Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта – высоких показателей здоровья людей.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение состояния и развития системы здравоохранения г.о. Самара.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Роль и место здравоохранения в системе отраслей муниципальной экономики…………………………………………………………………………….4
1.1. Роль и значение здравоохранения как отрасли общественного здоровья населения …………………………………………………………………………….4
1.2. Уровень доступности и качество оказания медицинской помощи в г.о. Самара ……………………………………………………………………………….14
2. Анализ состояния и уровня развития системы здравоохранения городского округа Самара……………………………………………………………….............18
2.1. Динамика медико-демографических показателей населения г.о.Самара ….18
2.2. Развитие сети учреждений здравоохранения ……………………………….22
3. Перспективы развития здравоохранения……………………………………….29
3.1. Приоритетный национальный проект Здоровье и его реализация в г.о. Самара ……………………….....................................................................................29
3.2. Модернизация системы здравоохранения в г.о. Самара………37 Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние и развитие здравоохранения.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

     Частную систему здравоохранения составляют медицинские организации, аптечные организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере  охраны здоровья граждан, создаваемые  юридическими и физическими лицами.5

     Обязательное  медицинское страхование (ОМС) - вид  обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.6

     Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы  государственных гарантий бесплатного  оказания гражданам медицинской  помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

     Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

     Основными принципами осуществления обязательного  медицинского страхования являются:

     1. Обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования);

       2. Устойчивость финансовой системы  обязательного медицинского страхования,  обеспечиваемая на основе эквивалентности  страхового обеспечения средствам  обязательного медицинского страхования;

     3. Обязательность уплаты страхователями  страховых взносов на обязательное  медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

     4. государственная гарантия соблюдения  прав застрахованных лиц на  исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

     5. создание условий для обеспечения  доступности и качества медицинской  помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

     6. паритетность представительства  субъектов обязательного медицинского  страхования и участников обязательного  медицинского страхования в органах  управления обязательного медицинского  страхования.7 

     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  по Самарской области (ТФОМС) основан  в 1993 году.

     Его основными задачами являются: ресурсное  обеспечение территориальной программы  обязательного медицинского страхования  населения области, организация поступления доходов, осуществление финансирования из этих средств медицинских организаций. Фонд выполняет важную функцию по защите прав застрахованных, ведет межтерриториальные расчеты, оплачивая медицинскую помощь жителям Самарской области, полученную за ее пределами и наоборот.

     Обязательное  медицинское страхование (ОМС) реализуется  в соответствии с Территориальной  программой ОМС Самарской области, формируемой на основе базовой программы  ОМС, которую разрабатывают Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Федеральный фонд ОМС с участием профсоюзов и утверждает Правительство РФ. Ежегодно территориальная программа обязательного медицинского страхования модернизируется, затем утверждается Правительством Самарской области.8

     В Самарской области полностью  реализована модель бюджетно-страхового финансирования медицинской отрасли. Благодаря введению и совершенствованию  системы обязательного медицинского страхования, в нашей области медицинская отрасль оказалась в более выгодном положении, нежели другие отрасли, финансируемые из бюджета, так как в сложных условиях социально-экономических преобразований 90-х годов прошлого столетия, при ограничении ресурсов, поступавших в социальную сферу, фонд ОМС стал стабильным источником финансирования медицинской помощи.

     В настоящее время значительную долю деятельности фонда занимает аналитическая  работа. В ее рамках ТФОМС, взаимодействуя с Министерством здравоохранения  и социального развития Самарской области, разрабатывает рекомендации по повышению качества и уровня оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях, работающих в системе ОМС.

     Важным  обстоятельством является то, что  Самарская область по показателям  финансирования на душу населения в системе ОМС занимает лидирующие позиции среди всех регионов России.

     Фонд  активно занимается совершенствованием механизмов оплаты медицинской помощи, распределения денежных средств, а  также принимает участие в  реализации национального проекта «Здоровье» в следующих направлениях:

     -финансирование оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами, педиатрами, врачами общей практики, а также медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, педиатров, врачей общей практики муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

     -финансирование из ТФОМС расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте от 35 до 55 лет, занятых в бюджетных учреждениях сферы образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, организации отдыха, развлечений, культуры и спорта, научных исследований и разработок;

     -финансирование из ТФОМС расходов на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС;

     -финансирование из Самарского отделения фонда социального страхования расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной им.

