Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 22:34, курсовая работа
Цель данной работы заключается в теоретическом описании и получении представления о Советской модели организации местной государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику Советской модели организации местной государственной власти.
2. Выявить особенности данной модели.
3. Проанализировать данную модель от начала до конца.
4. Выявить положительные и отрицательные моменты данной модели.
Введение……………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические аспекты советской модели организации местной государственной власти........................................................................................
5
1.1 Характеристика советской организации местной государственной власти…………………………………………………………………………………
1.2 Особенности организации местной власти в советский период…………….
1.3 Местные Советы депутатов и органы общественного самоуправления.……………………………………………………………………..
5
15
17
Глава 2. Окончание советской модели………………………..……………………
2.1 Конец советской модели местного управления………………………………
2.2 Положительные и отрицательные моменты данной модели………………..
19
19
22
Заключение…………………………………………………………………………...
25
Библиографический список………..………………………………………………..
27
Для местных Советов
Местный Совет депутатов
представлял собой советскую
управленческую организацию, в которой
сочетались представительные и
исполнительно-
Принципы организации и деятельности для всех Советов депутатов были едиными. К ним, согласно Конституции СССР (1977 г.), относились:
- демократический централизм;
- социалистическая законность;
- соединение в деятельности
местных Советов депутатов
- коллективное, свободное, деловое обсуждение и решение вопросов;
- систематическое
- регулярная отчетность
- широкое привлечение граждан к участию в работе местных Советов депутатов;
- социалистический
Принцип «демократического централизма» осуществлялся в практической деятельности местных Советов в выборности всех органов центральной и местной власти снизу доверху, подотчетности их народу; в обязательности исполнения решений, принимаемых вышестоящими Советами для нижестоящих органов местной государственной власти; в обязательной отчетности нижестоящих местных Советов перед вышестоящими в иерархии органов местной государственной власти; в самостоятельности каждого Совета в системе советских органов местной государственной власти в осуществлении возложенных на него функций и ответственности за их выполнение; в участии нижестоящих Советов в деятельности вышестоящих6.
1.3 Местные Советы депутатов
и органы общественного
В статье 103 закона РСФСР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов» от 29 июля 1971 года устанавливается право городского, районного Совета на руководство органами общественной самодеятельности населения. Под ними понимались объединения граждан в рамках определенной территории или трудового коллектива. Их создание связывалось с совместной работой по удовлетворению социально-бытовых и культурных потребностей, для помощи государственным органам в решении актуальных общественных проблем. Основной признак органов общественной самодеятельности состоял в том, что в них отсутствовали отношения членства.
К числу наиболее распространенных видов органов общественной самодеятельности населения относились:
- домовые, уличные и квартальные комитеты в городах и поселках городского типа;
- сельские комитеты в деревнях и селах; родительские комитеты при школах;
- общественные комитеты при
учреждениях здравоохранения, культуры
и бытового обслуживания
- женские советы;
- советы ветеранов труда;
- добровольные народные дружины;
- товарищеские суды и др.
Деятельность органов общественной самодеятельности регламентировалась положениями, принятыми государственными органами.
Глава 2. Окончание советской модели
2.1 Конец советской модели
местного управления и
Последние несколько лет периода советской истории отличаются крайней сложностью и противоречивостью, резкими изменениями амплитуды и частоты колебания «маятника» — централизм— децентрализм, которые были вызваны утерей идейного коммунистического единства, ликвидацией главной «вертикали» тоталитаризма — власти КПСС, всеобщим и быстрым отрицанием отжившей системы общественных отношений, глубоким разломом социальных структур и государственного механизма, расшатыванием старой социалистической экономической базы.
Началом последнего советского этапа реформы «сверху» местного самоуправления можно считать 9 апреля 1990 г., когда, был принят Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР. В этом законодательном акте впервые в СССР фиксировались следующие новые положения и нормы:
а) местное (территориальное) самоуправление определялось как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территорий, охраны окружающей среды;
б) уровень местного самоуправления начинается там, где жители способны взаимодействовать непосредственно друг с другом и с органами местного самоуправления;
в) система власти строго разделялась на две подсистемы — государственную и местного самоуправления, причем государственная власть не должна вмешиваться непосредственно в местное самоуправление, но обязана обеспечивать возможности для его функционирования и развития;
г) нижние территориальные уровни власти и управления наделялись максимальными властными полномочиями, ответственностью и экономическими ресурсами;
д) исключалось вертикальное административное подчинение органов власти разного территориального уровня, а все органы власти подчинялись единым законам;
е) каждая из республик, входящих в состав СССР, должна была принимать самостоятельные законы о самоуправлении.
