Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества по Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является комплексное изучение института межмуниципального сотрудничества.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи:
-изучение сущности межмуниципального сотрудничества;
-выявление основных видов и форм межмуниципального сотрудничества;
-рассмотрение субъектов межмуниципального сотрудничества изучение их правового положения
-выявление целей и задач межмуниципального сотрудничества, изучение их правового положения. В связи с определением задач структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика межмуниципального сотрудничества

Понятие межмуниципального сотрудничества
Цели и задачи межмуниципального сотрудничества

Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества по Костромской области

Форма межмуниципального сотрудничества
Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 48.40 Кб (Скачать файл)

- осуществляют международные  связи с городами-побратимами,  органами местного самоуправления  иностранных государств;

-  используют иные формы  совместной деятельности, не запрещенные  законом.

Также правовое регулирование  межмуниципальных сотрудничеств предусмотрен в Уставе Костромской Области (принят Костромской областной Думой 29 июня 1995 г.)

Раздел X. Местное самоуправление

Раздел XI. Международные  и межрегиональные связи Костромской  области 

Статья 67. Международная  деятельность Костромской области

     Область вправе  быть самостоятельным участником  международных и внешнеэкономических  связей, заключать договоры и  соглашения с другими субъектами  Российской Федерации, если это  не противоречит Конституции  Российской Федерации и ее законам.

     Областная  администрация осуществляет внешнеэкономические  связи в установленном законодательством  Российской Федерации порядке,  обеспечивает условия для привлечения  иностранных инвесторов, создание  условий по импорту сырья, товаров  и изделий.

     При осуществлении  внешнеэкономических связей органы  государственной власти области,  субъекты хозяйственной деятельности  соблюдают режим квотирования  и лицензирования экспорта и  импорта товаров (работ, услуг), устанавливаемый федеральным законодательство

Статья 68. Взаимодействие Костромской  области с другими субъектами Российской Федерации

     Сотрудничество  области с другими субъектами  Российской Федерации организуется  на основе договоров, соглашений  и текущих деловых контактов.

     Областная  Дума, администрация области оказывают  содействие органам государственной  власти субъектов Российской  Федерации в удовлетворении их  законных интересов на территории  области.

В Федеральном законе № 131-ФЗ впервые установлены основы ассоциативной  организации межмуниципального  сотрудничества в нашей стране. Таким  образом в Федеральном законе №131-ФЗ были исполнены положения Европейской хартии местного самоуправления: «Органы местного самоуправления имеют право, при осуществлении своих полномочий, сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес. В каждом государстве должно быть признано право органов местного самоуправления вступать в какую-либо ассоциацию для защиты и достижения общих интересов и право вступать в какую-либо международную ассоциацию органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут сотрудничать с органами местного самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом» (ст. 10 Европейской хартии).

Организационно-хозяйственные  и договорные формы межмуниципального  сотрудничества

Наряду с объединениями  муниципальных образований, органы местного самоуправления в целях  объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов нескольких муниципальных  образований для решения вопросов местного значения могут образовывать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также межмуниципальные некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Указанные межмуниципальные объединения учреждаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами. Статус «межмуниципальный», очевидно, указывает не на особую организационно-правовую форму, поскольку таковая не предусмотрена ГК РФ и иными федеральными законами, а на то, что учредителями таковых организаций выступают органы местного самоуправления нескольких муниципальных образований и только они.

Межмуниципальные хозяйственные  общества должны создаваться только для целей решения вопросов местного значения (юридические лица со специальной  правоспособностью) двумя и более  муниципальными образованиями как  организационно-правовой способ решения  этих вопросов. Соотнесение статей 8 и 69 Федерального закона № 131-ФЗ позволяет  предполагать, что и «межмуниципальные» некоммерческие организация могут  создаваться исключительно для  целей совместного решения вопросов местного значения и реализации полномочий органов местного самоуправления двух и более муниципальных образований.

Федеральный закон № 131-ФЗ запрещает указанным межмуниципальным объединениям и организациям самим  осуществлять публично-властные полномочия органов местного самоуправления. Именно в этом состоит правовой смысл  нормы Закона о том, что указанные  межмуниципальные объединения не могут  наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

 

Иной формой объединения  ресурсов нескольких муниципальных  образований для целей решения  вопросов местного значения и реализации полномочий органов местного самоуправления могут являться договоры и соглашения между ними (соглашение о намерениях, договор о совместных действиях, согласование планов социально-экономического и стратегического развития, осуществление  совместных консультаций, создание совместных координационных, консультативных  и совещательных органов, рабочих  групп и др.).

Представительные органы муниципальных образований для  совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения  об учреждении межмуниципальных хозяйственных  обществ в форме закрытых акционерных  обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Деятельность межмуниципальных хозяйственных обществ регулируется как положениями ГК РФ (ст.ст. 66-68, 87-94, 96-104 и др.), так и специальными федеральными законами: Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (действует с изменениями на 29 апреля 2008 г.) и Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»  (действует с изменениями на 29 апреля 2008 г.).

Представительные органы муниципальных образований для  тех же целей, что и межмуниципальные хозяйственные общества, могут принимать  решения о создании межмуниципальных некоммерческих организаций в форме  автономных некоммерческих организаций  и фондов. Из всех возможных форм некоммерческих организаций Федеральный  закон № 131-ФЗ называет лишь две –  автономные некоммерческие организации  и фонды. Правовое положение как первых, так и вторых регулируется, в основном, нормами ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в настоящее время действует с изменениями на 22 июля 2008 г.).