     Фонд  располагает серьезной информационной базой, в том числе базами застрахованных жителей Самарской области и  оказания всех медицинских услуг  в регионе. ТФОМС в постоянном режиме проводит мониторинг исполнения территориальной программы и тарифного соглашения, принимает активное участие в разработке и подготовке документов в период их принятия, формирует совместно с Министерством здравоохранения и социального развития области объем задания лечебным учреждениям по реализации территориальной программы.

     Тарифное  соглашение заключается с целью  обеспечение эффективности ценообразования  в системе обязательного медицинского образования на территории Самарской  области. Формирование тарифов на медицинскую  помощь осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативами финансовых затрат, утвержденных территориальной программой обязательного медицинского страхования.9

     Предметом тарифного соглашения являются взаимоотношения  сторон по формированию тарифов для  оплаты медицинских услуг, оказанных застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с государственным (муниципальным) заданием по обеспечению государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.10

     Основными целями тарифного соглашения являются:

     - предоставление жителям Самарской  области равных условий в получении  качественной, доступной, бесплатной  медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Самарской области;

     - приведение в соответствии плановых  затрат страховых медицинских  организаций на оказание медицинской  помощи застрахованным и объемно-финансовых нормативов территориальной программы обязательного медицинского страхования;

     - обеспечение соответствия плановых  доходов и расходов медицинских  организаций утвержденным заданиям  и соответствующим финансовым  объемам, согласованным со страховыми  медицинскими организациями;

     - приведение тарифов на медицинские  услуги в системе обязательного  медицинского страхования в соответствие  с нормативами территориальной  программы обязательного медицинского  страхования. 

     
    1.   Уровень доступности  и качество оказания медицинской помощи в г.о. Самара

     Уровень доступности и качество оказания медицинской помощи являются важнейшими показателями работы системы здравоохранения. Эти показатели существенно влияют на качество жизни населения.

     Статистические  данные показывают, что 30% населения тратят на дорогу в лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) до 15 минут (РФ – 29%), а 38% – до получаса (РФ – 40 %). 12% населения отметили, что добираются до ЛПУ более часа (РФ – 8,5%). Отсутствие в ЛПУ, где они обычно наблюдаются, специалистов нужного профиля отмечают 41,0% (РФ – 39,7%). Доля респондентов, ожидавших врачебного приема в поликлинике до 15 минут, составляет  22% (РФ – 27%), до 30 минут – 29% (РФ – 33%);  до 1 часа – 28% (РФ – 25%), более 2 часов –  8% (РФ – 5%).

     Ситуация  с плановой госпитализацией в г.о. Самара и Самарской области является типичной для РФ. 11,2% респондентов ожидали ее менее двух недель (РФ – 13,8%); 29% отметили, что очереди не было (РФ – 32,4%).

     Число респондентов, указавших на трудности  при вызове скорой медицинской помощи, – 12,2% (РФ – 10,7%). Ожидали прибытия бригады более часа 12% (РФ – 6%).11

     Уровень доступности медицинской помощи в г.о.Самара и Самарской области – 31,3 балла  по оценкам респондентов не отличается от среднего по РФ  (РФ – 32,8 балла; ПФО – 33,7 балла) и составляет 2/3 от максимально возможного целевого значения (45 баллов). По показателю доступности медицинской помощи Самарская область занимает 66-е ранговое место (к области типичных значений относятся показатели территорий с ранговыми местами с 17 по 71).  Недостаточная доступность медицинской помощи обусловлена кадровым дефицитом врачей и недостаточностью материально-технической оснащенности лечебно-профилактических учреждений.12

     Показатель  уровня удовлетворенности населения  качеством медицинской помощи составил 32,0 балла (РФ – 32,0 балла; ПФО – 33,4 балла). По показателю удовлетворенности пациентов Самарская область занимает 39 ранговое место (к области типичных значений относятся показатели территорий с ранговыми местами с 16 по 70). По данным опросов, проведенных ФСО, уровень удовлетворенности населения Самарской области качеством медицинской помощи в 2009 году составил всего 27,1% (табл.1)

     Показатели  удовлетворенности  населения медицинской  помощью 13

№ п/п Наименование  показателя 2005 2006 2007 2008 2009
1 Удовлетворенность медицинской помощью,(%)     29,00 29,20 27,10
2 Количество  поступивших жалоб 208 187 196 174 572
3 из них 102 109 99 118 219
  Обоснованных          
4 Количество  проверок учреждений, осуществленных по итогам рассмотрения жалоб 153 141 148 203 315

Информация о работе Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)