В этом законе впервые в практике советского строительства были предоставлены значительные права местным органам власти. Было установлено, что экономическую основу местных Советов составляет коммунальная собственность, которая формируется из имущества, передаваемого безвозмездно Союзом ССР, союзными и автономными республиками, иными субъектами, а также имущества, создаваемого или приобретаемого местным Советом за счет принадлежащих ему средств (ст. 10). Советам было дано право образовывать и реорганизовывать созданные ими территориальные, межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления, налаживать внешнеэкономические связи. Они могли самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять бюджеты своих территорий, составлять территориальные сводные балансы. Вопросы создания и реорганизации экономических объектов, использования природных ресурсов могли решаться только с согласия местных Советов народных депутатов.
Вместе с тем в Законе еще не шла речь о полном отказе от природы местных Советов как органов государственной власти. Новизна заключалась в том, что Советы воплощали в себе и государственную власть, и систему местного (народного) самоуправления. Это подтверждалось и тем, что привносимых в Конституцию СССР изменениях и дополнениях соответствующая им гл. 19 продолжала именоваться «Местные органы государственной власти и самоуправления.»
Субъектами государственной власти и
местного самоуправления определялись
края, области, автономные области, автономные
округа, районы, города, районы в городе,
поселки, сельские поселения и другие
административно-
Однако попытка ввести принципиально новые начала организации управления на местном уровне путем принятия союзного, а затем республиканских законов о местном самоуправлении, не реформируя по существу всю прежнюю общественно-экономическую систему, не могла дать ожидаемых позитивных результатов.
К началу 90-х годов в России (РСФСР) почти
полностью сохранилась территориальная
структура общества (в том числе и административно-
24 мая 1991 г. Съезд народных депутатов
РСФСР ввел в Конституцию, в
соответствующий раздел VII «Местные
органы государственной власти
и управления в РСФСР»
6 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР
принял Закон «О местном
1) расширение сферы
2) формирование новой
3) дальнейшую децентрализацию
4) деконцентрацию власти на
5) создание качественно новой
экономической и финансовой
Зарождающаяся новая муниципальная система самоуправления концентрировала в себе сложнейшие социально-политические проблемы переходного периода, отражала его противоречивость, незавершенность многих процессов и решений7.
Начавшийся на основе указов Президента РФ процесс реформирования местного самоуправления заложил новые основы организации местного самоуправления в России.
2.2 Положительные и отрицательные моменты данной модели
Положительные моменты:
1) Это была иная структура, которая очень отличалась от предыдущей;
2) Законы принимались конкретно для каждого сельского или поселкового уровня Советов;
3) Это не представительные, а профессиональные органы, встроенные в вертикаль избранных советских органов (как органов государственной власти), как следствие, во многом благодаря усилиям этих «самоуправлений» удалось преодолеть разруху и восстановить экономику;
4) Советы как орган власти сочетали в себе и принятие решений, и их исполнение;
5) Вводился институт императивного депутатского мандата, главным элементом которого являлось право избирателей отзывать своих депутатов.
Отрицательные моменты:
1) Советы выражали интересы
2) самостоятельность населения
конкретной территории в
3) инициативы местного населения
в этой системе имели
4) теоретически люди выбирались,
но выборы в большинстве
5) местные Советы были слишком
многочисленными, что существенно
снижало эффективность их
6) интересы местного сообщества отодвигались на задний план:
7) полная ликвидация реальной системы местного самоуправления и ее замена системой тоталитарного партийно-государственного руководства;
8) в централизованной плановой экономике экономические и финансовые ресурсы (включая бюджетные средства и инвестиции) распределялись «сверху вниз» и, по сути, не предполагала экономической и финансовой автономии местного самоуправления;
10) понимание Советов как органов государственной власти, что означало идеологическое отрицание местного самоуправления.
Исходя из положительных и отрицательных моментов, можно сделать вывод о том, что отрицательных моментов было больше чем положительных. Это приводит к выводу о том, что такая модель была необходима только верхушке управления и создавалась не для населения.
Заключение
На основании проделанной работы я пришла к следующим выводам.
Советскую систему отличало
единство административно-
Информация о работе Советская модель организации местной государственной власти