Советская модель организации местной государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в теоретическом описании и получении представления о Советской модели организации местной государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику Советской модели организации местной государственной власти.
2. Выявить особенности данной модели.
3. Проанализировать данную модель от начала до конца.
4. Выявить положительные и отрицательные моменты данной модели.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические аспекты советской модели организации местной государственной власти........................................................................................

5
1.1 Характеристика советской организации местной государственной власти…………………………………………………………………………………
1.2 Особенности организации местной власти в советский период…………….
1.3 Местные Советы депутатов и органы общественного самоуправления.……………………………………………………………………..

5
15

17
Глава 2. Окончание советской модели………………………..……………………
2.1 Конец советской модели местного управления………………………………
2.2 Положительные и отрицательные моменты данной модели………………..
19
19
22
Заключение…………………………………………………………………………...
25
Библиографический список………..………………………………………………..
27

Вложенные файлы: 1 файл

OMU_sovetskaya_model.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

 Для местных Советов депутатов, как впрочем, для Советов депутатов  других уровней,  устанавливался  общий порядок их формирования.

 Местный Совет депутатов  представлял собой советскую  управленческую организацию, в которой  сочетались представительные и  исполнительно-распорядительные начала. В своей деятельности он использовал  одни и те же организационные  формы работы (сессии, постоянные  комиссии др.), что и Советы  вышестоящих уровней.

Принципы организации и деятельности для всех  Советов депутатов были едиными. К ним, согласно Конституции СССР (1977 г.), относились:

- демократический централизм;

- социалистическая законность;

- соединение  в деятельности  местных Советов депутатов функций  принятия решений с их исполнением;

- коллективное, свободное, деловое  обсуждение и решение вопросов;

- систематическое информирование  населения о работе местных  Советов депутатов, о принятых  решениях и их исполнении;

- регулярная отчетность создаваемых  местным Советом депутатов исполнительных  и распорядительных органов, других  органов перед населением и  Советом депутатов;

- широкое привлечение граждан  к участию в работе местных  Советов депутатов;

- социалистический интернационализм.

Принцип «демократического централизма» осуществлялся в практической деятельности местных Советов в выборности всех органов центральной и местной власти снизу доверху, подотчетности их народу; в обязательности исполнения решений, принимаемых вышестоящими Советами для нижестоящих органов местной государственной власти; в обязательной отчетности нижестоящих местных Советов перед вышестоящими в иерархии органов местной государственной власти; в самостоятельности каждого Совета  в системе советских органов местной государственной власти в осуществлении возложенных на него  функций и ответственности за их выполнение; в участии нижестоящих Советов в деятельности вышестоящих6.

 

1.3 Местные Советы депутатов  и органы общественного самоуправления

 

В статье 103 закона РСФСР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов» от 29 июля 1971 года устанавливается право городского, районного Совета на руководство органами общественной самодеятельности населения. Под ними понимались объединения граждан в рамках определенной территории или трудового коллектива. Их создание связывалось с совместной работой по удовлетворению социально-бытовых и  культурных потребностей, для помощи государственным органам в решении актуальных общественных проблем. Основной признак органов общественной самодеятельности состоял в том, что в них отсутствовали отношения членства.

К числу наиболее распространенных видов органов общественной самодеятельности населения относились:

- домовые, уличные и квартальные  комитеты в городах и поселках  городского типа;

- сельские комитеты в деревнях  и селах; родительские комитеты  при школах;

- общественные комитеты при  учреждениях здравоохранения, культуры  и бытового обслуживания населения;

- женские советы;

- советы ветеранов труда;

- добровольные народные дружины;

- товарищеские суды и др.

