Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:39, реферат
Переход экономики страны к рынку и формированию рыночных отношений требует динамичного и сбалансированного развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортную инфраструктуру. В настоящее время транспортная инфраструктура выдвинулась и заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование экономики страны, стала важнейшим условием ее дальнейшего развития и вхождения регионов в мировое хозяйство. Вместе с тем характерной особенностью транспортной инфраструктуры в течение последних лет стал ее экономический кризис из-за транспортной зависимости страны, физического и морального износа материально-технической базы, диспропорций и неравномерность размещения и развития ограниченности выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного механизма функционирования и управления. Транспортная инфраструктура, являясь важным фактором вывода экономики страны из экономического кризиса, из-за недостаточного уровня развития и размещения стала фактически сдерживающим фактором развития экономики. Транспортная инфраструктура в рамках любого региона должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую транспортную инфраструктуру, которая полностью удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах.
Введение 2
1. Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры 3
1.1 Понятие транспортной инфраструктуры 3
1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры 6
1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой. Пути их решения 9
Глава 2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области 12
2.1 Характеристика транспортной инфраструктуры 12
2.2 Проблемы транспортной инфраструктуры и пути их решения 20
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Были проложены транспортные
коридоры ведущие на север региона
– железная дорога Тюмень-Тобольск-Сургут
и далее на Н.Уренгой и Надым,
автомобильный коридор Тюмень-
Территория Тюменской области (без АО) стала основным «логистическим центром» через который осуществлялись основные объемы поставок грузов для освоения природных богатств Севера Западной Сибири.
Особенности географического положения региона:
- относительная близость
к крупным промышленным
- прохождение важнейших
транспортных коридоров как
- умеренно-благоприятные климатические условия.
Через Тюменскую область (без автономных округов) проходят важнейшие транспортные коридоры, соединяющие как северные автономные округа с транспортной системой страны, так и регионы Сибири и Дальнего Востока с Уралом и Центральной Россией:
• железные дороги:
- «Москва-Владивосток» (Транссиб);
- Тюмень-Тобольск-Сургут-Новый Уренгой-Надым.
• федеральные автомобильные дороги:
- «Екатеринбург–Тюмень–Ишим–
- «Тюмень-Ханты-Мансийск
с подъездом к г. Сургут»,
являющаяся частью важнейшего
для региона транспортного
• водные пути - судоходные реки Иртыш, Тобол, Тура. Расположены крупный Тобольский речной порт, Тюменский речной порт.
Имеется международный аэропорт (а/п «Рощино» г. Тюмени) (в настоящее время германская компаниея Hochtief ведет разработку перспективного плана развития аэропорта).
В области расположено 4 таможенных поста: в г. Тюмени (аэропорт «Рощино» и район «Гилево»), в г. Ишиме и в Казанском районе (в районе пограничного перехода Ельцово, соединяющий Тюменскую область и республику Казахстан). В 2007 г. ДАПП «Казанское» сменил статус с двухстороннего на многосторонний, что повышает возможности развития внешнеторговых связей и роста грузооборота со странами Центральной Азии.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования по состоянию на конец 2006 г. составляет 11373,8 км, из них федеральные - 1022 км, областные - 9132,7 км, дороги муниципальных образований отнесенные к дорогам общего пользования – 1218,7 км. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 78,9% в общей протяженности дорог общего пользования.
В области продолжается активная работа по формированию современной, развитой и эффективной сети автомобильных дорог. При этом основной упор сделан на реконструкцию и ремонт существующей дорожной сети с целью доведения ее до нормативного состояния.
С 2005 по 2007 год было построено и введено в эксплуатацию 122 км новых и отремонтировано 1380 км автомобильных дорог, построено 24 моста общей протяженностью 6127 пог/м.
Осуществлялась реконструкция
и строительство важнейших
- дороги «Тюмень - Тобольск
- Сургут - Новый Уренгой-Надым»
- с 2006 года ведутся активные
работы по строительству новой
трассы «Тюмень - Нижняя Тавда
– Междуреченский», которая
- большие объемы работ
выполнены на строительстве
- строительство автомобильной
дороги «Обход республики
Велось строительство
и внутриобластных дорог «
Развития транспортной сети
Тюменской области, реализация на ее
территории крупных транспортно-
Развитие транспортно-
Железнодорожный транспорт:
Тюменское отделение http://www.uralfirm.ru/
Речной транспорт: - ОАО «Тобольский речной порт», ОАО «Речное пароходство «Нефтегаза», ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство».
Воздушный транспорт: филиалы авиакомпаний «Ямал» и «ЮТэйр», ЗАО «Тюменьспецавиа», ООО «Восток».
Через административный центр региона – г. Тюмень - проходит Транссибирская железнодорожная магистраль (Москва-Владивосток), а также единственная железная дорога, соединяющая транспортные потоки северных автономных округов с другими регионами. Развит авиационный транспорт. Из международного аэропорта города Тюмени совершаются полеты как по России, так и в страны СНГ и дальнего зарубежья.
Тюменская область является перекрестком автомобильных дорог России, идущих с Запада на Восток, с Севера на Юг.
Так, по территории Тюменской области проходит 2 основные автомобильные магистрали страны:
1. Дорога «Москва-Владивосток»,
которая войдет в
2. Федеральная автомобильная
магистраль, соединяющая юг Тюменской
области с Ханты-Мансийским
В регионе накоплен уникальный
успешный опыт крупных иностранных
и российских вложений (ТНК-ВР, Шлюмберже,
Сибур Холдинг, Юнимилк, Очаково, Бентек,
Меса Ималат, и др.), который во многом
стал возможен благодаря современной
системе государственной
2.2 Проблемы транспортной
инфраструктуры и пути их
Бюрократические препоны на пути документальных согласований и принятия решений в развитии транспортной инфраструктуры, проблемы ценообразования при разработке смет, участие российских компаний в крупных инвестиционных проектах и другие. Главной проблемой является взаимодействия бизнеса и власти в развитии дорожной и транспортной инфраструктуры. Этот вопрос в принципе является важнейшим фактором для стимулирования спроса потребителей, а в условиях кризиса становится просто необходимым условием выживания экономики страны.
В настоящее время у региональных властей есть установка на экономию средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог, к тому же действует развращающая система административного наказания за нарушение правил ремонта и содержания дорог. Эти и другие факторы приводят к очень высокой стоимости строительства новых и ремонта существующих дорог, а соответственно и к крайне низким темпам строительства. Коммерческие предприятия и государственные компании перевозят по стране грузы со скоростью всего 200-300 км. в день (в Европе этот показатель выше в 4 раза). И доля транспортных расходов составляет до 50% себестоимости продукции.
Очевидно, что решение
подобных проблем должно быть системным
и требующим согласованных
Следующая проблема - недостаточная
организация транспортного
Субсидируемые социально-значимые маршруты по югу Тюменской области:
1. Тобольск-Вагай-Осиновская-
2. Тобольск-Лайтамак-Янгутум-
3. Тобольск-Лайтамак-
4. Тобольск-Лайтамак-Тобольск
5. Тобольск-Ишменево-Ачиры-
6. Уват-Кирсарай-Уват
В целях удешевления стоимости
проезда на пригородных поездах,
являющихся социально-значимыми для
малообеспеченных слоев населения,
Правительством Тюменской области
устанавливаются сниженные
Благодаря принимаемым мерам тарифы на пригородные перевозки на территории Тюменской области в полтора- два раза ниже, чем в других областях Уральского федерального округа.
В целях обновления автобусного парка с 2007 года осуществляется субсидирование автотранспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования. Данное мероприятие позволит пассажирским автотранспортным предприятиям самостоятельно приобретать подвижной состав. Субсидии предоставляются предприятиям на компенсацию части расходов по приобретению нового транспорта, в том числе по договору финансовой аренды либо с использованием заемных средств, а также на компенсацию части процентной ставки по кредитам.
В целях увеличения собираемости доходов на линии и оптимизации маршрутной сети в 2008 году планируется внедрить автоматизированную систему оплаты проезда на пассажирском автомобильном транспорте Тюменской области. Данное мероприятие позволит снизить нагрузку на бюджет, определить целесообразность работы конкретного маршрута, в том числе открытия нового маршрута, определить объемы перевозок на каждом конкретном маршруте и по времени суток.
В целях создания на территории
Тюменской области развитого
транспортно-логистического комплекса
на основе современных требований и
норм осуществления транспортно-
1. Строительство и модернизация транспортной инфраструктуры.
В частности федеральные
дороги, проходящие по территории региона,
требуют ремонта и
2. Строительство в городе
Тюмени и ряде других
3. Развитие рынка транспортно-
- Реконструкция складских
комплексов, строительство и реконструкция
контейнерных площадок на
- Привлечение крупных
транспортно-логистических
4. Создание соответствующей
системы информационного
5. Образовательная деятельность по подготовке специалистов в сфере транспорта и логистики в действующих на территории региона учебных заведениях.