Порядок и особенности формирования общественной палаты России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ конституционно-правового статуса Общественной палаты Российской Федерации.
В данной работе предлагается решить следующие задачи:
- проследить исторические предпосылки создания Общественной палаты Российской Федерации;
- провести анализ правовой основы деятельности Общественной палаты Российской Федерации;
- определить основные цели и задачи Общественной палаты РФ;
- осуществить анализ формирования Общественной палаты РФ.

Содержание

Введение 3
1. История развития и правовая основа Общественной палаты РФ 5
1.1. Исторические предпосылки создания Общественной палаты России 5
1.2. Правовая основа деятельности Общественной палаты Российской Федерации 10
2. Порядок и особенности формирования общественной палаты России 20
2.1. Основные цели и задачи Общественной палаты РФ 20
2.2. Порядок и особенности формирования Общественной палаты России 25
Заключение 32
Библиография 35

Вложенные файлы: 1 файл

Общественная палата.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, любой закон, затрагивающий деятельность Общественной палаты, непременно должен соответствовать основным положениям Конституции Российской Федерации. Применительно к комментируемому Закону отметим отдельные статьи Конституции Российской Федерации, непосредственно затрагивающие основные аспекты деятельности Общественной палаты.

 

 

 

2. Порядок и особенности формирования общественной палаты России

 

2.1. Основные цели и  задачи Общественной палаты РФ

 

 

Правовой статус Общественной палаты, основные принципы ее формирования и деятельности определяются Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации"17.

Согласно Закону Общественная палата является организационной формой взаимодействия граждан России с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов населения, защиты прав граждан и их объединений при проведении государственной политики, осуществления общественного контроля деятельности органов публичной власти.

Представительная природа Общественной палаты РФ проявляется в ее целях и задачах.

В целом, если разграничивать понятия "цель" и "задача", несмотря на все их сходство и направленность на развитие и достижение определенного результата, задачу можно определить как определенный желаемый результат в перспективе долгосрочного планирования, а цель - в перспективе краткосрочного планирования.

Задачи деятельности Общественной палаты можно определить следующим образом.

Во-первых, по субъектному составу возникающих правоотношений задача Общественной палаты сводится к регулированию деятельности и, что еще более важно, к взаимодействию:

- граждан Российской Федерации;

- общественных объединений;

- органов государственной власти;

- органов местного самоуправления18.

Во-вторых, деятельность Общественной палаты необходима для решения наиболее важных вопросов по направлениям деятельности:

- экономическое и социальное развитие;

- обеспечение национальной безопасности;

- защита прав и свобод граждан  Российской Федерации;

- защита конституционного строя  и демократических принципов  развития гражданского общества  в нашей стране19.

В соответствии с вышеизложенным соответственно к целям деятельности Общественной палаты относятся следующие.

1. Привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, что, по сути, означает, что граждане и различные формы их объединений должны участвовать в формировании и проведении различного рода мероприятий по претворению в жизнь нормативных правовых актов и тех целей, ради которых они принимаются на федеральном, региональном или местном уровне.

В целом можно выделить следующие виды государственной политики в Российской Федерации: молодежная политика, антикоррупционная политика, политика в области защиты прав инвалидов, жилищная политика, социальная политика и ряд других.

Таким образом, государственную политику в какой-либо области правоотношений можно определить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуются в своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические и физические лица в отношении предмета государственной политики, а также сама деятельность вышеперечисленных лиц в отношении данного предмета.

2. Выдвижение и поддержка гражданской  инициативы, в том числе при направленности на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений.

В целом наличие этой задачи является базовым, так как, с одной стороны, Общественная палата учреждается в гражданском обществе, существование которого невозможно без гражданско-политической активности большинства его членов, а с другой - деятельность Общественной палаты направлена не только на сохранение, но и на развитие этого гражданского общества, что предполагает достаточно высокий уровень правовой культуры и правового сознания в этом обществе.

Только при определенной степени развития правовой культуры, определенном наборе представлений о принципах и особенностях существования и развития социума можно говорить о наличии в обществе гражданской инициативы.

Сама же по себе гражданская инициатива направлена на регулирование деятельности общества и его отдельных членов посредством регламентации и установления правил и, следовательно, создание новых и усовершенствование старых законов и нормативных актов.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ. Кроме того, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (п. 2, 3 ст. 17 Конституции РФ), что, по сути, означает, что свобода одного при реализации его прав и законных интересов заканчивается там, где начинается свобода другого.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

3. Проведение общественной экспертизы  проектов нормативных правовых  актов следующих уровней:

- на федеральном уровне (федеральные  законы, федеральные конституционные  законы);

- на региональном уровне (законы, постановления и др.);

- на местном уровне (постановления, распоряжения и др.).

В законотворческом процессе традиционно стадию законодательного процесса определяют как относительно обособленный этап разработки, принятия и опубликования законов, урегулированный нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. Именно поэтому стадии законодательного процесса детально регламентированы по субъектному составу, срокам, характеру действий, правам и обязанностям участников.

