Порядок и особенности формирования общественной палаты России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ конституционно-правового статуса Общественной палаты Российской Федерации.
В данной работе предлагается решить следующие задачи:
- проследить исторические предпосылки создания Общественной палаты Российской Федерации;
- провести анализ правовой основы деятельности Общественной палаты Российской Федерации;
- определить основные цели и задачи Общественной палаты РФ;
- осуществить анализ формирования Общественной палаты РФ.

Содержание

Введение 3
1. История развития и правовая основа Общественной палаты РФ 5
1.1. Исторические предпосылки создания Общественной палаты России 5
1.2. Правовая основа деятельности Общественной палаты Российской Федерации 10
2. Порядок и особенности формирования общественной палаты России 20
2.1. Основные цели и задачи Общественной палаты РФ 20
2.2. Порядок и особенности формирования Общественной палаты России 25
Заключение 32
Библиография 35

Вложенные файлы: 1 файл

Общественная палата.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, согласно п. 2 ст. 41 Регламента Общественной палаты в целях ознакомления членов Общественной палаты с общероссийским общественным объединением и получения всесторонней информации о его общественной деятельности общероссийское общественное объединение направляет в Общественную палату:

- копию устава общероссийского  общественного объединения;

- копию свидетельства о государственной регистрации общероссийского общественного объединения, зарегистрированного не менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава;

- информацию о деятельности  общероссийского общественного объединения;

- сведения о представителе общероссийского  общественного объединения, выдвигаемом  в качестве кандидата в члены  Общественной палаты;

- документы, подтверждающие деятельность  в соответствии с уставными  целями и наличие структурных  подразделений (организаций, отделений, филиалов, представительств) данного общероссийского общественного объединения на территории более чем половины субъектов Российской Федерации. Такими документами могут быть регистрационные документы либо иные документы, подтверждающие деятельность его структурных подразделений;

- иные материалы, которые общероссийское  общественное объединение сочтет  необходимым представить членам  Общественной палаты21.

После этого в течение 60 дней (т.е. плюс еще 30 дней для рассмотрения вышеуказанных заявлений общественных объединений) посредством организации соответствующего конкурсного отбора утвержденные 42 члена Общественной палаты выбирают еще 42 представителя общественного объединения, по одному представителю от одного общественного объединения, что, по сути, означает, что в составе Общественной палаты на данный момент времени представлены сорок два общественных объединения.

В рассматриваемом случае процедура конкурсного отбора представителей осуществляется на основе главы 6 Регламента Общественной палаты от 22 января 2006 г.

В соответствии с п. 3 ст. 41 Регламента Общественной палаты группа членов Общественной палаты, осуществляющая сбор заявлений в соответствии с п. 5 ст. 8 настоящего Закона, определяет дату, время и место проведения собрания членов Общественной палаты, утвержденных Президентом РФ, для проведения процедуры конкурсного отбора с целью приема в члены Общественной палаты сорока двух представителей из числа кандидатов, выдвинутых общероссийскими общественными объединениями. Собрание считается правомочным, если в нем принимают участие не менее трех четвертей от общего числа членов Общественной палаты, утвержденных указом Президента РФ. Голосование проводится необходимое количество раз до избрания 42 представителей из числа кандидатов, выдвинутых общероссийскими общественными объединениями, если этот результат не будет достигнут после первого голосования. Собрание проводится в течение шестидесяти дней после упомянутого указа Президента РФ.

При осуществлении процедуры конкурсного отбора с целью приема в члены Общественной палаты представителя общероссийского общественного объединения может учитываться ряд сведений, перечисленных в п. 4 ст. 41 Регламента Общественной палаты.

Таким образом, второй этап формирования Общественной палаты также занимает два месяца (60 дней).

Окончательный, третий, этап формирования состава Общественной палаты занимает 30 дней, в течение которого первые две части состава Общественной палаты (всего 84 человека) выбирают также по одному представителю от региональных и межрегиональных общественных объединений (всего 42 представителя)22.

Таким образом, общий срок формирования состава Общественной палаты составляет 150 дней (около пяти месяцев).

Отбор представителей межрегиональных и региональных общественных объединений осуществляется по административно-территориальному принципу: в зависимости от нахождения соответствующего общественного объединения на территории какого-либо федерального округа в течение 30 дней с даты формирования состава первых 42 членов Общественной палаты (т.е. одновременно с выбором представителей общероссийских общественных объединений) организовывается конференция, где выбираются представители межрегиональных и региональных общественных объединений.

Такой конференции (на территории одного федерального округа) предшествует ряд конференций на территории субъекта РФ. Таким образом, в конференции, проводимой на уровне федерального округа, принимают участие по 20 делегатов от каждой конференции, проведенной в рамках одного субъекта РФ.

Отметим, что на территории Российской Федерации образовано семь федеральных округов в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе":

1) Центральный федеральный округ  с центром в Москве;

2) Северо-Западный федеральный  округ с центром в Санкт-Петербурге;

3) Южный федеральный округ с  центром в Ростове-на-Дону;

4) Приволжский федеральный округ  с центром в Нижнем Новгороде;

5) Уральский федеральный округ  с центром в Екатеринбурге;

6) Сибирский федеральный округ  с центром в Новосибирске;

7) Дальневосточный федеральный  округ с центром в Хабаровске.

Проведение указанных конференций проходит под эгидой Общественной палаты, при инициативе уже избранных ее членов (на данном этапе - утвержденных Президентом РФ). Таким образом, утвержденные члены Общественной палаты (первые 42 человека, среди которых заслуженные деятели науки, культуры, искусств, общественные деятели) одновременно выбирают 42 представителя общероссийских общественных объединений и организуют проведение конференций по выбору представителей региональных и межрегиональных общественных объединений.

