В целях дальнейшего
совершенствования действующего законодательства
Российской Федерации полагаем необходимым
с учетом позиции Министерства юстиции
Чувашской Республики, изложенной в письме от 22.12.2011 № 02/29-5140, отметить
следующее.
1. Федеральный закон
№ 25-ФЗ не дает четкого представления
(на уровне отдельных статей) о
разграничении полномочий между
федеральными органами государственной
власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления по
регламентации отношений в области муниципальной
службы. Нормы, касающиеся полномочий
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в указанной
сфере, рассредоточены по всему тексту
нормативного правового акта. При этом
не устанавливаются четкие пределы правового
регулирования отношений в области муниципальной
службы. Подобная регламентация не способствует
единообразному подходу к регламентации
отношений в области муниципальной службы
в регионах и муниципалитетах.
2. Кроме того одной
из приоритетных задач правового
регулирования федерального уровня
является регулирование вопросов
денежного содержания муниципальных служащих. На сегодняшний
день гарантии, предоставляемые муниципальным
служащим, имеют различный характер и
во многом обусловлены финансовыми возможностями
муниципальных образований и регионов,
хотя очевидно, что льготы и гарантии должны
быть едиными. В противном случае если
муниципальный служащий переходит или
переводится на работу в другое муниципальное
образование или в субъект Российской
Федерации, то льготы и гарантии, предоставляемые
муниципальному служащему по прежнему
месту работы, могут быть не сохранены.
3. Не в полном объеме
решены вопросы обязательного
государственного страхования муниципальных
служащих на случай причинения
вреда их здоровью и (или)
имуществу в связи с исполнением
ими должностных обязанностей. Такое
обязательное государственное страхование признается
в качестве одной из гарантий, предоставляемых
муниципальным служащим Федеральным законом «О муниципальной
службе в Российской Федерации» (пункт 6 части 1 статьи 1).
Вместе с тем положения
Федерального закона в данной части
не согласованы с нормами Гражданского
кодекса Российской Федерации (глава
48), который закрепляет возможность
установления законом обязательного
государственного страхования жизни, здоровья и имущества
только в отношении определенных категорий
государственных служащих. Полагаем, что
разрешить данную коллизию возможно путем
внесения дополнений в гражданское законодательство.
III. Анализ полномочий органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере муниципальной службы
В соответствии с положениями
Федерального закона № 25-ФЗ к компетенции
субъектов Российской Федерации
отнесены следующие вопросы, которые
подлежат урегулированию законом субъекта
Российской Федерации:
- утверждение реестра
должностей муниципальной службы
в субъекте Российской Федерации
(часть 2 статьи 6);
- установление соотношения
должностей муниципальной службы
и должностей государственной
гражданской службы субъекта
Российской Федерации с учетом квалификационных требований
к соответствующим должностям муниципальной
службы и должностям государственной
гражданской службы субъекта Российской
Федерации (часть 2 статьи 8);
- определение типовых
квалификационных требований для
замещения должностей муниципальной службы (часть
2 статьи 9);
- установление дополнительных
требований к кандидатам на
должность главы местной администрации,
в случае, если лицо назначается
на должность главы местной
администрации по контракту (часть
3 статьи 9);
- установление классных чинов муниципальных
служащих и порядка их присвоения, а также
сохранения при переводе муниципальных
служащих на иные должности муниципальной
службы и при увольнении с муниципальной
службы часть 1 статьи 9.1);
- утверждение типовой
формы контракта с лицом, назначаемым на должность
главы местной администрации по контракту
(часть 7 статьи 16);
- утверждение типового
положения о проведении аттестации
муниципальных служащих (часть 7
статьи 18);
- установление случаев
предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного
оплачиваемого отпуска за выслугу лет
(часть 4 статьи 21);
- определение порядка
и условий предоставления муниципальному
служащему ежегодного дополнительного
оплачиваемого отпуска за выслугу
лет (часть 5 статьи 21);
- определение ежемесячных
и иных дополнительных выплат,
к должностному окладу муниципального
служащего в соответствии с
замещаемой им должностью муниципальной
службы (часть 1 статьи 22);
- установление дополнительных
гарантий муниципальным служащим
(часть 3 статьи 23);
- установление порядка
исчисления стажа муниципальной
службы и зачета в него иных
периодов трудовой деятельности
помимо указанных в части 1
статьи 25 (часть 2 статьи 25);
- определение видов
поощрения муниципального служащего
и порядка его применения (статья 26).
Нормативным правовым актом
субъекта Российской Федерации в
соответствии с положениями Федерального
закона "О муниципальной службе
в Российской Федерации" должны регулироваться
следующие правоотношения:
- установление порядка,
условий и сроков проведения экспериментов
в ходе реализации программ развития муниципальной
службы субъектов Российской Федерации,
финансируемых за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации (часть
2 статьи 35).
Заключение
Научные исследования проблемы становления и развития института
муниципальной службы, его конституционно-правового
регулирования позволяют сформулировать
некоторые выводы и практические рекомендации,
направленные на развитие и совершенствование
этого самостоятельного правового института.
1. Современный правовой
институт муниципальной службы -
это система правовых норм, которая
регулирует отношения, складывающиеся
в процессе организации самой
муниципальной службы, статуса муниципальных
служащих, гарантий и процедур
его реализации (выполнение муниципальными служащими своих
должностных обязанностей и функций),
а также механизма прохождения муниципальной
службы.
2. Правовому регулированию
института муниципальной службы
подлежат три большие сферы
в системе муниципально-служебных
отношений: формирование системы муниципальной
службы; определение статуса муниципального
служащего и создание гарантий его осуществления;
механизм прохождения муниципальной службы.
Система правового регулирования имеет
три уровня: федеральный, субъектов Российской
Федерации и муниципальный.
3. Институт муниципальной
службы регулирует следующие
отношения: служебные, возникающие
в процессе формирования муниципальных
органов; связанные с деятельностью
муниципальных органов по управлению
муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, формированием
и исполнением местного бюджета, управленческой
и контрольной деятельностью в различных
сферах местной жизни; возникающие в процессе
осуществления муниципальными органами
отдельных государственных полномочий,
переданных им в соответствии с законодательством,
организации и исполнения ими законодательных
и правовых актов федеральных органов
власти субъектов Российской Федерации;
связанные с реализацией муниципальными
органами местного самоуправления конституционного
права на судебную защиту, на компенсацию
расходов, возникающих в связи с возложением
на них дополнительных полномочий, а также
в связи с неправомерными действиями органов
государственной власти.
4. Принятие Федерального
закона «Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации» позволило: сформировать
основы правовой базы местного самоуправления,
а также подготовить условия для финансово-экономического
института муниципальной службы; муниципальным
служащим - приобрести правовой статус
наравне с государственными федеральными
служащими и государственными служащими
субъектов Российской Федерации в вопросах
осуществления своих служебных обязанностей
и реализации социальных прав. Этот закон
выводит муниципальную службу из прямого
подчинения государственной службы, превращает
первую в самостоятельный социально-правовой
институт со всеми вытекающими последствиями.
5. Институт муниципальной
службы выступает как системное
и многоуровневое политико-правовое
и структурно-административное образование,
заполняющее свою естественную нишу в комплексе народовластия.
От его становления и реального функционирования
будет во многом зависеть установление
разумного баланса федерального, регионального
и местного начал в общественной жизни.
6. Федеральный закон «Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации» построен
как рамочный нормативный акт, вследствие
чего большинство вопросов прохождения
муниципальной службы предполагает их
более подробное регулирование в законах
субъектов Федерации. Однако здесь на
пути регионального законодателя возникает
правовое препятствие. В случае расхождения
общей нормы КЗоТа и специальной нормы
указанного федерального закона по принципу
общей и специальной нормы должна применяться
норма специальная. Законы же субъектов
Федерации не могут предусматривать каких-либо
особенностей трудовых правоотношений
в сфере муниципальной службы, не установленных
федеральным законодательством. Речь
идет о механизме увольнения некоторых
должностных лиц местного самоуправления
в случае выражения им недоверия представительным
органом местного самоуправления.
7. Особенность муниципальной службы в
настоящий период развития состоит в том,
что ее реформирование происходит в условиях
объективно обоснованного дефицита кадров
соответствующего профессионального
уровня. И, наконец, с определенностью
можно сказать, что в России появились
контуры и первоэлементы института муниципальной
службы:
- сформировались основы
правовой базы в виде федеральных
законов, законов субъектов Федерации
и нормативных актов, установивших
правовой статус института муниципальной
службы;
- повсеместно появилась
сама организационная структура
этого института - муниципалитеты;
- законодательно определены
финансовые основы местного самоуправления,
позволившие вести экономическую
деятельность в пределах данной территории и соответствующих
полномочий;
- постепенно складывается
система муниципальных управленческих
технологий, на местах отрабатываются
собственные модели;
- начала складываться
система подготовки и переподготовки
кадров по специальности «Муниципальная и государственная
служба» с учетом специфики муниципальной
службы.
Список литературы:
- Конституция РФ. –консультант плюс.
- ФЗ от 28.08.95“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”//СЗРФ №35–консультант плюс.
- ФЗ от 28.08.98 № 154“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (с изменениями и дополнениями от 17.03. 97.) // Российская газета от 28.08.97г. –консультант плюс.
- Анимица Е.Г., Тертышный А.Г. Основы местного самоуправления. - М.: ИНОРРА М., 2009 .
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2007.
- Комментарий к ФЗ "Об основах государственной службы в РФ"//Отв. ред. В.И. Шкатулла. М., Экономика 2009г.
- Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: учебное пособие под ред. К.Ф.Шеремета. - М.: Правовой университет, 2008.
- Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник./Под. ред. Т.Г. Морозовой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2007.
- Шугрина Е.М. Муниципальное право. - Новосибирск, 2005.
- Воробьев В.А. Система государственного муниципального управления .- Р-н-Д.: Изд-во Ростовский университет, 2006.
- Лазарев Б.М. Муниципальная служба. - М: Институт гос-ва и права АН, 2008.
- Манохин В.М. Основы муниципальной службы - М: Юридическая литература, 2006.
- Российское законодательство XX века. - М: Юридическая литература, 2008г.
- Служба в государственных и общественных организациях: Мехвуз. Сборник научных трудов. Ответ. ред. Бахрах Д.Н. – М.. 2008г.
1
Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Муниципальное
право Российской Федерации: Учебник.
- М.: Юристъ, 2007г., с.17
2
Местное самоуправление: современный
российский опыт законодательного регулирования:
учебное пособие под ред. К.Ф.Шеремета.
- М.: Правовой университет, 2008г., с.23