Правовое регулирование муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Законодательное и муниципальное регулирование отношений
по поводу муниципальной собственности…………………………………4
Глава 2. Правовые ограничения по составу собственности
муниципальных образований………………………………………………..10
Глава 3. Правовое регулирование возникновения и прекращения
права муниципальной собственности………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

МунСобственность.docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

Объектом права хозяйственного ведения является то имущество, которое  передано предприятию на данном праве  и предназначено для его деятельности.  МУП владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определенных в соответствии с ГК РФ. То есть ГК РФ ограничивается триада собственности для муниципального предприятия. Фактически, из триады собственности при хозяйственном ведении исключается лишь право самостоятельного (допускается лишь с согласия собственника) распоряжения недвижимым имуществом.

Собственник – муниципальное  образование, сохраняет в отношении  имущества, переданного в хозяйственное  ведение, только ограниченные права.

Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ  «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлен закрытый ограниченный перечень случаев создания унитарных предприятий. Для муниципальных образований, как было указано выше, это необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач, крайне малозначимо – необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. При этом, если в выше указанных случаях преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования, если возникает необходимость осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государствам ценам, при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств, необходимости ведения деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий, при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, может создаваться казенное предприятие, основанное на ином вещном праве – оперативном управлении.

Имущество, закрепленное собственником  за муниципальными унитарными предприятиями (либо его часть), может формировать  уставный фонд предприятия, который  должен быть, согласно части 4 статьи 114 ГК РФ, полностью оплачен собственником до государственной регистрации соответствующего муниципального унитарного предприятия. При этом уставный фонд должен быть оценен и указан в денежном выражении, а имущество, за счет которого уставный фонд формируется, должно учитываться в соответствии с правилами бухучета, на отдельном балансе. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет минимальный размер уставного фонда муниципального предприятия – 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Сведения о размере  уставного фонда в денежном выражении, о порядке и источниках его  направления должны быть указаны  в уставе унитарного предприятия, также  как и сведения о направлениях использования прибыли.

В соответствии с нормами Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие не имеет права создавать другое (дочернее) унитарное предприятие, в качестве юридического лица, путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение.

В своей хозяйственной  деятельности муниципальные унитарные  предприятия самостоятельны. Собственник, помимо названных законодательством  правомочий, не вправе  вмешиваться в деятельность предприятия, в том числе устанавливать обязательные задания на производство товаров, работ, услуг. Выполнение унитарным предприятием заказа на необходимые собственнику услуги (товары, работы) осуществляется на основании муниципального контракта – договора на поставку товара, работы, услуги. Органы местного самоуправления не вправе предоставлять преимущества, в том числе субсидии из бюджета, унитарным предприятиям при осуществлении ими своей деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам, производящим аналогичные товары, работы, услуги.

Прекращение права хозяйственного ведения имуществом регулируется общими нормами о прекращении права  собственности. Также прекращение  указанного вещного права возможно в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника. К сожалению, ни ГК РФ, ни вышеназванный Федеральный закон не указывает, какие случаи квалифицируются как правомерное изъятие собственником имущества. На основе анализа норм законодательства можно сделать вывод о правомерности изъятия имущества при ликвидации предприятия и уменьшении уставного фонда. Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что собственник имеет право принимать решение как об увеличении, так и уменьшении уставного капитала МУПа. При уменьшении уставного фонда возможно изъятие объектов муниципальной собственности из хозяйственного ведения. Однако такое изъятие должно быть согласовано с муниципальным унитарным предприятием и не должно препятствовать осуществлению основной деятельности МУПа, в ином случае унитарное предприятие может обратиться в суд с требованием признания изъятия имущества при уменьшении уставного фонда неправомерным. Необходимо учитывать и ряд особенностей правового регулирования изменения уставного фонда.

Смена собственника унитарного предприятия не является основанием для прекращения права хозяйственного ведения данного предприятия. Собственник  имущества, закрепленного на праве  хозяйственного ведения, не вправе передавать это имущество другим лицам (принимать  решение о сдаче в аренду, передаче в залог и т.п.).

Право хозяйственного ведения  имуществом прекращается по тем же основаниям, что и право собственности, то есть по основаниям, установленным  статьей 235 ГК РФ. При этом возможность и порядок отчуждения имущества, находящегося в хозяйственном ведении, самим унитарным предприятием регулируется законодательством и уставом предприятия и имеет ряд ограничений.

При согласии муниципального предприятия (отказ от имущества) изъятие  имущества из хозяйственного ведения  оформляется заявлением уполномоченного  органа муниципального унитарного предприятия  об отказе от права хозяйственного ведения на данное имущество и  решением уполномоченного органа местного самоуправления о принятии данного  имущества в муниципальную казну. При отказе от имущества, входящего  в уставной фонд, и уменьшении при этом уставного фонда, необходимо уведомление кредиторов. При неизменном размере уставного фонда такое уведомление не требуется.

Все вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что режим  хозяйственного ведения существенно  ограничивает правомочия собственника такого имущества – муниципального образования. Более того, передача имущества  муниципальному предприятию предполагает, что только это предприятие использует данное имущество. В случае передачи единственных объектов, необходимых  для предоставления услуг в определенной сфере, например котельной, водозабора, инженерных сетей и коммуникаций и т.п., органы местного самоуправления создают в данной сфере локального монополиста.

