Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта – высоких показателей здоровья людей.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение состояния и развития системы здравоохранения г.о. Самара.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Роль и место здравоохранения в системе отраслей муниципальной экономики…………………………………………………………………………….4
1.1. Роль и значение здравоохранения как отрасли общественного здоровья населения …………………………………………………………………………….4
1.2. Уровень доступности и качество оказания медицинской помощи в г.о. Самара ……………………………………………………………………………….14
2. Анализ состояния и уровня развития системы здравоохранения городского округа Самара……………………………………………………………….............18
2.1. Динамика медико-демографических показателей населения г.о.Самара ….18
2.2. Развитие сети учреждений здравоохранения ……………………………….22
3. Перспективы развития здравоохранения……………………………………….29
3.1. Приоритетный национальный проект Здоровье и его реализация в г.о. Самара ……………………….....................................................................................29
3.2. Модернизация системы здравоохранения в г.о. Самара………37 Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………………..45
К наиболее значимым неинфекционным заболеваниям относятся болезни органов дыхания и из года в год составляют 40-43% в общей структуре заболеваемости.
Второе место занимают болезни мочеполовой системы и составляют 7-8% за весь рассматриваемый период.
На
третье место выходят болезни
кожи и подкожной клетчатки и
составляют 6% от общего количества заболеваемости.
Это связано с ухудшением экологической
обстановки.
В г.о. Самара функционируют 36 больничных учреждений, в том числе: 6 клинических больниц, 5 городских больниц, станция скорой медицинской помощи, 8 городских поликлиник, 11 стоматологических поликлиник из них 3 детские, 5 медико-санитарные части, детский санаторий «здоровья», центр медицинской профилактики, городской медицинский информационно-
Источниками финансирования являются :
1.
обязательное медицинское
2. муниципальный бюджет,
3. приносящая доход деятельность, в том числе: высокотехнологичные виды медицинской помощи (ВВМП); платные услуги, целевые средства.
За
счет средств обязательного
За счет средств муниципального бюджета, платных услуг и целевых средств покрываются затраты на содержание больницы по следующим кодам сектора управления:
- 211 – Фонд оплаты труда (оплата труда и начисления на оплату труда)
- 221 - Услуги связи (абонентская плата за телефон, интернет, междугородные соединения)
- 222 - Транспортные услуги
- 223 - Коммунальные услуги
-
225 - Услуги по содержанию
- 226 - Прочие услуги (услуги охраны; страхование имущества; наем жилых помещений при служебных командировках; обучение, семинары, курсы повышения квалификации; лабораторные анализы, медосмотры, производственный контроль; расходы на подписку и периодические издания; другие расходы)
-
290 - Прочие расходы (земельный
налог; транспортный налог;
-
310 - Увеличение стоимости основных
средств (приобретение
-
340 - Увеличение стоимости
Таблица 5
Анализ использования штатов за 2006-2010 годы
Врачи | Средний медицинский персонал | Младший медицинский персонал | Прочий | Итого | |
2006 год | |||||
штатные единицы | 157,25 | 398 | 230 | 201,5 | 986,75 |
физических лиц | 130 | 259 | 62 | 95 | 546 |
Коэффициент совместительства | 1,21 | 1,54 | 3,71 | 2,12 | 1,81 |
2007 год | |||||
штатные единицы | 158,5 | 397,25 | 231,25 | 202,75 | 989,75 |
физических лиц | 125 | 255 | 63 | 95 | 538 |
Коэффициент совместительства | 1,27 | 1,56 | 3,67 | 2,13 | 1,84 |
2008 год | |||||
штатные единицы | 158 | 387,25 | 223,75 | 191,75 | 960,75 |
физических лиц | 124 | 248 | 65 | 91 | 528 |
Коэффициент совместительства | 1,27 | 1,56 | 3,44 | 2,11 | 1,82 |
2009 год | |||||
штатные единицы | 164,25 | 404 | 227,25 | 188,25 | 983,75 |
физических лиц | 124 | 248 | 70 | 86 | 528 |
Коэффициент совместительства | 1,32 | 1,63 | 3,25 | 2,19 | 1,86 |
2010 год | |||||
штатные единицы | 165 | 412 | 228 | 197,25 | 1002,3 |
физических лиц | 127 | 255 | 77 | 88 | 547 |
Коэффициент совместительства | 1,30 | 1,62 | 2,96 | 2,24 | 1,83 |
Данные таблицы показывают, что штатное расписание имеет тенденцию к увеличению штатных единиц с 986,75 в 2006 году до 1002,25 в 2010 году. Это связано с увеличением коечного фонда, при этом среднесписочная численность работников остается неизменной. Главной проблемой в больнице является дефицит узких специалистов, так численность врачей составляла в 2006 году 130 человек, которые занимали 157,25 ставок, коэффициент совместительства составлял 1,21. В 2010 году работало 127 врачей на 165 ставках, коэффициент совместительства – 1,3. Показатель численности среднего медицинского персонала также остается практически неизменным 259 человек в 2006 году, 255 человек в 2010 году, при этом коэффициент совместительства увеличивался с 1,54 до 1,62 соответственно.
Прирост
численности младшего медицинского
персонала наблюдается в 2009-2010 годах
70 и 77 человек соответственно, коэффициент
совместительства уменьшается с 3,25 до
2,96.
3.1. Приоритетный национальный проект Здоровье и его реализация в г.о. Самара
В последние годы здравоохранение Самарской области стабильно удерживает передовые позиции в стране по основным показателям деятельности: объему оказанной медицинской помощи, показателям здоровья населения, развитию высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи. Именно наша губерния стала одним из ведущих центров по апробации и внедрению новых методов организации здравоохранения и управления качеством оказания медицинской помощи.21
Развитие областного здравоохранения осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и государственной политики в области укрепления здоровья населения Самарской области, основными приоритетами которой являются: охрана здоровья работающих, а также женщин и детей; медико-социальная защита семьи; увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; предупреждение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте; развитие медицинской помощи пожилым людям, медицинской науки, сельского здравоохранения, санаторно-курортной помощи; борьба с социально-опасными болезнями (туберкулез, СПИД, заболевания, передаваемые половым путем, наркомания, алкоголизм) и инфекционными заболеваниями; профилактика и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, травматизма, сахарного диабета; внедрение передовых медицинских технологий.22
В
ряду приоритетных вопросов в системе
здравоохранения Самарской
Набор инструментов управления качеством здравоохранения довольно широк. И в рамках административной реформы для этого открываются новые возможности. Определенная роль отводится стандартам и регламентам, которые устанавливают порядок оказания медицинской помощи, лицензированию и сертификации и обязывают медицинское учреждение подтверждать свой уровень.
В комплекс мероприятий, который направлен на повышение качества медицинской помощи, входит укрепление материально-технической базы лечебных учреждений. Впервые за много лет в селах губернии возводятся и ремонтируются фельдшерско-акушерские пункты, крупные суммы выделяются на закупку оборудования. Все это в совокупности дает повышение уровня качества медицинской помощи.
Основополагающую роль в развитии системы здравоохранения всей страны в целом и Самарской области, а также г.о. Самара в частности выполняет национальный проект «Здоровье». Именно он стал мощным инструментом, благодаря которому за короткое время в отрасль поступили мощные финансовые вливания, было поставлено новейшее медицинское оборудование, увеличилась доступность медицинской и профилактической помощи. Кроме этого, нацпроект позволил спасти первичное амбулаторно-поликлиническое звено здравоохранения и службу медицинской скорой помощи. В ближайших целях – их дальнейшее развитие.23
В последние годы отмечается относительная стабилизация показателей здоровья населения, о чем свидетельствует тенденция увеличения коэффициента рождаемости, снижения общей смертности и увеличения продолжительности жизни. ( Таблица 6)
Таблица 6
Мероприятие | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Укомплектованность участковой службы | 62% | 70% | 75% | 75% | 75% |
в том числе: участковыми врачами | 85% | 88% | 90% | 90% | 90% |
участковыми медсестрами | 38,5% | 52% | 59% | 60% | 60% |
Средняя зарплата специалистов участковой службы | |||||
в том числе: участковые врачи (руб..) | 5 177 | 14 835 | 15 199 | 15 733 | 18 519 |
участковые медсестры (руб.) | 4 170 | 8 821 | 10 112 | 10 498 | 12 687 |
Оборудование, поступившее в медучреждения: | - | 103 ед. | 66 ед. | 4 ед. | - |
ультразвуковое | - | 18 ед. | 13 ед. | - | - |
рентгенологическое | - | 18 ед. | 37 ед. | - | - |
электрокардиографы | - | 37 ед. | 2 ед. | - | - |
эндоскопическое | - | 27 ед. | 1 ед. | - | - |
лаборатории | - | 3 ед. | 13 ед. | - | - |
аппараты аудиологического скрининга новорожденных | - | - | - | 4 ед. | - |
Санитарный автотранспорт | - | 42 ед. | 38 ед. | - | - |
лечебные учреждения | - | 11 ед. | - | - | - |
Станция скорой медицинской помощи | - | 31 ед. | 38 ед. | - | - |
Иммунизация населения | |||||
гепатит В (чел.) | - | 78917 | 65134 | 50000 | 50100 |
Краснуха (чел.) | - | 24108 | 30100 | 1930 | 2500 |
Корь (чел.) | - | - | - | 1180 | 1180 |
инактивированный полиомиелит (чел.) | - | 2000 | 9342 | 5846 | 11165 |
Грипп (чел.) | - | 201168 | 289270 | 93321 | 362757 |
Лечение: ВИЧ-инфицированных (чел.) | - | 161 | 437 | 581 | 757 |
инфицированных гепатитами В и С (чел.) | - | 42 | 51 | 47 | 48 |
Обследование новорожденных на врожденные заболевания (чел.) | - | 4643 | 9638 | 10273 | 10254 |
Выдано родовых | - | 12963 | 12211 | 12445 | 13131 |
Диспансеризация населения в рамках проекта: | - | ||||
работающих граждан (чел.) | - | 23763 | 33160 | 38680 | 46097 |
углубленные медосмотры граждан, работающих во вредных условиях труда (чел.) | - | 23009 |
17742 |
20867 |
17457 |
диспансеризация детей-сирот (чел.) | - | - | 490 | 2408 | 2257 |
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи, всего (чел.) | - | 1707 | 1815 | 1606 | 1955 |
в
том числе в федеральных |
- | 523 | 262 | 53 | 162 |
по областной программе | - | 1184 | 1553 | 1553 | 1793 |
В
течение года проводилась работа
по повышению эффективности
Своевременное и полноценное освоение денежных средств, выделенных на реализацию ПНП «Здоровье» на территории Самарской области, позволяет создать условия для развития всех направлений Проекта, что является важнейшим шагом к повышению доступности и качества оказания помощи 3,2 млн. жителям области.
Необходимо подчеркнуть, что развитие системы здравоохранения области, принятые программы и планы мероприятий по развитию отрасли в полной мере на уровне субъекта Российской Федерации отражают задачи, поставленные Президентом РФ по развитию национальной системы здравоохранения.
В этих целях значительная финансовая поддержка Проекта оказывается из федерального и консолидированного бюджетов области. 25
С начала реализации ПНП «Здоровье» осуществлена профессиональная подготовка и переподготовка более половины врачей участковой службы за счет средств федерального бюджета.
Повысился уровень оплаты труда у 29,4% медицинских работников первичного звена здравоохранения:
Ежегодно за счет средств федерального бюджета проводится дополнительная иммунизация населения против гепатита В, краснухи, гриппа, кори и эпидемического паротита, полиомиелита, а также в рамках национального календаря профилактических прививок против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка. План вакцинации выполнен на 100%. Снизилась заболеваемость краснухой на 99,4%, вирусным гепатитом В - на 17%. Массовой иммунизацией против гриппа охвачено более 20% населения, что в 5,4 раза больше, чем в 2005 году.
Осуществляются профилактика и лечение ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусными гепатитами В и С. За 4 года в рамках Проекта обследовано около 3,0 млн. человек на ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты. На диспансерном учете состоят 18 670 больных ВИЧ/СПИДом, специфическое лечение получают около 2,5 тыс. человек. На эти цели израсходовано в 2006-2009 гг. более 830 млн. рублей федерального и более 41 млн. рублей областного бюджетов.
Важнейшим направлением Проекта является раннее выявление, своевременное лечение распространенных, инвалидизирующих и социально значимых заболеваний. С началом национального проекта проведение дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров работающих граждан стало неотъемлемой частью профилактики осложнений, и, как следствие, снижения уровня временной и стойкой нетрудоспособности и смертности населения.
Информация о работе Состояние и развитие здравоохранения (на примере городского округа Самара)