Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов. Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ……………………………………………5
1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе……….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы…………..7
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО…..9
2.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего……..…..9
2.2.Права и обязанности муниципального служащего…………………..……12
2.3.Социальные гарантий при прохождении муниципальной службы………17
2.4. Ответственность муниципальных служащих……………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…26

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

5) муниципальная  служба является социальным институтом  и отличается социальным характером  функционирования. Социальные цели  муниципальной службы обусловлены  характером задач муниципального  образования, связанных с необходимостью удовлетворения общих материальных и духовных потребностей в сфере образования, здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности;

6) муниципальная  служба является правовым институтом. Правовой характер функционирования  муниципальной службы проявляется  в двух аспектах. С одной стороны,  муниципальные служащие призваны  осуществлять свою деятельность  на основе Конституции РФ, федеральных  законов, законов субъектов Российской  Федерации, актов органов местного  самоуправления. Муниципальная служба  является субъектом контроля  соблюдения законодательства на  территории соответствующего муниципального  образования. С другой стороны,  муниципальная служба является  особым видом управленческой  деятельности, которая имеет жесткий  правовой режим регламентации.  А к муниципальным служащим  предъявляются особые требования, составляющие правовой статус, который  регламентируется нормативными  правовыми актами и тем самым  отличает муниципальных служащих  от других.2

В ч.1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" дано определение понятия муниципального служащего, из которого следуют такие признаки, в совокупности характеризующие физическое лицо в качестве муниципального служащего, как:

- муниципальным  служащим является гражданин.  С учетом нормы ч.1 ст.1 Закона  речь идет о гражданах России, а также о гражданах иностранных  государств - участников международных  договоров РФ, в соответствии  с которыми иностранные граждане  имеют право находиться на  муниципальной службе;

- гражданин  исполняет обязанности по должности  муниципальной службы в порядке,  определенном муниципальными правовыми  актами в соответствии с федеральными  законами (прежде всего, в соответствии  с Законом) и законами субъекта  РФ;

- за исполнение  обязанностей по должности муниципальной  службы гражданину выплачивается  денежное содержание за счет  средств местного бюджета.

В силу прямого  указания в ч.2 ст.1 Закона не являются муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные  лица местного самоуправления, члены  избирательных комиссий муниципальных  образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса (лица, замещающие муниципальные должности).

Следует отметить, что определение понятия  муниципального служащего дано в  ч.1 статьи 10 Закона по аналогии с положениями  статьи 13 Закона о государственной  гражданской службе, раскрывающей понятие  государственного гражданского служащего: государственный гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства  по прохождению государственной  гражданской службы; государственный  гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета  или бюджета субъекта РФ.

 

2.2 Права и обязанности муниципального служащего

 

Различают три статуса муниципального служащего: социальный, организационный и правовой. Социальный статус определяет положение  муниципального служащего в системе  общественных отношений; организационный  статус показывает его место и  роль в структуре аппарата органа местного самоуправления; правовой статус муниципального служащего совокупно включает ряд элементов:

  • нормативное (законодательное) понятие "муниципальный служащий" и его сущностные характеристики;
  • права и обязанности (служебные полномочия) муниципального служащего;
  • ограничения по службе;
  • социальные гарантии;
  • ответственность муниципального служащего за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Непосредственно правовой статус муниципального служащего (как и в целом правовая регламентация  муниципальной службы) определяются уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъекта РФ и Федеральным законом о  муниципальной службе.

Правам  муниципальных служащих посвящено  обширное законодательство. В обобщенном виде классификация основных прав муниципального служащего содержится в ст. 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Рассмотрим основные права.

