Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:52, контрольная работа
Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Законодательное и муниципальное регулирование отношений
по поводу муниципальной собственности…………………………………4
Глава 2. Правовые ограничения по составу собственности
муниципальных образований………………………………………………..10
Глава 3. Правовое регулирование возникновения и прекращения
права муниципальной собственности………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………
Объектом права хозяйственного
ведения является то имущество, которое
передано предприятию на данном праве
и предназначено для его
Собственник – муниципальное образование, сохраняет в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение, только ограниченные права.
Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлен закрытый ограниченный перечень случаев создания унитарных предприятий. Для муниципальных образований, как было указано выше, это необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач, крайне малозначимо – необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. При этом, если в выше указанных случаях преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования, если возникает необходимость осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государствам ценам, при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств, необходимости ведения деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий, при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, может создаваться казенное предприятие, основанное на ином вещном праве – оперативном управлении.
Имущество, закрепленное собственником за муниципальными унитарными предприятиями (либо его часть), может формировать уставный фонд предприятия, который должен быть, согласно части 4 статьи 114 ГК РФ, полностью оплачен собственником до государственной регистрации соответствующего муниципального унитарного предприятия. При этом уставный фонд должен быть оценен и указан в денежном выражении, а имущество, за счет которого уставный фонд формируется, должно учитываться в соответствии с правилами бухучета, на отдельном балансе. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет минимальный размер уставного фонда муниципального предприятия – 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Сведения о размере уставного фонда в денежном выражении, о порядке и источниках его направления должны быть указаны в уставе унитарного предприятия, также как и сведения о направлениях использования прибыли.
В соответствии с нормами Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие не имеет права создавать другое (дочернее) унитарное предприятие, в качестве юридического лица, путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение.
В своей хозяйственной деятельности муниципальные унитарные предприятия самостоятельны. Собственник, помимо названных законодательством правомочий, не вправе вмешиваться в деятельность предприятия, в том числе устанавливать обязательные задания на производство товаров, работ, услуг. Выполнение унитарным предприятием заказа на необходимые собственнику услуги (товары, работы) осуществляется на основании муниципального контракта – договора на поставку товара, работы, услуги. Органы местного самоуправления не вправе предоставлять преимущества, в том числе субсидии из бюджета, унитарным предприятиям при осуществлении ими своей деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам, производящим аналогичные товары, работы, услуги.
Прекращение права хозяйственного ведения имуществом регулируется общими нормами о прекращении права собственности. Также прекращение указанного вещного права возможно в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника. К сожалению, ни ГК РФ, ни вышеназванный Федеральный закон не указывает, какие случаи квалифицируются как правомерное изъятие собственником имущества. На основе анализа норм законодательства можно сделать вывод о правомерности изъятия имущества при ликвидации предприятия и уменьшении уставного фонда. Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что собственник имеет право принимать решение как об увеличении, так и уменьшении уставного капитала МУПа. При уменьшении уставного фонда возможно изъятие объектов муниципальной собственности из хозяйственного ведения. Однако такое изъятие должно быть согласовано с муниципальным унитарным предприятием и не должно препятствовать осуществлению основной деятельности МУПа, в ином случае унитарное предприятие может обратиться в суд с требованием признания изъятия имущества при уменьшении уставного фонда неправомерным. Необходимо учитывать и ряд особенностей правового регулирования изменения уставного фонда.
Смена собственника унитарного
предприятия не является основанием
для прекращения права
Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по тем же основаниям, что и право собственности, то есть по основаниям, установленным статьей 235 ГК РФ. При этом возможность и порядок отчуждения имущества, находящегося в хозяйственном ведении, самим унитарным предприятием регулируется законодательством и уставом предприятия и имеет ряд ограничений.
При согласии муниципального
предприятия (отказ от имущества) изъятие
имущества из хозяйственного ведения
оформляется заявлением уполномоченного
органа муниципального унитарного предприятия
об отказе от права хозяйственного
ведения на данное имущество и
решением уполномоченного органа местного
самоуправления о принятии данного
имущества в муниципальную
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что режим хозяйственного ведения существенно ограничивает правомочия собственника такого имущества – муниципального образования. Более того, передача имущества муниципальному предприятию предполагает, что только это предприятие использует данное имущество. В случае передачи единственных объектов, необходимых для предоставления услуг в определенной сфере, например котельной, водозабора, инженерных сетей и коммуникаций и т.п., органы местного самоуправления создают в данной сфере локального монополиста.
Оперативное управление. Второй наиболее распространенный режим использования муниципальной собственности – оперативное управление. Особенности правового положения имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями и казенными предприятиями, заключаются в следующем.
Пределы правомочий хозяйствующих субъектов, основанных на праве оперативного управления, очерчены не только законом, предметом и целями деятельности, но и заданиями собственника и назначением имущества. Это позволяет использовать данный правовой режим чаще и с меньшими для собственника потерями правомочий .
Правомочия субъекта, обладающего вещным правом оперативного управления, значительно уже правомочий при хозяйственном ведении, при этом круг полномочий собственника по распоряжению переданным имуществом, значительно шире.
На праве оперативного
управления могут создаваться казенные
предприятия – коммерческие организации,
основной целью деятельности которых
является извлечение прибыли, и учреждения
– некоммерческие организации, созданные
собственником имущества для
осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого
характера и финансируемые
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иным правовым актом, в том числе правовым актом муниципального образования. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Вмешательство в деятельность муниципальных учреждений и казенных предприятий со стороны органов местного самоуправления не допускается, за исключением исполнения функций учредителя.
Собственник, передав учреждению
имущество на праве оперативного
управления, не вправе распоряжаться
таким имуществом независимо от наличия
или отсутствия согласия учреждения.
Собственник имущества
Как и у муниципальных унитарных предприятий, руководство учреждениями осуществляют назначаемые руководители, а не органы или должностные лица местного самоуправления. В соответствии с нормами ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, предусмотренные в смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с законодательством автономные учреждения, в отличие от бюджетных, обладают большей имущественной и финансовой самостоятельностью:
Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное либо частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. Автономное учреждение наделено правом оказывать платные услуги в рамках своей основной деятельности сверх объемов заданий учредителя.
Так же, как и бюджетные
учреждения, автономные учреждения создаются
собственником с передачей
Правовой режим муниципальной
казны. Третий правовой режим, на котором
следует остановиться – нахождение
имущества в муниципальной
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами местного бюджета, муниципальную казну муниципального образования.
Законодательство не содержит
каких-либо норм, регулирующих правовое
положение имущества, находящегося
в казне. К такому имуществу в
полной мере применяются все положения
гражданского законодательства о праве
собственности. Собственник может
любым, не запрещенным законом способом
распоряжаться имуществом, включенным
в состав муниципальной казны. Это
имущество может быть сдано в
аренду, передано в безвозмездное
пользование, использовано для предоставления
услуг, с ним могут совершаться
собственником иные сделки, не запрещенные
законом. Приватизация имущества, находящегося
в муниципальной казне может
проводиться любым
Нахождение имущества
в муниципальной казне
Информация о работе Правовое регулирование муниципальной собственности