Оперативное управление. Второй наиболее распространенный режим использования  муниципальной собственности –  оперативное управление. Особенности  правового положения имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями и казенными  предприятиями, заключаются в следующем.

Пределы правомочий хозяйствующих  субъектов, основанных на праве оперативного управления, очерчены не только законом, предметом и целями деятельности, но и заданиями собственника и  назначением имущества. Это позволяет  использовать данный правовой режим  чаще и с меньшими для собственника потерями правомочий .

Правомочия субъекта, обладающего  вещным правом оперативного управления, значительно уже правомочий при  хозяйственном ведении, при этом круг полномочий собственника по распоряжению переданным имуществом, значительно шире.

На праве оперативного управления могут создаваться казенные предприятия – коммерческие организации, основной целью деятельности которых  является извлечение прибыли, и учреждения – некоммерческие организации, созданные  собственником имущества для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемые полностью  или частично этим собственником. Надо обратить внимание на то, что на муниципальные  учреждения, за исключением прямо  установленных законом случаев, не распространяются положения ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, учреждения подразделяются на два типа: бюджетные и автономные. Правовое регулирование и содержание правового режима оперативного управления для этих типов отличаются по ряду позиций, определяющих степень самостоятельности указанных типов учреждений.

Казенное предприятие  вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом лишь с согласия собственника имущества.  Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иным правовым актом, в том числе правовым актом муниципального образования. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Вмешательство в деятельность муниципальных учреждений и казенных предприятий со стороны органов  местного самоуправления не допускается, за исключением исполнения функций  учредителя.

Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться  таким имуществом независимо от наличия  или отсутствия согласия учреждения. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

Как и у муниципальных  унитарных предприятий, руководство  учреждениями осуществляют назначаемые  руководители, а не органы или должностные  лица местного самоуправления. В соответствии с нормами ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, предусмотренные в смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

В соответствии с законодательством   автономные учреждения, в отличие от бюджетных, обладают большей имущественной и финансовой самостоятельностью:

  1. деятельность автономного учреждения финансируется собственником (из бюджета) лишь в части выполнения заданий собственника и развития учреждения в рамках утвержденных программ; при этом финансирование осуществляется не по смете доходов и расходов, а в порядке предоставления субсидий и т.п.;
  2. автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств (в то время как бюджетные учреждения отвечают лишь денежными средствами);
  3. собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (в то время как по обязательства бюджетных учреждений собственник несет субсидиарную ответственность);
  4. доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, в т.ч. доходы от сдачи в аренду, временное владение и пользование, продажи закрепленного на праве оперативного управления имущества (бюджетные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться лишь доходами от разрешенной предпринимательской деятельности);
  5. собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества;
  6. автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества; остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (кроме внесения своего имущества в уставных капитал других юридических лиц или передаче имущества иным образом другим юридическим лицам – это требует согласования с учредителем), в то время как бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное либо частично платное для потребителя  оказание услуг по заданию учредителя. Автономное учреждение наделено правом оказывать платные услуги в рамках своей основной деятельности сверх объемов заданий учредителя.

Так же, как и бюджетные  учреждения, автономные учреждения создаются  собственником с передачей имущества  на праве оперативного управления. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения  возможности осуществлять им предусмотренную  его уставом деятельность и нести  ответственность по обязательствам, возникшим у муниципального учреждения до изменения его типа.

Правовой режим муниципальной  казны. Третий правовой режим, на котором  следует остановиться – нахождение имущества в муниципальной казне.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами местного бюджета, муниципальную казну муниципального образования.

Законодательство не содержит каких-либо норм, регулирующих правовое положение имущества, находящегося в казне. К такому имуществу в  полной мере применяются все положения  гражданского законодательства о праве  собственности. Собственник может  любым, не запрещенным законом способом распоряжаться имуществом, включенным в состав муниципальной казны. Это  имущество может быть сдано в  аренду, передано в безвозмездное  пользование, использовано для предоставления услуг, с ним могут совершаться  собственником иные сделки, не запрещенные  законом. Приватизация имущества, находящегося в муниципальной казне может  проводиться любым предусмотренным  законом способом и по любым объектам, как отдельным, так и их комплексам.

Нахождение имущества  в муниципальной казне позволяет  выбрать оптимальные способы  его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования как за счет получения  доходов от распоряжения им, например, при сдаче имущества в аренду, так и при использовании в  качестве материальной базы для оказания населению различного рода услуг, для повышения эффективности и снижения затратности осуществления полномочий органов местного самоуправления. Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании. Так, например, в отличие от хозяйственного ведения или оперативного управления, при которых использует имущество для целей своей деятельности только МУП или  учреждение, имущество муниципальной казны может предоставляться организации, выигравшей конкурс на размещение муниципального заказа, например, на предоставление населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и пр. Проведение таких конкурсов способствует улучшению качества обслуживания населения, снижению цены услуг за счет исключения затрат предприятия на создание необходимых объектов, формированию предпринимательских структур в данных сферах, т.е. созданию конкурентной среды в сфере предоставления услуг населению, до настоящего времени находящейся в руках локальных монополистов. Именно в отношении использования и обслуживания имущества, находящегося в муниципальной казне, наиболее перспективным может быть сотрудничество с малым и средним предпринимательством.

Информация о работе Правовое регулирование муниципальной собственности