Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:52, контрольная работа
Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Законодательное и муниципальное регулирование отношений
по поводу муниципальной собственности…………………………………4
Глава 2. Правовые ограничения по составу собственности
муниципальных образований………………………………………………..10
Глава 3. Правовое регулирование возникновения и прекращения
права муниципальной собственности………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы…………………………
Обычно закреплению имущества
в муниципальной казне
Первая проблема может быть снята при правильном применении норм гражданского законодательства в отношении определения собственника имущества и осуществления правомочий собственника органами местного самоуправления. Как уже отмечалось, собственником и субъектом гражданских правоотношений является муниципальное образование. Исходя из этого, муниципальная казна принадлежит муниципальному образованию и должна учитываться («находиться на балансе» в обычно употребляемых терминах, не отражающих, правда, особенностей правового положения публичной собственности) как собственность муниципального образования. Этим целям служит ведение реестра объектов, составляющих муниципальную казну. При этом необходимо отметить, что публично-правовые образования, как и граждане, не являются организациями и не обязаны вести бухгалтерский учет имущества. Муниципальное имущество, находящееся в казне, не подлежит налогообложению, поскольку муниципальные образования не являются налогоплательщиками в силу требований Налогового кодекса РФ. Однако ведение реестра объектов муниципальной казны, в том числе и по правилам бухгалтерского учета для обеспечения собственнику – муниципальному образованию – возможности контролировать состояние объектов собственности органы местного самоуправления обязаны осуществлять. Ведение такого реестра, учет, хранение правоустанавливающих документов должно быть поручено органу местного самоуправления (структурному подразделению органа), осуществляющему от имени муниципального образования все или часть правомочий собственника муниципального имущества. Надо отметить, что данный орган не имеет и не может иметь каких-либо вещных прав на имущество казны. Он только осуществляет от имени собственника управление имуществом. Ни в коем случае не допустима ситуация, когда имущество считается находящимся в муниципальной казне (указано в реестре объектов казны), и при этом закрепляется за органом местного самоуправления или муниципальным учреждением на праве оперативного управления. Выше уже указывались особенности правового режима оперативного управления. В частности, отсутствие права распоряжения имуществом, невозможность передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, на ином праве (например, аренды, залога и т.п.), требование не хранения (неиспользуемое имущество), а использования имущества, но по целевому назначению и некоторые другие. Кроме того, передача в оперативное управление автоматически исключает имущество из муниципальной казны.
Вторая проблема решается за счет правильной организации муниципального управления, указания в положениях об органах (структурных подразделениях органов) местного самоуправления функций, прав и обязанностей по управлению имуществом муниципальной казны, должного контроля, планирования использования муниципальной собственности, выделения необходимых средств на содержание муниципальной собственности.
Управление имуществом казны могут осуществлять не только органы местного самоуправления, но и доверительный управляющий, или специально созданное для осуществления управленческих функций учреждение (ему передается в оперативное управление только имущество, обеспечивающее деятельность работников этого учреждения – помещение, оргтехника, столы, стулья и т.п. Имущество же, которым должно управлять учреждение, не закрепляется за ним ни на каком вещном праве!). Такое учреждение может осуществлять управление объектами муниципальной собственности и без права распоряжения ими, т.е. вести реестр муниципального имущества, обеспечивать проведение его оценки, заключать договора на обслуживание имущества, в том числе его охрану (или самостоятельно осуществлять эти функции), готовить решения органов местного самоуправления по вопросам сдачи муниципального имущества в аренду, передачи в пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление, организовывать конкурсы на право аренды и т.п. Названное учреждение не имеет права издавать обязательные для других субъектов акты, осуществлять властные полномочия органов местного самоуправления, распоряжаться муниципальной собственностью, осуществлять заимствования. Не должно быть предоставлено муниципальному учреждению по управлению имуществом и права ведения приносящей доходы деятельности с использованием имущества муниципальной казны. При создании муниципального учреждения по управлению имуществом сократится объем функций одноименного органа (структурного подразделения органа) местного самоуправления, в связи с чем возможно сокращение штатов названного органа.
Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.
Содержание недвижимого
имущества муниципальной казны
обеспечивается уполномоченными органами,
а в случае передачи имущества
во временное пользование по договору
аренды (имущественного найма), передачи
имущества в безвозмездное
Глава 3. Правовое регулирование возникновения и прекращения права муниципальной собственности.
Федеральное законодательство
вводит прямые или косвенные ограничения
для публичного собственника в части
наличия и использования
Исходя из выявленного Конституционным Судом РФ конституционного смысла ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ , органы местного самоуправления могут иметь в собственности имущество, только необходимое для осуществления полномочий муниципальных образований. Статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ, по мнению Конституционного Суда РФ, допускает наличие в муниципальной собственности иного имущества, но только имеющего такое же целевое предназначение, что и имущество, прямо названное в данной статье. Тем самым Конституционный Суд РФ констатирует прямую связь реализации прав публичной собственности с целями данных публичных собственников.
Органы местного самоуправления, как
указал Конституционный Суд, «обладают
публично-властными
Надо учитывать, что существенными
являются не только ограничения по
отдельным объектам собственности,
но и по имущественным комплексам
муниципальных унитарных
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ст. 8 устанавливает возможные случаи создания государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В совокупности нормы законодательства о местном самоуправлении и гражданского законодательства ограничивают возможность создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий только сферой компетенции местного самоуправления в части обеспечения предоставления муниципальных услуг, оказываемых физическим или юридическим лицам безвозмездно или по регулируемым ценам (тарифам).
Таким образом, как наличие определенных
видов муниципального имущества, так
и осуществление хозяйственной
деятельности организациями муниципальной
формы собственности
При определении состава
Отнесение имущества к категории предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования . Необходимо обратить внимание, что требуется издание именно нормативного правового акта, т.е. акта, устанавливающего, изменяющего или отменяющего правовые нормы и соответственно меняющие объем прав, обязанностей и ответственности субъектов. Очевидно, что простой перечень имущества таким актом не является. В Положении об имуществе, предназначенном для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, должны быть установлены основания, по которым имущество относится к данной категории, порядок формирования и изменения перечня данного имущества, ведения реестра этого имущества и т.п.
К имуществу указанного предназначения
можно отнести любое
Перечисленные виды имущества могут
находиться как в муниципальной
казне, так и в оперативном
управлении муниципальных учреждений,
в хозяйственном ведении
Уполномоченный орган местного
самоуправления должен проводить анализ
имеющихся в муниципальной
Необходимо разделять вопросы, например, организации снабжения населения коммунальными услугами и собственно производство и предоставление таких услуг. Кроме того, нельзя забывать о том, что в соответствии с федеральным законодательством предусмотрены прямые договорные отношения между получателями услуг и их производителями, либо между собственниками жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов, управляющими компаниями и производителями коммунальных услуг, а также оплата коммунальных услуг их получателями, а не за счет средств местного бюджета. Это ограничивает полномочия органов местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства.
Частные компании, иные организации, в том числе МУПы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, производят и предоставляют услуги тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, управления многоквартирными жилыми домами (частным имуществом).
В отличие от этого органы местного самоуправления решают вопросы местного значения – осуществляют организацию тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, управления муниципальными жилыми помещениями и муниципальными долями общего имущества в многоквартирных жилых домах . Организация как вопрос местного значения предполагает проведение анализа, прогнозирования, планирования состояния соответствующей сферы, координацию деятельности участников, заказ услуг при их предоставлении за счет средств бюджета, выделение финансирования, предоставление в установленных случаях субсидий получателям услуг, организацию взаимодействия поставщика и потребителей услуг, контроль предоставления услуг, при необходимости, осуществление полномочий учредителя организаций, производящих и оказывающих услуги и т.п. Тем самым полномочия по организации услуг не связаны с непосредственным производством и предоставлением услуги.
Информация о работе Правовое регулирование муниципальной собственности