера и Юга области. Кроме того, географическое положение его благоприятно для промежуточных посадок самолетов на магистральных маршрутах Европа – Китай, Европейская часть России – Дальний Восток, Сибирь.
– Тюмень в железнодорожной сети области выполняет роль связующего звена между севером и югом области, через город также проходит северная ветка транссибирской магистрали, связывающая Центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
– С началом реализации
проекта «Обход Республики Казахстан»,
по строительству ветки Курган-
Автомобильный общественный транспорт
Для Тюменской области автомобильный транспорт имеет большое значение, являясь основным фактором, обеспечивающим экономическую и социальную стабильность общества, мобильность населения, развитие территории области.
Пассажирское обслуживание
населения юга Тюменской
Автобусный парк, задействованный на регулярных маршрутах, насчитывает 1145 единицы, в том числе частной собственности – 202, муниципальной – 351, областной – 592 единицы.
Также в городах Тюмень, Тобольск, Заводоуковск, Ишим и Ялуторовск привлечено для работы на городских маршрутах 1067 единиц подвижного состава (338 автобусов и 729 микроавтобусов), принадлежащих индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям.
В 2006 году автомобильным транспортом общего пользования с учетом индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками, перевезено 267,3 млн. человек. Пассажирооборот составил 2075,7 млн. пасс.-км. За 2007 год по оперативным данным автомобильным транспортом общего пользования перевезено 263,5 млн. человек.
Для обслуживания пассажиров на междугородных и пригородных автобусных маршрутах по югу Тюменской области действуют 7 автовокзалов и 23 автостанции, из них 5 автовокзалов и 15 автостанций входят в состав ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций».
В 2005 году проведена реконструкция Исетской и Упоровской автостанций, в 2006 году сдана в эксплуатацию Абатская автостанция, в 2007 году завершена реконструкция Ялуторовского и Тобольского автовокзалов. В 2008 году планируется строительство и реконструкция автовокзалов и автостанций в г.Ишиме, в селах Казанское, Юргинское и Ярково.
Общий износ подвижного состава составляет 65,5 %, в том числе: областной собственности – 44,3 %, муниципальной – 58,3 %, собственности предприятий – 92 %.
Для обновления подвижного состава проводится капитальный ремонт автобусов областной собственности, а также приобретаются новые автобусы.
В настоящее время за счет средств областного бюджета капитальный ремонт автобусов проводится на Ялуторовском автомобильном заводе. За период с 2003 по 2006 годы всего отремонтировано 165 автобусов, в 2007 году отремонтировано 68 единиц подвижного состава.
Для пассажирских автотранспортных
предприятий юга области в 2007
году приобретено 166 автобусов, в том
числе для предприятий
Железнодорожный транспорт
В Западно-Сибирском регионе, где осуществляется добыча 90% российского газа, огромную значимость в обеспечении народно-хозяйственными грузами северных городов области играет железная дорога. Благодаря железнодорожному транспорту функционируют и добывают углеводородное сырье нефтегазопромыслы в Сургуте, Нижневартовске, Надыме, Новом Уренгое, Ямбурге.
В настоящее время железной дорогой обеспечивается потребность в перевозке грузов для уже построенных на севере области городов и градообразующих предприятий, связанных с переработкой нефти.
Все грузовые и пассажирские
перевозки в области
Тюменский железнодорожный
узел обеспечивает отправление и
приемку грузов и пассажиров как
с главного направления Транссибирской
магистрали, так и в направлении
Ханты-Мансийского и Ямало-
Крупнейшая сортировочная станция Войновка отправляет в сутки на север в среднем по 26 грузовых поездов и перерабатывает весь поток грузов, идущий с севера.
Направления совместной деятельности
Свердловской железной дороги и Правительства
Тюменской области ежегодно определяются
социально-экономическим
Водный транспорт
Речной транспорт –
являясь составной частью транспортного
комплекса и одним из старейших
его видов, играет большую роль в
становлении и развитии экономики
области. В период интенсивного освоения
нефтегазовых недр Западной Сибири именно
речным транспортом осуществлялись
доставки строительных материалов, оборудования
для обустройства нефтегазовых месторождений,
строительства городов и
Пассажирские перевозки водным транспортом на территории юга области осуществляют:
· - ОАО «Северречфлот» (г. Ханты-Мансийск) - линию Тобольск – Ханты-Мансийск на участке Тобольск - Бобровка;
· - ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» (г. Тюмень) – линию Тобольск - Малая Бича – Тобольск.
Развитие транспортной инфраструктуры региона резко ускорилось с открытием крупнейших месторождений углеводородного сырья в ХМАО-Югре и ЯНАО. [11]