Решение о строительстве автомагистрали
было принято Министерством транспорта
Российской Федерации, а инициатива исходила
непосредственно от тогдашнего президента
России Владимира Путина. В январе 2006 года
заказчику был сдан проект обоснования
инвестиций в строительство скоростной
автомагистрали Москва — Санкт-Петербург
на участке км 15 — км 58.
В феврале 2008 года из разряда
частных компаний был выбран концессионер
для строительства первого участка. Из
трёх компаний, участвовавших в тендере,
Минтранс России выбрал ООО «Северо-Западная
концессионная компания». На тот момент
сметная стоимость строительства всей
трассы составляла ориентировочно 350 миллиарда
рублей.
В 2010 году начались подготовительные
работы к строительству участка км 15 —
км 58 трассы (в том числе вырубка просеки
в Химкинском лесу), но в связи с протестами
общественности в августе того же года
эти работы были приостановлены. Весной
2011 года работы по подготовке земельных
участков к строительству новой трассы
были продолжены.
29 сентября 2011 года началось
строительство автотрассы на
участке от 15-го до 58-го километра.
Как ожидается, строительство должно
быть завершено в 2014 году.
В январе 2012 года началась масштабная
реконструкция Бусиновской транспортной
развязки на 78 км МКАД, откуда и начнется
данная трасса, продолжением которой на
территории Москвы станет Северо-восточная
хордовая автомагистраль. Окончание работ
планируется в октябре 2014 года, после чего
развязка должна будет иметь четыре уровня
и три левоповоротных направленных съезда.
По состоянию на весну 2012 года
шла подготовка строительных участков
с 58 по 97 км.
21 июня 2012 года Председатель
Правительства Российской Федерации
Дмитрий Медведев подписал распоряжение,
в котором поручил заключить
концессионное соглашение в отношении
участка км 646 — км 684. Участок пройдёт
по территории Ленинградской области
и Санкт-Петербурга. Контракт будет заключён
сроком на 30 лет. Срок проведения конкурса
— 2012—2013 годы. Срок строительства — 2014—2016
годы. По словам председателя правления
Госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха,
детали конкурса, который пройдёт в два
этапа, будут объявлены осенью 2012 года,
осенью 2013 будет известен победитель.
По прогнозам «Автодора», в
2014 году должен быть введён платный обход
Вышнего Волочка. За 18 месяцев с момента
начала строительства участка автомагистрали
М-11 «Москва - Санкт-Петербург» с 258 по 334
км дорожникам удалось выполнить больше
половины работ, сообщили «ДорИнфо» в
пресс-службе Госкомпании «Автодор». Обход
Вышнего Волочка может быть открыт в конце
2014 года.
Предполагаемый маршрут прохождения
трассы рассекает Химкинский лес надвое.
В 2010 году проблемы со строительством
трассы через Химкинский лес возникли
из-за протестов общественных организаций,
несогласных с вырубкой леса под будущую
трассу. 6 мая работы по вырубке были остановлены
сначала активистами «Движения в защиту
Химкинского леса», а потом и милицией
— выяснилось, что у рабочих не было разрешительных
документов. 14 июля работы возобновились
и одновременно была предпринята попытка
активистов их заблокировать; спустя два
дня на лидера «Движения в защиту Химкинского
леса» Евгению Чирикову было совершено
нападение, а 23 числа в лагере протестующих
появилась группа агрессивно настроенных
молодых людей (предположительно, футбольных
фанатов), призывающих «Убирать и убивать».
В тот же день лагерь был разогнан милицией.
28 июля 2010 года группа неизвестных напала
на здание Химкинской администрации, разбила
там окна, выломала дверь и зажгла пиротехнику,
скандируя лозунги в защиту Химкинского
леса. Лидер движения «В защиту Химкинского
леса» Евгения Чирикова заявила, что не
поддерживает подобные методы борьбы.
К концу июля протестующим удалось
добиться прекращения работ, но позже
комиссия Правительства Российской Федерации
под председательством вице-премьера
Сергея Иванова, заседание которой состоялось
14 декабря 2010 года, приняла решение об
утверждении изначального маршрута трассы
через Химкинский лес.
«Первоначальный вариант прокладки
трассы Москва — Санкт-Петербург через
Химкинский лес абсолютно обоснован и
законен», — заявил Иванов. Члены комиссии
назвали это решение взвешенным и компромиссным.
Это решение Президент России Дмитрий
Медведев (летом 2010 признававший необходимость
приостановления работ для повторной
экспертизы). Помощник Президента Российской
Федерации Аркадий Дворкович, что «после
принятия Президентом решения о приостановлении
строительства автодороги и о проведении
дополнительных консультаций был проделан
огромный объём работы, что позволило
серьёзно улучшить проект».
В рамках подготовки строительства
и эксплуатации головного участка автодороги
был разработан комплекс экологических
мероприятий общей стоимостью 4 млрд руб.
Данный комплекс включает, в том числе,
строительство шумозащитных экранов,
переходов на путях миграции крупных животных,
локальных водоочистных сооружений, автоматических
пунктов мониторинга воздуха, специальные
мероприятия по защите рыбоохранных зон,
компенсационную посадку зеленых насаждений,
очистку Химкинского леса от несанкционированных
свалок. 3 ноября 2011 года кабинет министров
объявил о выделении 12 млрд рублей на компенсационные
мероприятия по воспроизводству участков
леса, вырубленных в ходе строительства
скоростной магистрали.
Конфликтная ситуация сложилась
и вокруг прохождения трассы у границ
национального парка Завидово (по сведениям
сотрудников «Гринпис Россия», основная
функция данного национального парка
— охотничье хозяйство для первых лиц
России). В 2007 году указом президента России
№ 654 границы Завидово были расширены
на восток до железной дороги Москва —
Санкт-Петербург, в результате чего планируемая
платная дорога оказалась на территории
национального парка. Вместе с тем отмечалось,
что фактически этот указ президента не
вступил в силу, так как правительство
России до сих пор не подписало соответствующее
постановление.
Ряд общественных организаций
выступил против строительства трассы
через территорию «Завидово», было организовано
несколько уличных акций. В итоге было
объявлено о том, что участок особо охраняемой
природной территории, через который должна
пройти автомагистраль, будет урезан,
а вместо него «Завидово» получит территории
в другом месте.
Заключение
В своей курсовой работе, я рассмотрела
экономическое явление, названное государственно-частное
партнёрство. Я подробно рассмотрела понятие
ГЧП, как взаимодействие государства и
бизнеса для решения общественно значимых
задач. Как правило, ГЧП предполагает,
что не государство подключается к проектам
бизнеса, а, наоборот, государство приглашает
бизнес принять участие в реализации общественно
значимых проектов.
Взаимодействие государства и частного
сектора для решения общественно значимых
задач имеет давнюю историю, в том числе
и в России. Однако наиболее актуальным
ГЧП стало в последние десятилетия. С одной
стороны, усложнение социально-экономической
жизни затрудняет выполнение государством
общественно значимых функций. С другой
стороны, бизнес заинтересован в новых
объектах для инвестирования. ГЧП представляет
собой альтернативу приватизации жизненно
важных, имеющих стратегическое значение
объектов государственной собственности.
Основная область применения ГЧП в мире
— постройка автомагистралей. Среди оставшихся
самую большую долю занимают проекты в
ЖКХ.
Я рассмотрела государственно-частное
партнёрство в России на примере
Строящейся автомагистрали Москва — Санкт-Петербург.
Автомагистраль станет важным элементом
Санкт-Петербургского транспортного узла,
и позволит вывести часть трафика с существующей
перегруженной сети автодорог. Кроме того
новая автодорога обеспечит межрегиональное
сообщение, т.к. она начинается и заканчивается
на развязках с существующими федеральными
трассами: Кольцевой автомобильной дорогой
Санкт-Петербурга на 684 км и трассой М-10
на 543 км.
После завершения строительства концессионер
в течение 24 лет будет заниматься эксплуатацией
участка, включая проведение ремонтов,
капитальных ремонтов и осуществлять
сбор платы за проезд в пользу концедента.
Проектной документацией предусмотрена
закрытая система взимания платы за проезд,
т.е. устройство пунктов взимания платы
(ПВП) на всех въездах и выездах с платной
дороги. В настоящее время проект предусматривает
размещение следующих ПВП: на 545 км, на
647 км, а также на 679 км. Размер платы за
проезд будет определяться на основании
фактически пройденного расстояния.
Суммируя все показатели и возможности
государственно-частного партнерства,
хочется выразиться в пользу такой новой
формы взаимоотношений государства с
частным бизнесом. Во-первых, государственно-частное
партнерство является одним из механизмов
смешанной экономики, позволяющий развивать
отношения бизнеса и государства, во вторых
это возможность государства нахождения
источника бюджетных доходов, а у частного
сектора – возможность владения и распоряжения
государственными и муниципальными активами,
а также возможность получения различных
государственных привилегий. В третьих,
объединение усилий государства и частного
предпринимательства в рамках конкретных
проектов формирует их дополнительные
конкурентные преимущества. И последнее,
это удачный механизм нахождения экономического
и социального консенсуса, внедрение новых
разработок и технологий, с помощью идей,
логических и хладнокровных рассуждений
бизнеса в сочетании с упорядоченностью
и властью государственных структур.
Список используемой
литературы
- ФЗ «Об основах государственно-частного
партнерства» от 23.12.2011 №
238827-6.
- ФЗ «О концессионных
соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ.
- ФЗ «О
размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» от
21.07.2005 №94-ФЗ.
- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261- ФЗ.
- Амунц, Д. М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — 256 с.
- Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика /
В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 287 с.
- Дерябина, М. В. «Государственно-частное
партнерство: теория и практика» // Вопросы
экономики, № 8, Август 2008, 472
с.
- Запатрина И.В Потенциал публично-частного партнерства в развивающихся экономиках/ И.В. Запатрина. - К.: -Центродрук, 2011. – 152 с.
- Рожкова, С.А. «Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России» // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 2, Февраль
2008. - 366 с.
- Понизов, П.П. «Формирование комплексного механизма государственно-частного партнерства» // Общество и экономика, № 8, Сентябрь 2009. – 154 с.
- Журнал "Рынок ценных бумаг"
- Информационно-справочная правовая база «КонсультантПлюс»
- Информационный портал [http://www.vremyan.ru]
- Интернет-энциклопедия Википедия [http://ru.wikipedia.org]
- Портал ГЧП [www.giport.ru]
- Государственно-частное партнерство в России [http://www.pppinrussia.ru]
- Центр развития государственно-частного
партнерства [pppcenter.ru]
- Министерство финансов Российской
Федерации [http://www.minfin.ru]
- Министерство экономического
развития Российской Федерации [http://www.economy.gov.ru]
- Министерство регионального
развития Российской Федерации [http://www.minregion.ru]