Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ процесса государственного управления конфликтными ситуациями и выделение его основных особенностей. А так же, рассмотреть алгоритм государственного урегулирования конфликтных ситуаций на российских примере государственно - социального характера.
В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «Конфликт и конфликтная ситуация»;
2.Определить роль и место государства в управлений конфликтными ситуациями;
3. Изучить вопрос формирования структуры и организации процесса урегулирования конфликтной обстановки ;
Введение. 3
1. Теоретический аспект. Основные понятия конфликтов в государственном управлении. 5
1.1. Понятие конфликт и конфликтная ситуация. 5
1.2. Классификация конфликтов в государственном управлении. 9
2.Организация управления конфликтными ситуациями в государственном управлении. 11
2.1. Система управления конфликтными ситуациями. 11
2.2. Методология разрешения конфликтов в государственном управлении. 15
3. Практическое осуществление управления конфликтными ситуациями в государственном управлении на примере конфликта между пострадавшими от разрушительного наводнения в Крымске и местными властями. 18
Заключение. 22
Список используемой литературы и источников. 24
Таблица 2. Краткая характеристика типологии конфликтов в государственном управлении
Подробно осветив вопрос толкования понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация». Стоит подробно рассмотреть организационную структуру системы управления. Данная структура характеризуется распределением задач и полномочий между лицами или группами лиц, учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.
При возникновении конфликта, разрешаемого с помощью государства. Государственные службы должны незамедлительно разработать и принять эффективные меры разрешения конфликта еще на этапе его зарождения. Но зачастую испытывают сложности связанные с неправильной координацией в области ответственности и полномочий. Если своевременно не определиться с тем, кто и за что отвечает или чем должно заниматься каждое учреждение, то вышесказанное может привести к нарастанию конфликтных обстоятельств и к дублированию функций в одних областях и отсутствию работы других.
Следовательно,
можно отметить, что основной проблемой
эффективного государственного управления
в конфликтных ситуациях
При стремительно изменяющейся внешней среде особое внимание стоит уделить степени гибкости и адаптивности структуры систем управления конфликтными и чрезвычайными ситуациями.
Структура должна, прежде всего, незамедлительно выявлять новую проблему и в кратчайшие сроки разработать пути ее решения; а так же контролировать исполнение принятых ранее решений. Решения, принимаемые в таких ситуациях можно охарактеризовать, как постановления с наибольшим сосредоточением и объединением всех имеющихся у государства ресурсов; максимальной концентрацией организационных, информационных и других типов резервов для устранения созданного конфликта.
На сегодняшний день существуют два взаимоисключающих принципа, присущих системе управления в условиях чрезвычайных ситуаций:
Назначенный руководитель несет персональную ответственность за деятельность, осуществляемую в рамках своих полномочий. Однако в работе штаба, который решает вопросы взаимодействия и координации между руководителями различных уровней и зон развития конфликтов, реализуется принцип распределенной ответственности.
Для устранения неизбежных конфликтов и разногласий, а так же для консультаций и необходимых согласований в штабе создаются определенные условия. Это делается для того, чтобы уменьшить степень вмешательства первых лиц в оперативную работу руководителей нижестоящих уровней.
Различные элементы организационной структуры в условиях чрезвычайных и конфликтных ситуаций участвуют в формирований целей и задач, координируют свои усилия для их достижения. Поэтому для такой структуры обязательны такие качества как локальная автономия и глобальная координация.
Стоит отметить, что руководители элементов организационной структуры используют различные методы по выработке управленческих решений. И это напрямую зависит от уровня их осведомленности. При достаточном уровне осведомленности о конфликтной ситуации используют методы количественные, прогнозирования, моделирования и оптимизации. При низком уровне, чаще всего прибегают к помощи экспертной группы.
В условиях чрезвычайных конфликтных ситуаций необходимой является стратегия гибкости. Она ориентирована на разработку эффективных мер широкого спектра возможных неблагоприятных обстоятельств. Данная стратегия существенно отличается от стратегии непосредственной реакции на конкретную ситуацию.
Существующая
материально-техническая база так
же должна быть гибкой. Достаточно лишь
информации о возможном источнике
угрозы, чтобы незамедлительно
Весьма сомнительна идея создания еще одного бюрократического аппарата для вероятностного предупреждения и планирования ликвидации чрезвычайных ситуаций и конфликтов. Более перспективным направлением можно считать оперативную функциональную перестройку и укрепления имеющихся структур и механизмов соответствующими службами и постоянным руководящим звеном.
В соответствии
с целевым назначением
Так же активно используется матричная структура. Она характеризуется наличием иерархического взаимодействия подразделений, предусмотрено решение определенных задач, исполнение проектов, присущих разным компонентам (ветвям) иерархии, но к одному ее уровню.
Что касается ответственности, то она распространяется на руководителя проекта ликвидации конфликтной ситуации. Он может быстро собрать эффективную мобильную команду, состоящую из сотрудников разных подразделений. Использование системы управления с матричной структурой при ликвидации конфликтов небольшого масштаба может дать хорошие результаты.
Матричная структура обладает положительными свойствами, является более динамичной, гибкой и как следствие, действенной. Главой является руководитель штаба, который расположен в центре структуры.
Неотъемлемой частью структуры является группа информационного снабжения (она должна функционировать непрерывно).
Что касается обязанностей штаба, то они следующие:
Штаб регулярно проводит мониторинг перечня конфликтных ситуаций и их приоритеты, корректирует ход работы в этих зонах по всем объектам.
Разделение ответственности между уровнями системы управления конфликтными ситуациями определяется результативностью используемой стратегии. То есть, полномочия ответственность за принимаемые решения передается на тот уровень структуры на котором определяются показатели, относящиеся к этому решению.
Описанная в курсовой работе структура системы планирования и контроля за выполнением решений представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.
Рисунок 1. Структура систем планирования и контроля за выполнением решений.
На сегодняшний день принято не устранять конфликт сам по себе, а эффективно управлять им. Для того чтобы управлять конфликтом необходимо вначале понять источник конфликта и его предпосылки ( например: источник конфликта это спор о ресурсах, недоразумение, личная неприязнь). После идентификации причин стоит минимизировать количество участников, так как количество усилий по его разрешению прямо пропорционально количеству участников конфликта.
Перейдем к рассмотрению методов разрешения конфликтов в государственной сфере. В общем виде методология урегулирования конфликтов в государственном управлении в соответствии с различными уровнями функционирования управленческой системы (см. Таблицу 3).
Таблица 3.
Таблица 3. Формы и методы управления конфликтными ситуациями на различных уровнях государственного управления
Что касается уровня федеральных институтов, то коренное различие методологии демократической от методологии административно-командной и правовой, основу которых образует приказ, решение суда, распоряжение и другие управленческие документы, исходящие от административной власти. Голосование — технология выявления воли большинства, его позиции в отношении способов урегулирования или разрешения конфликта. При этом в качестве участников голосования выступают не только конфликтующие стороны, но также не включенные в конфронтацию» выступающие в качестве коллективного арбитра. Воля большинства — то средство, с помощью которой конфликт либо гасится, либо переводится в другое русло развития или иную форму. Неизбежно воспроизведение конфликта, если большинство никак не учло позиции меньшинства, не посчиталось с его интересами.
На следующем уровне применяются те же, что и на федеральном уровне, технологии с учетом специфики региональной общности и институтов власти и управления. Например, референдумы как форма прямой демократии организуются лишь по вопросам, касающимся интересов субъекта Федерации. Коллективное обсуждение тех или иных решений, голосование, в том числе в виде выборов, и здесь выступает как основная процедура принятия решений. На уровне субъектов Федерации возрастает роль взаимосвязей государственной власти с обществом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, чем выше уровень, тем больше масштабы применения представительной демократии.
Методы урегулирования конфликтов в государственном управлении ен могут осуществляться изолировано от институтов административной власти, не могут обеспечить регулирование и разрешение конфликтных ситуаций и конфликтов. Круг их возможностей ограничен теми проблемами, которые требуют для их решения применение принуждения. Использование власти, в свою очередь, требует учета ее многофункциональности: как господства, сосредоточения командования, осуществления контроля за деятельностью отдельных лиц и групп. Каждая из названных функций может быть реализована в виде средства преодоления конфликта.
Предпосылкой к данному конфликту стало не так давно произошедшее трагическое событие как Наводнение в Краснодарском крае в 2012 году. Стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. Число пострадавших — более 34 тысяч человек, погиб 171 человек.
Общий ущерб от наводнения оценивается примерно в 20 млрд руб. В счёт возмещения ущерба из краевого бюджета выделено примерно 5,5 млрд руб. Ещё примерно 4,4 млрд в качестве дотаций на строительство было выделено из федерального бюджета. В страховые компании был заявлен ущерб на общую сумму 1 млрд руб., из которых 750 млн руб. — это требования о возмещении ущерба от юридических лиц, и 250 млн руб. — от физических лиц, в основном это требования по ущербу имуществу, приобретённому в кредит, и застрахованному по требованиям кредиторов.
Президент В. В.Путин постановил выплатить пострадавшим от наводнения материальные компенсации:
План
выплат компенсаций начал
Этой
зимой в СМИ появилась
Сторонами данного конфликта выступают:
жертвы июльского наводнения в Крымске,
министерство социального развития и
семейной политики Краснодарского края,
местные суды.
Почва для конфликта была заложена еще в первые дни после стихийного бедствия. В городе начали работать сразу несколько комиссий, состоящих из представителей администрации, прокуратуры, соцзащиты, департамента строительства и архитектуры. В их компетенцию входило определение размера ущерба, нанесенного имуществу граждан и, соответственно, суммы выплачиваемой помощи.
Суть конфликтной ситуации заключается в том, что более 200 жителей Крымска, пострадавших от разрушительного наводнения, получили письма из органов соцзащиты с требованием вернуть часть компенсаций, начисленных неправильно. О необходимости вернуть деньги соцзащита сообщала получателям субсидий устно, а потом письменно: вернуть в трехдневный срок. В частности из-за того, что проверкой состояния домов и начислением компенсаций занимались разные организации, часть крымчан получили средства (5 тысяч рублей за квадратный метр) за непострадавшие комнаты. Известны случаи, когда жители получили средства на капитальный ремонт, но затем через суд добились признания дома аварийным и въехали в предоставленное государством новое жилье.
По данному требованию около 90 семей вернули требуемое в указанный срок. Остальные были намерены добиваться справедливости в суде.
Сами краевые власти уверяли, что
трехдневный срок связан с тем, что
граждан ранее уже
В ситуацию вмешался лично губернатор Ткачев, который заявил, что надо тщательно разобраться с каждым конкретным случаем в индивидуальном порядке . Он написал: «Если человек дважды получил выплату на ремонт дома и пошел на это сознательно, то эти деньги надо вернуть. Это государственные деньги».
По заявлению главы Минсоцразвития Кубани Елены Ильченко, у ее ведомства были претензии к 161 жителю Крымска на общую сумму почти 30 миллионов рублей.
К моменту заявления президента, по данным властей Краснодарского края, денежные излишки сдали 84 человека на общую сумму в 14,6 миллиона рублей. Итогом разрешения конфликта стало постановление Президента вернуть пострадавшим деньги.
Информация о работе Управление конфликтными ситуациями в государственном управлении