1. Муниципальный  служащий имеет право на:

1) ознакомление  с документами, устанавливающими  его права и обязанности по  замещаемой должности муниципальной  службы, критериями оценки качества  исполнения должностных обязанностей  и условиями продвижения по  службе;

2) обеспечение  организационно-технических условий,  необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

3) оплату  труда и другие выплаты в  соответствии с трудовым законодательством,  законодательством о муниципальной  службе и трудовым договором  (контрактом);

4) отдых,  обеспечиваемый установлением нормальной  продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных  дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодного оплачиваемого  отпуска;

5) получение  в установленном порядке информации  и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений  о совершенствовании деятельности  органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального  образования;

6) участие  по своей инициативе в конкурсе  на замещение вакантной должности  муниципальной службы;

7) повышение  квалификации в соответствии  с муниципальным правовым актом  за счет средств местного бюджета;

8) защиту  своих персональных данных; В  соответствии со ст. 29 Федерального  закона персональные данные муниципального  служащего - информация, необходимая  представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным  служащим обязанностей по замещаемой  должности муниципальной службы  и касающаяся конкретного муниципального  служащего. Персональные данные  муниципального служащего подлежат  обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное  использование) в соответствии  с трудовым законодательством.

9) ознакомление  со всеми материалами своего  личного дела, с отзывами о  профессиональной деятельности  и другими документами до внесения  их в его личное дело, а также  на приобщение к личному делу  его письменных объяснений

10) объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных  интересов;

11) рассмотрение  индивидуальных трудовых споров  в соответствии с трудовым  законодательством, защиту своих  прав и законных интересов  на муниципальной службе, включая  обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное  обеспечение в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный  служащий, за исключением муниципального  служащего, замещающего должность  главы местной администрации  по контракту, вправе с предварительным  письменным уведомлением представителя  нанимателя (работодателя) выполнять  иную оплачиваемую работу, если  это не повлечет за собой  конфликт интересов и если  иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом.

В ст.12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлен перечень основных обязанностей муниципальных служащих, включенных в систему особых отношений служения обществу и государству, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых отношениях. Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать  Конституцию Российской Федерации,  федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные  правовые акты Российской Федерации,  конституции (уставы), законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации,  устав муниципального образования  и иные муниципальные правовые  акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять  должностные обязанности в соответствии  с должностной инструкцией;

3) соблюдать  при исполнении должностных обязанностей  права и законные интересы  граждан и организаций;

4) соблюдать  установленные в органе местного  самоуправления, аппарате избирательной  комиссии муниципального образования  правила внутреннего трудового  распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной  информацией;

5) поддерживать  уровень квалификации, необходимый  для надлежащего исполнения должностных  обязанностей;

6) не  разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую  федеральными законами тайну,  а также сведения, ставшие ему  известными в связи с исполнением  должностных обязанностей, в том  числе сведения, касающиеся частной  жизни и здоровья граждан или  затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь  государственное и муниципальное  имущество, в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных  обязанностей;

8) представлять  в установленном порядке предусмотренные  законодательством Российской Федерации  сведения о себе и членах  своей семьи, а также сведения  о полученных им доходах и  принадлежащем ему на праве  собственности имуществе, являющихся  объектами налогообложения, об  обязательствах имущественного  характера (далее - сведения о  доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера);

9) сообщать  представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской  Федерации в день выхода из  гражданства Российской Федерации  или о приобретении гражданства  иностранного государства в день  приобретения гражданства иностранного  государства;

10) соблюдать  ограничения, выполнять обязательства,  не нарушать запреты, которые  установлены настоящим Федеральным  законом и другими федеральными  законами;

11) сообщать  представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, и принимать меры  по предотвращению подобного  конфликта.

2. Муниципальный  служащий не вправе исполнять  данное ему неправомерное поручение.  При получении от соответствующего  руководителя поручения, являющегося,  по мнению муниципального служащего,  неправомерным, муниципальный служащий  должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2.3. Государственные гарантии при прохождении муниципальной службы

 

Законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" четко определяются функции основных гарантии муниципальным служащим и их и их существенное отличие от мер по социальной защите иных групп населения.

Государственные гарантии вводятся в целях: обеспечения  правовой и социальной защищенности муниципальных служащих; повышения  мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей; укрепления стабильности профессионального  состава кадров муниципальной службы; в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством  для муниципальных служащих.

Все гарантии, установленные действующим законодательством, по содержанию можно объединить в  две группы:

Первая  группа гарантий ориентирована на обеспечение  муниципальному служащему нормативно-правовых условий для эффективного исполнения должностных полномочий К их числу относят:

1) условия  работы, обеспечивающие исполнение  им должностных обязанностей  в соответствии с должностной  инструкцией;

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего