Развитие экономической основы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальный сектор складывается из предприятий и учреждений разных форм собственности и разной отраслевой принадлежности. Для городских муниципалитетов характерна индустриальная структура хозяйства. В поселках городского типа и малых городах сложилась моноотраслевая структура хозяйства; как правило, в них находится одно градообразующее предприятие. В крупных муниципалитетах сформированы многоотраслевые хозяйственные комплексы, часто с набором взаимосвязанных предприятий.
В крупнейших городах в настоящее время идет активный процесс формирования постиндустриальной структуры хозяйства. Градообразующую базу составляют деятельность сервисных предприятий, управленческая, торгово-распределительная, финансово-банковская

Содержание

Введение
1. Нормативно-правовое обеспечение экономической основы муниципального хозяйства………………………………………………………4
2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом……………………………………………………………………..12
3. Направления развития экономической основы муниципального хозяйства……………………………………………………………………...…29
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовое Экономика муниципального сектора.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Деловая жизнь муниципального образования представлена разными формами производства, в том числе предпринимательства, на базе как общественной, так и частной собственности, организуемого как юридическими, так и физическими лицами.

Местное самоуправление уделяет внимание и развитию домашнего хозяйства. Оно в основном имеет некоммерческую направленность, но решает очень важные социальные задачи, особенно в сельских населенных пунктах: производство сельскохозяйственной продукции для личного потребления и на продажу.

К важным вопросам местного самоуправления относятся развитие реального сектора, увеличение доходов, повышение занятости, поддержка эффективных проектов.

Устойчивая работа предприятий промышленности и других отраслей позволяет местному самоуправлению успешнее решать социальные и другие задачи. Поэтому на первый план выходят:

    • создание условий для привлечения инвестиций, развития инновационной и внедренческой деятельности, обеспечения квалифицированными рабочими кадрами, повышения качества продукции и роста конкурентоспособности;
    • содействие экспорту;
    • развитие малого бизнеса.

Ни в перечне вопросов местного значения, ни в полномочиях по их реализации ничего не сказано о развитии муниципального предпринимательства, поддержке частного бизнеса. Это направление деятельности возможно при наличии для этого собственных средств и относится в основном к сфере добровольной компетенции местного самоуправления.

Направления, факторы и методы реализации экономической политики отражаются в плане комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Это долгосрочная программа, отражающая представления общественности, деловых кругов, органов власти и управления о перспективах, приоритетах, целях, задачах развития и методах их решения в интересах местного населения. Содержание плана должно отвечать и общегосударственным интересам, для обеспечения которых государство выделяет в распоряжение органов местного самоуправления немалые средства. Перед каждым муниципальным образованием ставится задача разработать и утвердить программу развития хотя бы на пять лет. Источником наиболее полной информации для планирования может служить социально-экономический паспорт муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Муниципальная собственность и полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом

 

В условиях рыночных отношений многие предприятия в целях повышения конкурентоспособности перестают заниматься проблемами социальной сферы, а местные органы власти не располагают необходимыми средствами для ее развития. В муниципальной собственности остались, прежде всего, экономически слабые предприятия, с технически устаревшим оборудованием. Но они остаются жизненно важными, необходимыми элементами для Функционирования муниципального образования. От их развития и состояния в значительной степени зависит уровень жизни населения на территории того или иного муниципалитета. Особенно это относится к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства и озеленения, здравоохранения, образования и культуры.

Главными проблемами муниципального сектора остаются занятость, уровень бедности населения, проблемы экологии. Их нерешенность ведет к тому, что во многих поселениях ухудшается морально-психологический климат: взрослое население теряет устойчивую жизненную перспективу, для молодежи сужаются условия трудоустройства, получения профессионального образования, а для детей и подростков — возможность рационального использования свободного времени.

В качестве главного ресурса развития муниципального сектора местные власти традиционно рассматривают лишь межбюджетные отношения. Это означает, что перспективы ставятся в исключительную зависимость от порядка распределения бюджетных денег при отсутствии финансовой самостоятельности муниципального образования.

В экономическую основу местного самоуправления закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» включает:

    • имущество, находящееся в муниципальной собственности;
    • средства местных бюджетов;
    • имущественные права муниципальных образований.

Следовательно, экономическую основу муниципальных образований составляет использование собственного имущества и финансовых ресурсов, в том числе поступающих из бюджетов других уровней власти. Оба источника связаны, как сообщающиеся сосуды: сокращение масштабов одного требует компенсации за счет другого. Повышение роли муниципального сектора требует укрепления экономической базы за счет как собственной хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности, так и перераспределения ресурсов между уровнями власти.

 

На основании СТ. 1 Закона «Об охране окружающей среды» N2 7 -ФЗ природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и т.д. В свою очередь, компоненты природной среды включают землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы. Согласно СТ. 12 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Таким образом, «другие природные ресурсы», находясь в государственной собственности, могут быть и в муниципальной собственности.

Муниципальная собственность отличается как от государственной, так и от частной. Она служит общему благу, а не интересам лица (группы лиц), не может быть ориентирована только на получение прибыли, хотя рациональное ее использование является обязательным.

 

Собственность порождает имущественные отношения по поводу субъектной принадлежности вещей, присвоения, отчуждения, обмена, Т.е. права владения, пользования и распоряжения. На муниципальное имущество распространяется вещное право хозяйственного управления (ст. 19 ГК РФ). Объектами права являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага, любое имущество, кроме относимого только к государственной собственности.

Права собственника, в том числе права использования и распоряжения, муниципальное образование передает органам местного самоуправления, которые самостоятельно управляют имуществом, определяют условия его обращения, передачи в пользование, аренду, отчуждения, иных сделок, а также создания и реорганизации предприятий с учетом интересов населения.

 

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации муниципальное имущество подразделяется следующим образом:

    • закрепляемое за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления;
    • составляющее муниципальную казну, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество.

Такое деление имущества необходимо также для установления имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по обязательствам.

Режимы хозяйственного ведения и оперативного управления составляют правовую основу управления муниципальной собственностью.

На правах хозяйственного ведения функционируют муниципальные предприятия, а на праве оперативного управления - муниципальные учреждения.

Объекты муниципальной собственности классифицируют также на недвижимое и движимое имущество, по-разному участвующие в хозяйственном обороте. К объектам недвижимого имущества относятся:

    • земельные участки;
    • недра и другие природные ресурсы;
    • здания и сооружения;
    • предприятия;
    • учреждения;
    • жилищный фонд.
    • К объектам движимого имущества относятся:
    • пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах;
    • средства бюджета и внебюджетных фондов;
    • прочее.

Законом о местном самоуправлении жестко определен перечень объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности (табл. 3.1). Это имущество, предназначаемое для:

    • решения вопросов местного значения поселениями, муниципальными районами, городскими округами;
    • осуществления отдельных государственных полномочий, переданных местному самоуправлению;
    • обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительными органами муниципального образования.

 

 

Получение эффекта от управления имуществом требует его использования по различным направлениям, в том числе с расчетом на коммерческий успех.

Для управления имуществом образуются специальные службы, подразделения исполнительной власти: управление муниципального имущества, комитет по земельным ресурсам и землеустройству и другие.

На управление муниципальным имуществом возлагается:

    • проведение антикризисных мероприятий;
    • установление арендной платы в размерах, необходимых для восстановления и поддержания в нормальном состоянии
    • муниципальных объектов;
    • регулярная инвентаризация объектов собственности;
    • использование объектов для реализации социальных программ, стимулирования инвестиций.

Для регулирования использования муниципального имущества разрабатываются нормативные акты - положения об арендной плате за пользование нежилым муниципальным фондом, о сохранности и использовании памятников истории и культуры, предоставлении объектов в доверительное управление, порядке субаренды и иного совместного использования имущества.

Учет муниципальной собственности ведется во всероссийском реестре на электронной базе.

Каждый объект учета имеет свой уникальный реестровый номер, не изменяющийся при передаче с баланса на баланс, что позволяет проследить все изменения в его состоянии. Информация реестра служит основой при заключении договоров аренды, субаренды, купли-продажи, при выдаче справок для приватизации муниципальной собственности.

Имущество муниципального образования, признанное ненужным для исполнения полномочий, подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения), передаче в доверительное управление частным организациям по конкурсу, либо отчуждению (приватизации) в срок до 1 января 2009 г.

Органы местного самоуправления определяют порядок отчуждения своего имущества в рамках федеральных законов.

Общий порядок приватизации муниципального имущества, установленный федеральным законом, не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

    • земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
    • природных ресурсов;
    • муниципального жилищного фонда;
    • муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
    • муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
    • безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих этому целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в муниципальной собственности имущества религиозного назначения;
    • муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании муниципальных учреждений;
    • муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за, ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
    • муниципального имущества на основании судебного решения.

Особые режимы установлены для продажи имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия; отчуждения земельных участков; приватизации объектов культурного наследия, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма чистых активов, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса. Стоимость земельных участков принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельных участков в поселениях с численностью населения свыше 500 тыс. человек и трехкратному размеру ставки земельного налога в остальных случаях.

Начальная цена приватизируемого муниципального имущества устанавливается на основании законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности..

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса определяется в передаточном акте, где указываются все виды подлежащего приватизации имущества, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства предприятия по выплате платежей гражданам. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.

Информация о работе Развитие экономической основы муниципального хозяйства