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»  учредителями некоммерческой организации  в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью  дееспособные граждане или юридические  лица. Право муниципальных образований  выступать учредителями некоммерческих организаций Федеральным законом  «О некоммерческих организациях» не регламентировано. Но в отсутствие прямых запретов муниципальные образования  по смыслу статей 124 и 125 ГК РФ приравниваются к юридическим лицам.

Межмуниципальное некоммерческая организация представительными органами муниципальных образований могут принимать решения о создании межмуниципальных некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Правовое регулирование как первых так и вторых регулируется в основном , нормами Гражданского Кодекса и Федерального Закона от 12 января 1996 года № 7 – ФЗ «О некоммерческих организаций».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования были сделаны следующие  выводы.

Целью проводимой в России муниципальной реформы является обеспечение реального функционирования местного самоуправления и поиск  рациональных форм деятельности органов  местного самоуправления. Решить ряд  проблем в данной сфере был  призван Федеральный закон «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. № 131-Ф3. Фундаментальным отличием данного Закона от одноименного Закона 1995 г. № 154-ФЗ является централизация нормативного регулирования вопросов местного самоуправления, выражающаяся в исчерпывающем раскрытии подавляющего большинства вопросов организации местного самоуправления на федеральном уровне.

В последнее время одной  из наиболее востребованных форм реализации местного самоуправления в нашей  стране является межмуниципальное сотрудничество. Важность последнего для решения  задач местного и межтерриториального  значения проявляется не только в  повышенном внимании законодателя к  регламентации соответствующих  отношений, но и динамично складывающейся практикой, а также ростом числа  научно-теоретических исследований.

Изучение института межмуниципального  сотрудничества проводилось в рамках рассмотрения принципа многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления. В его содержание следует включать также наличие различных форм деятельности муниципальных образований вовне, т.е. установления и развития взаимодействия с другими муниципальными образованиями, а также представителями органов государственной власти федерального и регионального уровней.

Одним из требований юридической  техники является включение в  нормативные акты понятийного аппарата, предполагающего наличие четких определений используемых юридических  понятий. В результате исследования было сформулировано определение межмуниципального  сотрудничества с позиции действующего законодательства и сложившейся  практики такого сотрудничества. Кроме  того, были выделены следующие сущностные признаки рассматриваемого явления:

1. Межмуниципальное сотрудничество  представляет собой механизм  взаимодействия муниципальных образований  с целью совместного решения  ими каких-либо задач.

2. Межмуниципальное сотрудничество  осуществляется в различных формах. Таковыми выступают создание  межмуниципальных организаций, заключение  договоров о сотрудничестве муниципальных  образований, об учреждении совместных  координационных органов муниципальных  образований.

3. Осуществление межмуниципального  сотрудничества не предполагает  умаления правового статуса муниципальных  образований, т.е. передачи полномочий  органов местного самоуправления  межмуниципальным организациям  не происходит.

4. Право муниципальных  образований вступать в партнерские  отношения между собой свидетельствует  о самостоятельности муниципальных  образований, прежде всего, организационной.

Далее, при рассмотрении вопроса о предпосылках межмуниципального  сотрудничества было установлено, что  общей предпосылкой становления  и развития межмуниципального сотрудничества является возможность более эффективной  реализации местного самоуправления с  помощью горизонтальных связей муниципальных  образований.

Исходя из анализа положений  Законов «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. № 154-ФЗ и 2003 г. № 131-Ф3, уставных документов межмуниципальных организаций и высказываний ученых, можно сделать общий вывод  о том, что осуществление межмуниципального  сотрудничества определяется следующими основными мотивами:

1) возможностью защиты  интересов муниципальных образований  посредством создания общих институциональных  образований и реализации совместных  проектов развития территорий  муниципальных образований в  условиях централизации власти;

2) возможностью координации  деятельности муниципальных образований,  обеспечением взаимодействия органов  местного самоуправления и органов  государственной власти, а также  согласованием политики государства  и местного самоуправления в  различных сферах;

3) возможностью повышения эффективности решения вопросов местного значения и проблем межтерриториального характера.

Нормативные предпосылки  межмуниципального сотрудничества связаны с правовым регулированием соответствующих процессов. Вопросы  межмуниципального сотрудничества регламентируются международно-правовыми  актами, федеральным, отчасти региональным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления.

При проведении настоящего исследования было выявлено несколько  тенденций развития правовой основы сотрудничества муниципальных образований.

Динамика правового регулирования  общественных отношений в сфере  сотрудничества муниципальных образований  выражается в следующем:

1. Расширение объема правового  регулирования соответствующих  отношений.

2. Расширение перечня  институциональных форм сотрудничества.

3. Изменение характера  регулятивного воздействия правовых  норм, связанное с появлением  императивной нормы о создании  советов муниципальных образований  в субъектах Российской Федерации.

4. Установление ограничений  деятельности межмуниципальных  организаций. Функциональные ограничения  связаны с невозможностью передачи  полномочий органов местного  самоуправления на межмуниципальный  уровень. Институциональные ограничения  сопряжены с наличием установленного  перечня организационно-правовых  форм.

Таким образом, российское законодательство о межмуниципальном сотрудничестве активно развивается. Вместе с тем, некоторые положения Закона 1995 г. № 154-ФЗ нашли отражение и в  Законе 2003 г. № 131-Ф3. Выделим следующие  аспекты статики правового регулирования  межмуниципальных отношений:

Информация о работе Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества по Костромской области