Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов. Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ……………………………………………5
1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе……….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы…………..7
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО…..9
2.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего……..…..9
2.2.Права и обязанности муниципального служащего…………………..……12
2.3.Социальные гарантий при прохождении муниципальной службы………17
2.4. Ответственность муниципальных служащих……………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…26

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

Иными словами, муниципальному служащему должны быть созданы условия для надлежащего  исполнения своих служебных обязанностей. К таким условиям могут относиться:

- обеспечение  оргтехникой и другими необходимыми  материалами;

- предоставление  необходимой информации;

- в соответствующих  случаях обеспечение автотранспортом  и т.п.

2) право  на своевременное и в полном  объеме получение денежного содержания;

Оплата  труда муниципального служащего  регламентируется специальными нормами (ст. 22). Однако на муниципальных служащих в полном объеме распространяются те гарантии в сфере оплаты труда, которые  предусмотрены трудовым законодательством. Согласно Трудовому кодексу, оплата труда должна производиться не реже чем каждые полмесяца. Нужно сказать, что заработная плата может выплачиваться  в виде аванса и собственно заработной платы. Однако в этом случае размер такого аванса не может быть ниже оплаты труда за фактически проработанное  время.

3) отдых,  обеспечиваемый установлением нормальной  продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных  дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодного оплачиваемого  отпуска;

Вторая  группа гарантий направлена на обеспечение  условий внешнего порядка, но также  имеющих конечной целью оптимальные  условия для служебной деятельности. К их числу относятся:

4) медицинское  обслуживание муниципального служащего  и членов его семьи, в том  числе после выхода муниципального  служащего на пенсию;

На сегодняшний  день не существует специального закона о медицинском страховании и  медицинском обслуживании ни государственных, ни муниципальных служащих. Медицинское  обслуживание муниципальных служащих, как и иных граждан, регламентируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Согласно ст. 20 Основ, при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. 3

5) пенсионное  обеспечение за выслугу лет  и в связи с инвалидностью,  а также пенсионное обеспечение  членов семьи муниципального  служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением  им должностных обязанностей;

6) обязательное  государственное страхование на  случай причинения вреда здоровью  и имуществу муниципального служащего  в связи с исполнением им  должностных обязанностей;

7) обязательное  государственное социальное страхование  на случай заболевания или  утраты трудоспособности в период  прохождения муниципальным служащим  муниципальной службы или после  ее прекращения, но наступивших  в связи с исполнением им  должностных обязанностей;

8) защита  муниципального служащего и членов  его семьи от насилия, угроз  и других неправомерных действий  в связи с исполнением им  должностных обязанностей в случаях,  порядке и на условиях, установленных  федеральными законами.

2. При  расторжении трудового договора  с муниципальным служащим в  связи с ликвидацией органа  местного самоуправления, избирательной  комиссии муниципального образования  либо сокращением штата работников  органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

3. Законами  субъекта Российской Федерации  и уставом муниципального образования  муниципальным служащим могут  быть предоставлены дополнительные  гарантии.

Пенсионное  обеспечение муниципального служащего  и членов его семьи:

1. В области  пенсионного обеспечения на муниципального  служащего в полном объеме  распространяются права государственного  гражданского служащего, установленные  федеральными законами и законами  субъекта Российской Федерации.

2. Определение  размера государственной пенсии  муниципального служащего осуществляется  в соответствии с установленным  законом субъекта Российской  Федерации соотношением должностей  муниципальной службы и должностей  государственной гражданской службы  субъекта Российской Федерации.  Максимальный размер государственной  пенсии муниципального служащего  не может превышать максимальный  размер государственной пенсии  государственного гражданского  служащего субъекта Российской  Федерации по соответствующей  должности государственной гражданской  службы субъекта Российской Федерации.

3. В случае  смерти муниципального служащего,  связанной с исполнением им  должностных обязанностей, в том  числе наступившей после увольнения  его с муниципальной службы, члены  семьи умершего имеют право  на получение пенсии по случаю  потери кормильца в порядке,  определяемом федеральными законами.

 

 

2.4. Ответственность муниципальных служащих

 

Как и все граждане, муниципальные  служащие, совершившие уголовное  преступление, гражданское правонарушение или административный проступок  вне службы, подвергаются соответствующим  мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время муниципальные  служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно  связаны с муниципальной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных  обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно  интересы государства, правопорядок, права  и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической  ответственностью.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих понимаются меры принудительного характера, которые  предусматриваются законом и  другими нормативными правовыми  актами в качестве реакции государства  на совершение муниципальных служащим правонарушения (см. рис.2.1). Основанием для применения таких мер является нарушение муниципальным служащим своих обязанностей.4

К особенностям регламентации ответственности  муниципальных служащих относятся:

-в ряде случаев - повышенная  ответственность;

-специфические санкции, применяемые  только в отношении муниципальных служащих.

В зависимости от вида и серьезности  правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности  были нарушены, к муниципальным служащим могут применяться следующие  виды юридической ответственности: уголовная; административная; дисциплинарная; гражданско-правовая;

 

Рис.2.1 Виды ответственности  муниципальных служащих

 

Один  из ведущих специалистов в области  служебного права профессор Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом  ответственности муниципальных  служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной  дисциплины) и укрепление государственной  дисциплины являются одной из важнейших  обязанностей служащего.

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: "Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине". Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.

Порядок обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством  субъектов РФ, муниципальными правовым актами в соответствии с нормами трудового законодательства.

Административная ответственность муниципального служащего возникает за совершенное им административное правонарушение, т.е. за посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Специфика административной ответственности, во-первых, состоит в том, что в качестве муниципальных служащих (а не на общих основаниях) они несут ее лишь за те административные проступки, которые совершены ими при  исполнении должностных обязанностей. Во – вторых, муниципальные служащие несут административную ответственность  не перед органами местного самоуправления, где они состоят на службе, а  перед судьями и органами, уполномоченными  рассматривать дела об административных правонарушениях (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, налоговыми органами, таможенными органами и  т.д.).

К числу  основных административных наказаний  относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Причем к должностным лицам местного самоуправления (как специальным субъектам ответственности) могут быть применены только предупреждения и штраф – в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.

Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.

Преступления, связанные с использованием муниципальными служащими своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й  главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. К числу принципов уголовной ответственности отнесены: законность (исключающая применение уголовного закона по аналогии), равенство граждан перед законом, вина лица, совершившего преступление, справедливость наказания и иных мер уголовно-правового характера, гуманизм, ориентирующий уголовное законодательство РФ на обеспечение безопасности человека.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Профессионализм муниципального служащего призван  обеспечивать стабильность муниципальной  службы, качественное выполнение функций, постоянную готовность к сложным  заданиям, возможность улучшения  своих профессиональных качеств, муниципальный  служащий должен быть компетентным сотрудником, т.е. качественно осуществлять свои полномочия.

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего