Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта – высоких показателей здоровья людей.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение состояния и развития системы здравоохранения г.о. Самара.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Роль и место здравоохранения в системе отраслей муниципальной экономики…………………………………………………………………………….4
1.1. Роль и значение здравоохранения как отрасли общественного здоровья населения …………………………………………………………………………….4
1.2. Уровень доступности и качество оказания медицинской помощи в г.о. Самара ……………………………………………………………………………….14
2. Анализ состояния и уровня развития системы здравоохранения городского округа Самара……………………………………………………………….............18
2.1. Динамика медико-демографических показателей населения г.о.Самара ….18
2.2. Развитие сети учреждений здравоохранения ……………………………….22
3. Перспективы развития здравоохранения……………………………………….29
3.1. Приоритетный национальный проект Здоровье и его реализация в г.о. Самара ……………………….....................................................................................29
3.2. Модернизация системы здравоохранения в г.о. Самара………37 Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние и развитие здравоохранения.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

     К наиболее значимым неинфекционным заболеваниям относятся болезни  органов дыхания и из года в год составляют 40-43% в общей структуре заболеваемости.

     Второе  место занимают болезни мочеполовой системы и составляют 7-8% за весь рассматриваемый период.

     На  третье место выходят болезни  кожи и подкожной клетчатки и  составляют 6% от общего количества заболеваемости. Это связано с ухудшением экологической обстановки.     

    1. Развитие  сети учреждений здравоохранения  г.о. Самара
 

     В г.о. Самара функционируют 36 больничных учреждений, в том числе: 6 клинических больниц, 5 городских больниц, станция скорой медицинской помощи, 8 городских поликлиник, 11 стоматологических поликлиник из них 3 детские, 5 медико-санитарные части, детский санаторий «здоровья», центр медицинской профилактики, городской медицинский информационно-

     Источниками  финансирования являются :

     1. обязательное медицинское страхование  (ОМС) –  Страховые медицинские организации (СМО), ТФОМС, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), Пилотный проект и диспансеризация.

     2. муниципальный бюджет,

     3. приносящая доход деятельность, в том числе:  высокотехнологичные  виды медицинской помощи (ВВМП); платные  услуги, целевые средства.

     За  счет средств обязательного медицинского страхования и ВВМП осуществляется компенсация расходов: на заработную плату; на начисление на заработную плату; на приобретение медикаментов, перевязочных средств, медицинских товаров.

     За счет средств муниципального бюджета, платных услуг и целевых средств покрываются затраты на содержание больницы по следующим кодам сектора управления:

     - 211 – Фонд оплаты труда (оплата труда и начисления на оплату труда)

     - 221 - Услуги связи (абонентская  плата за телефон, интернет, междугородные  соединения)

     - 222 - Транспортные услуги

     - 223 - Коммунальные услуги

     - 225 - Услуги по содержанию имущества  (текущий ремонт помещения; техобслуживание,  текущий ремонт оборудования  и оргтехники; охрана и пожарная  сигнализация; противопожарные мероприятия;  эксплуатационные расходы; другие  расходы)

     - 226 - Прочие услуги (услуги охраны; страхование имущества; наем жилых помещений при служебных командировках; обучение, семинары, курсы повышения квалификации; лабораторные анализы, медосмотры, производственный контроль; расходы на подписку и периодические издания; другие расходы)

     - 290 - Прочие расходы (земельный  налог; транспортный налог; налог  на имущество; штрафы, пенни, возмещение  ущерба; другие расходы)

     - 310 - Увеличение стоимости основных  средств (приобретение медицинского  оборудования; приобретение электронно-вычислительной и оргтехники; приобретение мебели; приобретение бытовой техники; другие расходы)

     - 340 - Увеличение стоимости материальных запасов (расходы на питание больных; медикаменты, перевязочные средства и медицинские товары; мягкий инвентарь; горюче-смазочные материалы; приобретение запасных частей для автотранспорта; канцтовары; стройматериалы; хозяйственные материалы; расходные материалы; приобретение печатной продукции; запасные части для электронно-вычислительной и оргтехники; другие расходы).

     Таблица 5

     Анализ  использования штатов за 2006-2010 годы

  Врачи Средний медицинский персонал Младший медицинский персонал Прочий Итого
2006 год
штатные единицы 157,25 398 230 201,5 986,75
физических  лиц 130 259 62 95 546
Коэффициент совместительства 1,21 1,54 3,71 2,12 1,81
2007 год
штатные единицы 158,5 397,25 231,25 202,75 989,75
физических  лиц 125 255 63 95 538
Коэффициент совместительства 1,27 1,56 3,67 2,13 1,84
2008 год
штатные единицы 158 387,25 223,75 191,75 960,75
физических  лиц 124 248 65 91 528
Коэффициент совместительства 1,27 1,56 3,44 2,11 1,82
2009 год
штатные единицы 164,25 404 227,25 188,25 983,75
физических  лиц 124 248 70 86 528
Коэффициент совместительства 1,32 1,63 3,25 2,19 1,86
2010 год
штатные единицы 165 412 228 197,25 1002,3
физических  лиц 127 255 77 88 547
Коэффициент совместительства 1,30 1,62 2,96 2,24 1,83

 

     Данные  таблицы показывают, что штатное расписание имеет тенденцию к увеличению штатных единиц с 986,75 в 2006 году до 1002,25 в 2010 году. Это связано с увеличением коечного фонда, при этом среднесписочная численность работников остается неизменной. Главной проблемой в больнице является дефицит узких специалистов, так численность врачей составляла в 2006 году  130 человек, которые занимали 157,25 ставок, коэффициент совместительства составлял 1,21. В 2010 году работало 127 врачей на 165 ставках, коэффициент совместительства – 1,3. Показатель численности среднего медицинского персонала также остается  практически неизменным 259 человек в 2006 году, 255 человек в 2010 году, при этом коэффициент совместительства увеличивался с 1,54 до 1,62 соответственно.

     Прирост численности младшего медицинского персонала наблюдается в  2009-2010 годах  70  и 77 человек соответственно, коэффициент совместительства уменьшается с 3,25 до 2,96. 
 
 

     
  1. Перспективы развития здравоохранения

     3.1. Приоритетный национальный  проект Здоровье  и его реализация  в г.о. Самара

     В последние годы здравоохранение Самарской области стабильно удерживает передовые позиции в стране по основным показателям деятельности: объему оказанной медицинской помощи, показателям здоровья населения, развитию высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи. Именно наша губерния стала одним из ведущих центров по апробации и внедрению новых методов организации здравоохранения и управления качеством оказания медицинской помощи.21

     Развитие  областного здравоохранения осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и государственной политики в области укрепления здоровья населения Самарской области, основными приоритетами которой являются: охрана здоровья работающих, а также женщин и детей; медико-социальная защита семьи; увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; предупреждение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте; развитие медицинской помощи пожилым людям, медицинской науки, сельского здравоохранения, санаторно-курортной помощи; борьба с социально-опасными болезнями (туберкулез, СПИД, заболевания, передаваемые половым путем, наркомания, алкоголизм) и инфекционными заболеваниями; профилактика и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, травматизма, сахарного диабета; внедрение передовых медицинских технологий.22

     В ряду приоритетных вопросов в системе  здравоохранения Самарской области  стоит улучшение качества медицинской  помощи. Один из путей решения этой задачи – подготовка высокопрофессиональных кадров путем непрерывного обучения. Ведь не секрет, что качество медицинской помощи зависит не только от строительства новых центров и закупки современного оборудования, но и от степени подготовки и информированности врача, его правильных и своевременных назначений пациенту.

     Набор инструментов управления качеством здравоохранения довольно широк. И в рамках административной реформы для этого открываются новые возможности. Определенная роль отводится стандартам и регламентам, которые устанавливают порядок оказания медицинской помощи, лицензированию и сертификации и обязывают медицинское учреждение подтверждать свой уровень.

     В комплекс мероприятий, который направлен  на повышение качества медицинской  помощи, входит укрепление материально-технической  базы лечебных учреждений. Впервые  за много лет в селах губернии возводятся и ремонтируются фельдшерско-акушерские пункты, крупные суммы выделяются на закупку оборудования. Все это в совокупности дает повышение уровня качества медицинской помощи.

     Основополагающую  роль в развитии системы здравоохранения  всей страны в целом и Самарской области, а также г.о. Самара в частности выполняет национальный проект «Здоровье». Именно он стал мощным инструментом, благодаря которому за короткое время в отрасль поступили мощные финансовые вливания, было поставлено новейшее медицинское оборудование, увеличилась доступность медицинской и профилактической помощи. Кроме этого, нацпроект позволил спасти первичное амбулаторно-поликлиническое звено здравоохранения и службу медицинской скорой помощи. В ближайших целях – их дальнейшее развитие.23

       В последние годы отмечается относительная стабилизация показателей здоровья населения, о чем свидетельствует тенденция увеличения коэффициента рождаемости, снижения общей смертности и увеличения продолжительности жизни. ( Таблица 6)

