Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по муниципальному праву.
32. Общая характеристика нормативных правовых актов субъектов Рос-сийской Федерации по вопросам организации и осуществления местного са-моуправления (на примере законодательства Нижегородской области).
Система нормативных правовых актов муниципального образования включает | |
|
|
устав муниципального образования | |
нормативные правовые акты, принимаемые населением непосредственно | |
нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления | |
нормативные правовые акты, издаваемые главой муниципального образования | |
нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления | |
34. Устав муниципального образования: понятие, структура, содержание.
Устав муниципального образования - основной нормативный правовой акт, в котором определяется статус муниципального образования, атрибуты и система местного самоуправления | |
|
|
разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно | |
принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно | |
подлежит государственной регистрации в порядке, устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации | |
вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) | |
В уставе муниципального образования указываются | |
|
|
наименование и символика муниципального образования | |
границы и состав территории муниципального образования | |
вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципального образования | |
формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения | |
структура, порядок формирования, наименования и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления | |
виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления | |
основания и виды ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления | |
статус, правовые и социальные гарантии депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления | |
экономические и финансовые основы местного самоуправления в данном муниципальном образовании | |
другие положения в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации | |
Основные направления совершенствования правовых основ местного самоуправления в настоящее время в Российской Федерации | |
|
|
гармонизация федерального законодательства в сфере организации местного самоуправления | |
развитие законодательной базы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации | |
совершенствование нормотворчества муниципальных образований | |
Гармонизация федерального законодательства в сфере организации местного самоуправления состоит в | |
|
|
приведении его в соответствие с общепризнанными международными стандартами | |
изменении его норм (прежде всего, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») согласно сложившимся в настоящее время практике муниципального строительства | |
устранении существующих пробелов, коллизий и иных дефектов | |
согласовании норм федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления местного самоуправления | |
четком разграничении полномочий органов государственной власти всех уровней, уточнении перечня вопросов местного значения | |
расширении практики разработки модельных актов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по наиболее сложным аспектам организации местного самоуправления |
35. Муниципальные образования: понятие и виды. Состав территории муниципального образования.
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная действующим законодательством, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления | |
|
|
создаются на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях | |
их территории устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций | |
ограничение прав граждан на осуществление самоуправления на отдельных территориях допускается федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства | |
население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления | |
Принципы территориальной организации муниципальных образований в Российской Федерации | |
|
|
поселенческий: муниципальные образования создаются в городских, сельских поселениях или на их части | |
территориально-поселенческий: муниципальные образования создаются в нескольких поселениях, объединенных общей территорией | |
территориальный: муниципальные образования создаются на иной населенной территории | |
специального назначения: муниципальные образования на территориях с особым режимом жизнедеятельности | |
Виды муниципальных образований, сформированных по поселенческому, территориально-поселенческому и территориальному принципам | |
|
|
городские муниципальные образования (в сверхкрупных, крупнейших, крупных, больших, средних, малых городах, дачных и курортных поселках, поселках городского типа и др.) | |
сельские муниципальные образования (в селах, деревнях, стойбищах, станицах, аулах, кишлаках, выселках, кордонах, хуторах, заимках и др.) | |
«смешанные» муниципальные образования, образованные на территории, объединяющей городские и сельские поселения (в одном или нескольких районах субъектов Российской Федерации, на их части) | |
муниципальные образования на части города (в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге) | |
муниципальные образования, созданные в местах проживания кочевых народов, поселениях, имеющих временное значение и непостоянный состав населения (железнодорожные будки, дома лесников и бакенщиков, полевые станы и т.п.) |
36. Особенности местного
самоуправления в городах федерального
зна-чения, закрытых административно-
Виды муниципальных образований, сформированных по поселенческому, территориально-поселенческому и территориальному принципам | |
|
|
городские муниципальные образования (в сверхкрупных, крупнейших, крупных, больших, средних, малых городах, дачных и курортных поселках, поселках городского типа и др.) | |
сельские муниципальные образования (в селах, деревнях, стойбищах, станицах, аулах, кишлаках, выселках, кордонах, хуторах, заимках и др.) | |
«смешанные» муниципальные образования, образованные на территории, объединяющей городские и сельские поселения (в одном или нескольких районах субъектов Российской Федерации, на их части) | |
муниципальные образования на части города (в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге) | |
муниципальные образования, созданные в местах проживания кочевых народов, поселениях, имеющих временное значение и непостоянный состав населения (железнодорожные будки, дома лесников и бакенщиков, полевые станы и т.п.) | |
Виды муниципальных образований, формируемых на территориях с особым режимом жизнедеятельности | |
|
|
закрытые административно- | |
наукограды | |
общины малочисленных народов | |
иные: на приграничной территории, в исторических поселениях, в военных городках, в поселениях, имеющих особое производственное значение, расположенных в государственных природных заповедниках, национальных и природных парках и т.п.) | |
Закрытое административно- | |
|
|
статус ЗАТО устанавливается Федеральным
законом «О закрытом административно-территориально | |
решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом России по предложению Правительства РФ | |
федеральные органы государственной власти определяют административную подчиненность и границы ЗАТО, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении них, меры по обеспечению особого режима на их территории | |
особый режим на территории ЗАТО включает установление запретных зон, ограничения на въезд и проживание в нем, ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией, ограничения на право ведения хозяйственной деятельности и др. | |
порядок создания и деятельности органов местного самоуправления на территории ЗАТО осуществляется с учетом особенностей, вытекающих из их статуса | |
формирование бюджетов ЗАТО осуществляется из средств федерального бюджета, в доходы зачисляются все налоги и другие поступления с их территории, а порядок покрытия дефицита бюджета определяется Правительством РФ | |
проживание или работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат общей социальной компенсации, устанавливаемой федеральными законами и решениями Правительства РФ | |
к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на их территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на их территории | |
Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом | |
|
|
статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом России по представлению Правительства РФ на срок до двадцати пяти лет | |
Президент России утверждает приоритетные направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров | |
на основе программы развития наукограда, утверждаемой Президентом России, разрабатывается федеральная целевая программа | |
в наукоградах устанавливается особый порядок финансирования научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров | |
финансирование и материально-техническое обеспечение инфраструктуры наукоградов осуществляется не только из местных бюджетов, но и бюджетов других уровней, иных источников | |
|
Общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры |
|
|
особенности осуществления самоуправления в общинах коренных малочисленных народов устанавливаются Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» | |
право на учреждение общины малочисленных народов принадлежит коренным малочисленным народам - народам, проживающим на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющим традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями | |
учреждение общины малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации | |
органами самоуправления в общине малочисленных народов выступают общее собрание (сход) членов общины и правление (совет) общины | |
в целях сохранения культур малочисленных народов могут быть организованы воспитание и обучение членов общины исходя их традиций и обычаев этих народов | |
общинам малочисленных народов должна оказываться помощь в виде предоставления налоговых льгот и преимуществ, целевой подготовки кадров, бесплатной консультативной помощи, предоставления социального заказа на разработку и реализацию программ социально-экономической помощи и др. |