При этом в выборах на конференциях, проводимых на уровне федерального округа, участвуют 84 члена Общественной палаты, т.е. в том числе и представители общероссийских общественных объединений. На такой конференции из десяти представителей выбирается только шесть представителей общественных объединений, находящихся на территории одного федерального округа.

Законом устанавливается два основных требования, предъявляемые к конференции для того, чтобы она была признана правомочной. К ним относятся:

1) участие в работе конференции  не менее половины делегатов, избранных на собраниях представителей  региональных и межрегиональных  общественных объединений, проводимых на территории субъекта РФ определенного федерального округа;

2) представительство региональных  и межрегиональных общественных  объединений, зарегистрированных не  менее чем в половине субъектов  РФ определенного федерального  округа23.

С момента осуществления всех действий по формированию Общественной палаты Общественная палата должна начать свою работу посредством проведения первого пленарного заседания не позднее чем через 30 дней со дня ее окончательного формирования (т.е. со дня проведения конференций по выбору представителей региональных и межрегиональных общественных объединений в федеральных округах). При этом такое пленарное заседание считается правомочным, если в нем приняло участие более трех четвертых нового состава Общественной палаты, т.е. не менее 85 человек.

Срок полномочий членов Общественной палаты определяется в два года. Датой начала указанного срока является дата первого пленарного заседания Общественной палаты.

При формировании состава Общественной палаты на данном этапе действует Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 108 "О размерах и порядке возмещения расходов представителям межрегиональных и региональных общественных объединений и вновь избранным членам Общественной палаты РФ, участвующим в конференциях по выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты РФ, проводимых в федеральных округах", основанное на п. 17 ст. 8 Закона, в соответствии с которым представителям межрегиональных и региональных общественных объединений и вновь избранным членам Общественной палаты Российской Федерации, участвующим в конференциях по выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты Российской Федерации, проводимых в федеральных округах, возмещаются:

- расходы на проживание в  месте проведения конференции (кроме  случая, когда предоставляется бесплатное помещение для проживания) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки;

- дополнительные расходы, связанные  с проживанием вне постоянного  места жительства (суточные), за каждый  день нахождения на конференции (включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути) - в размере, не превышающем установленный Правительством РФ размер дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), при служебных командировках работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

- расходы на проезд к месту  проведения конференции и обратно  к постоянному месту жительства (включая страховой взнос на  обязательное личное страхование  пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями)24.

Возмещение вышеуказанных расходов производится федеральным государственным учреждением "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации" на основании личных заявлений участников конференций по соответствующей утвержденной форме с приложением соответствующей справки, также по утвержденной вышеназванным Постановлением Правительства РФ форме, подтверждающий возмещаемые расходы.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный анализ позволил сделать ряд выводов и обобщений.

Общественная палата Российской Федерации представляет собой самостоятельную упорядоченную структуру, построенную по принципу административно-территориального устройства Российской Федерации и призванную обеспечить согласованное, четкое и взаимоэффективное сотрудничество органов власти и гражданского общества в целях развития последнего в нашей стране, а также в целях защиты и соблюдения прав и свобод человека в демократическом государстве.

Согласно Закону Общественная палата является организационной формой взаимодействия граждан России с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов населения, защиты прав граждан и их объединений при проведении государственной политики, осуществления общественного контроля деятельности органов публичной власти.

На Общественную палату возлагаются задачи согласования интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов организации гражданского общества.

Порядок формирования Общественной палаты РФ происходит в соответствии с определенным механизмом и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Общественная палата формируется сроком на два года из граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений. Формирование Общественной палаты происходит в три этапа.

На первом этапе Президент Российской Федерации по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук, творческими союзами определяет кандидатуры 42 граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагает им войти в состав Общественной палаты.

На втором этапе происходит включение в состав Общественной палаты 42 представителей общероссийских общественных объединений - по одному от каждого объединения (политические партии не вправе делегировать своих членов для участия в работе палаты). Решение об их приеме принимают члены палаты, утвержденные Президентом РФ, на основании установленной ими процедуры конкурсного отбора.

На последнем этапе члены Общественной палаты, утвержденные Президентом России, совместно с представителями общероссийских общественных объединений принимают в состав палаты 42 представителя региональных и межрегиональных общественных объединений - по одному от каждого. Выбор таких представителей осуществляется путем голосования из числа кандидатур, определенных на конференциях, проведенных в федеральных округах (из расчета по шесть представителей от одного федерального округа).

В целях решения существующих проблем формирования и функционирования Общественной палаты РФ следует провести ряд последовательных мероприятий.

Прежде всего, следует уточнить в действующем законодательстве организационно-правовой статус Общественной палаты РФ. Представляется совершенно недопустимым придание данному гражданскому институту статуса органа государственной власти.

Кроме того, в Законе необходимо детально разработать понятийный аппарат, связанный с формированием и функционированием палаты. В действующем законодательстве не разработаны понятия "общественный контроль", "общественная инициатива", "общественная экспертиза" и др., хотя именно этим - легально не определенным - понятиям и процедурам отводится решающая роль в организации и деятельности Общественной палаты РФ. Как представляется, отсутствие в Законе подобных определений связано с тем, что инициаторы его принятия увязали понятие "общественный" с понятием "народный". Присвоение властных полномочий, принадлежащих народу, уголовно наказуемо, а манипулирование институтами гражданского общества за ширмой общественности позволяет избежать прямых обвинений в узурпации власти.

Информация о работе Порядок и особенности формирования общественной палаты России