Деятельность органов общественной самодеятельности регламентировалась положениями, принятыми государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Окончание советской модели

2.1 Конец советской модели  местного управления и самоуправления

 

Последние несколько лет периода советской истории отличаются крайней сложностью и противоречивостью, резкими изменениями амплитуды и частоты колебания «маятника» — централизм— децентрализм, которые были вызваны утерей идейного коммунистического единства, ликвидацией главной «вертикали» тоталитаризма — власти КПСС, всеобщим и быстрым отрицанием отжившей системы общественных отношений, глубоким разломом социальных структур и государственного механизма, расшатыванием старой социалистической экономической базы.

Началом последнего советского этапа реформы «сверху» местного самоуправления можно считать 9 апреля 1990 г., когда, был принят Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР. В этом законодательном акте впервые в СССР фиксировались следующие новые положения и нормы:

а) местное (территориальное) самоуправление определялось как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территорий, охраны окружающей среды;

б) уровень местного самоуправления начинается там, где жители способны взаимодействовать непосредственно друг с другом и с органами местного самоуправления;

в) система власти строго разделялась на две подсистемы — государственную и местного самоуправления, причем государственная власть не должна вмешиваться непосредственно в местное самоуправление, но обязана обеспечивать возможности для его функционирования и развития;

г) нижние территориальные уровни власти и управления наделялись максимальными властными полномочиями, ответственностью и экономическими ресурсами;

д) исключалось вертикальное административное подчинение органов власти разного территориального уровня, а все органы власти подчинялись единым законам;

е) каждая из республик, входящих в состав СССР, должна была принимать самостоятельные законы о самоуправлении.

В этом законе впервые в практике советского строительства были предоставлены значительные права местным органам власти. Было установлено, что экономическую основу местных Советов составляет коммунальная собственность, которая формируется из имущества, передаваемого безвозмездно Союзом ССР, союзными и автономными республиками, иными субъектами, а также имущества, создаваемого или приобретаемого местным Советом за счет принадлежащих ему средств (ст. 10). Советам было дано право образовывать и реорганизовывать созданные ими территориальные, межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления, налаживать внешнеэкономические связи. Они могли самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять бюджеты своих территорий, составлять территориальные сводные балансы. Вопросы создания и реорганизации экономических объектов, использования природных ресурсов могли решаться только с согласия местных Советов народных депутатов.

Вместе с тем в Законе еще не шла речь о полном отказе от природы местных Советов как органов государственной власти. Новизна заключалась в том, что Советы воплощали в себе и государственную власть, и систему местного (народного) самоуправления. Это подтверждалось и тем, что привносимых в Конституцию СССР изменениях и дополнениях соответствующая им гл. 19 продолжала именоваться «Местные органы государственной власти и самоуправления.»

Субъектами государственной власти и местного самоуправления определялись края, области, автономные области, автономные округа, районы, города, районы в городе, поселки, сельские поселения и другие административно-территориальные единицы (ст. 145). Впервые в систему местного самоуправления были включены, кроме Советов народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии.

Однако попытка ввести принципиально новые начала организации управления на местном уровне путем принятия союзного, а затем республиканских законов о местном самоуправлении, не реформируя по существу всю прежнюю общественно-экономическую систему, не могла дать ожидаемых позитивных результатов.

К началу 90-х годов в России (РСФСР) почти полностью сохранилась территориальная структура общества (в том числе и административно-территориальное деление и органы управления), характерная для эпохи расцвета административно-командной системы. В рассматриваемый период в рамках проводимых радикальных политических и социально-экономических реформ были приняты самые главные стратегические решения, смысл которых сводился к трансформации жестко централизованной системы управления в России, децентрализации ее впоследствии до уровня субъектов Российской Федерации и формированию системы местного (территориального) самоуправления, отделенного от государственной власти.

