Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:23, курсовая работа
Понятие "муниципальной службы" сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов. Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Теперь, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ……………………………………………5
1.1 Система муниципальной службы в России на современном этапе……….5
1.2 Нормативно-правовое регулирование муниципальной службы…………..7
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО…..9
2.1.Понятие муниципальной службы и муниципального служащего……..…..9
2.2.Права и обязанности муниципального служащего…………………..……12
2.3.Социальные гарантий при прохождении муниципальной службы………17
2.4. Ответственность муниципальных служащих……………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…26
Иными словами,
муниципальному служащему должны быть
созданы условия для
- обеспечение
оргтехникой и другими
- предоставление необходимой информации;
- в соответствующих
случаях обеспечение
2) право
на своевременное и в полном
объеме получение денежного
Оплата труда муниципального служащего регламентируется специальными нормами (ст. 22). Однако на муниципальных служащих в полном объеме распространяются те гарантии в сфере оплаты труда, которые предусмотрены трудовым законодательством. Согласно Трудовому кодексу, оплата труда должна производиться не реже чем каждые полмесяца. Нужно сказать, что заработная плата может выплачиваться в виде аванса и собственно заработной платы. Однако в этом случае размер такого аванса не может быть ниже оплаты труда за фактически проработанное время.
3) отдых,
обеспечиваемый установлением
Вторая
группа гарантий направлена на обеспечение
условий внешнего порядка, но также
имеющих конечной целью оптимальные
условия для служебной
4) медицинское
обслуживание муниципального
На сегодняшний день не существует специального закона о медицинском страховании и медицинском обслуживании ни государственных, ни муниципальных служащих. Медицинское обслуживание муниципальных служащих, как и иных граждан, регламентируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Согласно ст. 20 Основ, при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. 3
5) пенсионное
обеспечение за выслугу лет
и в связи с инвалидностью,
а также пенсионное
6) обязательное
государственное страхование
7) обязательное
государственное социальное
8) защита
муниципального служащего и
2. При
расторжении трудового
3. Законами
субъекта Российской Федерации
и уставом муниципального
Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи:
1. В области
пенсионного обеспечения на
2. Определение
размера государственной
3. В случае
смерти муниципального
2.4. Ответственность муниципальных служащих
Как и все граждане, муниципальные
служащие, совершившие уголовное
преступление, гражданское правонарушение
или административный проступок
вне службы, подвергаются соответствующим
мерам наказания в общеправовом
порядке. В тоже время муниципальные
служащие совершают правонарушения
и проступки, которые непосредственно
связаны с муниципальной
Под юридической ответственностью
муниципальных служащих понимаются
меры принудительного характера, которые
предусматриваются законом и
другими нормативными правовыми
актами в качестве реакции государства
на совершение муниципальных служащим
правонарушения (см. рис.2.1). Основанием
для применения таких мер является
нарушение муниципальным
К особенностям регламентации ответственности муниципальных служащих относятся:
-в ряде случаев - повышенная ответственность;
-специфические санкции,
В зависимости от вида и серьезности
правонарушения, степени вины и обстоятельств,
при которых служебные
Рис.2.1 Виды ответственности муниципальных служащих
Один из ведущих специалистов в области служебного права профессор Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом ответственности муниципальных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной дисциплины) и укрепление государственной дисциплины являются одной из важнейших обязанностей служащего.
Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: "Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине". Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.
Порядок обжалования дисциплинарных
взысканий устанавливается
Административная
Специфика административной ответственности, во-первых, состоит в том, что в качестве муниципальных служащих (а не на общих основаниях) они несут ее лишь за те административные проступки, которые совершены ими при исполнении должностных обязанностей. Во – вторых, муниципальные служащие несут административную ответственность не перед органами местного самоуправления, где они состоят на службе, а перед судьями и органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, налоговыми органами, таможенными органами и т.д.).
К числу основных административных наказаний относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Причем к должностным лицам местного самоуправления (как специальным субъектам ответственности) могут быть применены только предупреждения и штраф – в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.
Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.
Преступления, связанные с использованием муниципальными служащими своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. К числу принципов уголовной ответственности отнесены: законность (исключающая применение уголовного закона по аналогии), равенство граждан перед законом, вина лица, совершившего преступление, справедливость наказания и иных мер уголовно-правового характера, гуманизм, ориентирующий уголовное законодательство РФ на обеспечение безопасности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Профессионализм муниципального служащего призван обеспечивать стабильность муниципальной службы, качественное выполнение функций, постоянную готовность к сложным заданиям, возможность улучшения своих профессиональных качеств, муниципальный служащий должен быть компетентным сотрудником, т.е. качественно осуществлять свои полномочия.
Информация о работе Правовой статус муниципального служащего