    Таблица 6

Выполнение  мероприятий ПНП “Здоровье” в  г. о. Самара 24

Мероприятие 2005 2006 2007 2008 2009
Укомплектованность участковой службы 62% 70% 75% 75% 75%
в том числе: участковыми врачами 85% 88% 90% 90% 90%
участковыми медсестрами 38,5% 52% 59% 60% 60%
Средняя зарплата специалистов участковой службы          
в том числе:         участковые врачи (руб..) 5 177 14 835 15 199 15 733 18 519
участковые  медсестры (руб.) 4 170 8 821 10 112 10 498 12 687
Оборудование, поступившее в медучреждения: - 103 ед. 66 ед. 4 ед. -
ультразвуковое - 18 ед. 13 ед. - -
рентгенологическое - 18 ед. 37 ед. - -
электрокардиографы - 37 ед. 2 ед. - -
эндоскопическое - 27 ед. 1 ед. - -
лаборатории - 3 ед. 13 ед. - -
аппараты аудиологического скрининга новорожденных - - - 4 ед. -
Санитарный автотранспорт - 42 ед. 38 ед. - -
лечебные  учреждения - 11 ед. - - -
Станция скорой медицинской помощи - 31 ед. 38 ед. - -
Иммунизация населения          
гепатит  В (чел.) - 78917 65134 50000 50100
Краснуха (чел.) - 24108 30100 1930 2500
Корь (чел.) - - - 1180 1180
инактивированный  полиомиелит (чел.) - 2000 9342 5846 11165
Грипп (чел.) - 201168 289270 93321 362757
Лечение:  ВИЧ-инфицированных (чел.) - 161 437 581 757
инфицированных  гепатитами В и С (чел.) - 42 51 47 48
Обследование новорожденных на врожденные заболевания (чел.) - 4643 9638 10273 10254
Выдано родовых - 12963 12211 12445 13131
Диспансеризация  населения в рамках проекта: -        
работающих  граждан (чел.) - 23763 33160 38680 46097
углубленные медосмотры граждан, работающих во вредных  условиях труда (чел.) -  
23009
 
17742
 
20867
 
17457
диспансеризация детей-сирот (чел.) - - 490 2408 2257
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи, всего (чел.) - 1707 1815 1606   1955
в том числе в федеральных центрах - 523 262 53 162
по  областной программе - 1184 1553 1553 1793

 

     В течение года проводилась работа по повышению эффективности функционирования системы здравоохранения, приближению квалифицированной медицинской помощи к населению, обеспечению ее доступности и качества путем укрепления первичного звена здравоохранения, повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование профилактического направления.

     Своевременное и полноценное освоение денежных средств, выделенных на реализацию ПНП  «Здоровье» на территории Самарской  области, позволяет создать условия  для развития всех направлений Проекта, что является важнейшим шагом  к повышению доступности и  качества оказания помощи 3,2 млн. жителям области.

     Необходимо  подчеркнуть, что развитие системы  здравоохранения области, принятые программы и планы мероприятий  по развитию отрасли в полной мере на уровне субъекта Российской Федерации  отражают задачи, поставленные Президентом РФ по развитию национальной системы здравоохранения.

     В этих целях значительная финансовая поддержка Проекта оказывается  из федерального и консолидированного бюджетов области. 25

     С начала реализации ПНП «Здоровье» осуществлена профессиональная подготовка и переподготовка более половины врачей участковой службы за счет средств федерального бюджета.

     Повысился уровень оплаты труда у 29,4% медицинских  работников первичного звена здравоохранения:

     Ежегодно  за счет средств федерального бюджета  проводится дополнительная иммунизация населения против гепатита В, краснухи, гриппа, кори и эпидемического паротита, полиомиелита, а также в рамках национального календаря профилактических прививок против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка. План вакцинации выполнен на 100%. Снизилась заболеваемость краснухой на 99,4%, вирусным гепатитом В - на 17%. Массовой иммунизацией против гриппа охвачено более 20% населения, что в 5,4 раза больше, чем в 2005 году.

     Осуществляются  профилактика и лечение ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусными гепатитами В и С. За 4 года в рамках Проекта обследовано около 3,0 млн. человек на ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты. На диспансерном учете состоят 18 670 больных ВИЧ/СПИДом, специфическое лечение получают около 2,5 тыс. человек. На эти цели израсходовано в 2006-2009 гг. более 830 млн. рублей федерального и более 41 млн. рублей областного бюджетов.

     Важнейшим направлением Проекта является раннее выявление, своевременное лечение  распространенных, инвалидизирующих и  социально значимых заболеваний. С началом национального проекта проведение дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров работающих граждан стало неотъемлемой частью профилактики осложнений, и, как следствие, снижения уровня временной и стойкой нетрудоспособности и смертности населения.

Информация о работе Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)