В целях проведения общественной экспертизы законопроектов Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии.

4. Осуществление общественного  контроля, который можно разграничить:

1) по субъектному составу за  деятельностью органов исполнительной  власти:

а) федерального уровня (Правительства РФ, действующего на основании Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ", и федеральных органов исполнительной власти, к которым относятся министерства, агентства и службы);

б) регионального уровня (субъектов РФ);

в) местного уровня (органов местного самоуправления);

2) по видам деятельности: общественный  экологический контроль; в жилищной  сфере; в социальной сфере; в области  охраны труда; в области образования; в сфере здравоохранения и др.

Отдельно, как наиболее приближенный к рассматриваемой тематике, выделим общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Данный вид контроля достаточно детально регламентируется Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - Закон о контроле).

В соответствии со ст. 5 вышеназванного Закона рассматриваемый общественный контроль осуществляют так называемые общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном ст. 10 Закона настоящего Федерального закона, и, соответственно, члены данных общественных наблюдательных комиссий.

Также в рамках рассматриваемого контроля могут участвовать различные формы общественных объединений.

Целью таких общественных наблюдательных комиссий является реализация государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания (ст. 6 Закона о контроле).

На территории одного субъекта Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная комиссия (ст. 6 Закона о контроле).

Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются:

1) осуществление общественного  контроля за обеспечением прав  человека в местах принудительного  содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;

2) подготовка решений в форме  заключений, предложений и обращений (далее также - решения) по результатам  осуществления общественного контроля;

3) содействие сотрудничеству общественных  объединений, администраций мест  принудительного содержания, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного  самоуправления, иных органов, осуществляющих  в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

5. Соблюдение свободы слова в средствах массовой информации.

В соответствии с Конституцией РФ свобода слова провозглашается как естественное и неотъемлемое право каждого человека, реализация которого обеспечивается и гарантируется государством.

Однако, как уже упоминалось ранее, свобода одного ограничивается свободой другого, именно поэтому и свобода слова имеет свои рамки, что прямо следует из содержания п. 2 ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которой не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, так как свобода слова подразумевает подачу и использование информации на любом языке, различными способами, без умаления значения и важности не только языка, но и его непосредственных носителей.

 

 

2.2. Порядок и особенности формирования Общественной палаты России

 

 

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" порядок формирования Общественной палаты РФ происходит в соответствии с определенным механизмом и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. "Старт" этой процедуры начинается за полгода до истечения срока полномочий действующих членов Общественной палаты.

Президент РФ по согласованию в ходе проведения ряда консультаций с указанными в Законе лицами определяет кандидатуры сорока двух граждан Российской Федерации, имеющих заслуги перед государством и обществом. Как правило, это специалисты из самых разных сфер общественной деятельности и из разных регионов страны, так как в Общественной палате должны быть отражены не только разносторонние виды общественной деятельности современного общества, но и представлены различные субъекты Российской Федерации. Именно поэтому в Общественной палате имеет место представительство ряда общественных объединений от молодежных и пенсионерских до научно-исследовательских и творческих, что позволяет в наибольшей степени отразить многообразие российского общества и осуществляемой им деятельности.

Итак, после определения Президентом РФ кандидатов в члены Общественной палаты указанным лицам направляется соответствующее предложение о членстве в рассматриваемой организации.

Граждане, которым выслано такое предложение, обязаны дать на него ответ в течение месяца (30 дней) о своем согласии на занятие предлагаемой должности либо отказе от нее. В данной статье указывается, что ответ, будь он положительным или отрицательным, дается в указанный Законом срок, однако и отсутствие подобного ответа по его истечении дает основание рассматривать реакцию на сделанное предложение как отказ в его принятии.

При получении положительного ответа Президент РФ, в свою очередь, утверждает выбранные им кандидатуры в качестве членов Общественной палаты. Данные действия осуществляются им также в течение 30 дней.

Вышеописанная процедура представляет собой первый этап формирования состава Общественной палаты - утверждаются 42 члена Общественной палаты.

Как следует из вышеизложенного, первый этап формирования Общественной палаты занимает более двух месяцев20.

В свою очередь, утвержденные Президентом РФ члены Общественной палаты также в течение 30 дней со дня их утверждения принимают заявления от общественных объединений (общероссийских, региональных и межрегиональных) об их намерении иметь в составе Общественной палаты своего представителя. Данное волеизъявление должно быть подкреплено решением соответствующего коллегиального исполнительного органа общественного объединения. Помимо сведений о принятом решении общественного объединения (с указанием сведений о наименовании органа управления, повестки дня, итогах голосования и пр.), в заявлении также указываются сведения о самом общественном объединении, а также о том лице, которого данное общественной объединение хочет видеть в лице своего представителя в составе Общественной палаты.

Информация о работе Порядок и особенности формирования общественной палаты России