24 мая 1991 г. Съезд народных депутатов  РСФСР ввел в Конституцию, в  соответствующий раздел VII «Местные  органы государственной власти  и управления в РСФСР» дополнение  — «Местное самоуправление в  РСФСР». В ст. 138 говорилось: «Местное  самоуправление в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах  осуществляется населением через  соответствующие местные Советы  народных депутатов как главное  звено системы местного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы  непосредственной демократии». В  это же время на смену исполкомам  местных Советов пришло понятие  местная администрация». Она была  подотчетна местным Советам вышестоящим  исполнительным и распорядительным  органам. Но принципиальное новшество  состояло в том, что местная  администрация уже не являлась  органом соответствующего местного  Совета в отличие от прежних  исполкомов, которые юридически  считались исполнительными и  распорядительными органами Советов.

6 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР  принял Закон «О местном самоуправлении  в РСФСР», который явился кульминационной  точкой в развитии местного  самоуправления в Советской России. Закон предусматривал:

1) расширение сферы государственной  власти, к которой были отнесены  края, области, республики в составе  РСФСР, автономные области и округа, т.е. произошла серьезная деконцентрация  государственной власти;

2) формирование новой территориальной  структуры местного самоуправления, включающей районы, города, районы  в городах, поселки, сельские населенные  пункты, а также территориальные  общественные образования (микрорайоны, жилищные комплексы и др.);

3) дальнейшую децентрализацию законодательства  в сфере местного самоуправления  — право регулирования местного  самоуправления представлялось  не только РСФСР, но и ее  республикам;

4) деконцентрацию власти на уровне  местного самоуправления, т.е. выделение  представительных и исполнительных (местных администраций) органов  местных Советов;

5) создание качественно новой  экономической и финансовой базы  местного самоуправления, представленной  предприятиями муниципальной собственности.

Зарождающаяся новая муниципальная система самоуправления концентрировала в себе сложнейшие социально-политические проблемы переходного периода, отражала его противоречивость, незавершенность многих процессов и решений7.

Начавшийся на основе указов Президента РФ процесс реформирования местного самоуправления заложил новые основы организации местного самоуправления в России.

 

2.2 Положительные и отрицательные моменты данной модели

 

Положительные моменты:

1) Это была иная структура, которая очень отличалась от предыдущей;

2) Законы принимались конкретно для каждого сельского или поселкового уровня Советов;

3) Это не представительные, а профессиональные органы, встроенные в вертикаль избранных советских органов (как органов государственной власти), как следствие, во многом благодаря усилиям этих «самоуправлений» удалось преодолеть разруху и восстановить экономику;

4) Советы как орган власти сочетали в себе и принятие решений, и их исполнение;

5) Вводился институт императивного депутатского мандата, главным элементом которого являлось право избирателей отзывать своих депутатов.

Отрицательные моменты:

1) Советы выражали интересы самой  радикальной общественности и  революционно настроенной части  населения;

2) самостоятельность населения  конкретной территории в решении  вопросов местного значения заметно  ограничивалась;

3) инициативы местного населения  в этой системе имели формальный  характер;

4) теоретически люди выбирались, но выборы в большинстве случаев  происходили на безальтернативной  основе и только по той кандидатуре, которая получала предварительное  одобрение партийных органов;

5) местные Советы были слишком  многочисленными, что существенно  снижало эффективность их работы;

6) интересы местного сообщества  отодвигались на задний план:

7) полная ликвидация реальной системы местного самоуправления и ее замена системой тоталитарного партийно-государственного руководства;

8) в централизованной плановой экономике экономические и финансовые ресурсы (включая бюджетные средства и инвестиции) распределялись «сверху вниз» и, по сути, не предполагала экономической и финансовой автономии местного самоуправления;

10) понимание Советов как органов государственной власти, что означало идеологическое отрицание местного самоуправления.

Исходя из положительных и отрицательных моментов, можно сделать вывод о том, что отрицательных моментов было больше чем положительных. Это приводит к выводу о том, что такая модель была необходима только верхушке управления и создавалась не для населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании проделанной работы я пришла к следующим выводам.

Советскую систему отличало единство административно-территориального устройства страны. Некоторая сфера жизни оставалась местным органам власти, имевшим сильную связь с населением,  защищавшим его интересы.

Информация о работе Советская модель организации местной государственной власти