Электронное правительство в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение электронного правительства как перспективного направления совершенствования государственных услуг, и его преломление в российской практике.
Предмет исследования - экономические и властные отношения государства и граждан (в том числе организаций).
Объектом исследования будет являться процесс взаимодействия власти и общества, осуществляемый в рамках формирования электронного правительства.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание.
2. Выделить основные этапы и структуру электронного правительства.
3. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего формирования электронного правительства в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции электронного правительства………4
1.1 Понятие и структура электронного правительства……………………………4
1.2 Этапы формирования и базовый спектр услуг электронного правительства…………………………………………………………………………………..…..8
Глава 2 Электронное правительство в Российской Федерации…………………11
2.1 Особенности формирования электронного правительства в России……….11
2.2 Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства……15
Глава 3 Электронное правительство в зарубежных странах……………………18
3.1 Опыт формирования электронного правительства в зарубежных странах…………………………………………………………………………………...18
3.2 Основные возможности, предоставляемые электронными правительствами в мире……………………………………………………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

электронное правительство реферат.docx

— 892.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические аспекты концепции электронного правительства………4

1.1 Понятие  и структура электронного правительства……………………………4

1.2 Этапы формирования и базовый спектр услуг электронного правительства…………………………………………………………………………………..…..8

Глава 2 Электронное правительство в Российской Федерации…………………11

2.1 Особенности формирования электронного правительства в России……….11

2.2 Трудности  и проблемы на пути развития электронного правительства……15

Глава 3 Электронное правительство в зарубежных странах……………………18

3.1 Опыт формирования электронного правительства в зарубежных странах…………………………………………………………………………………...18

3.2 Основные возможности, предоставляемые электронными правительствами в мире……………………………………………………………………………….…22

Заключение………………………………………………………………………….25

Список  использованных источников……………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Электронное правительство» - эти  слова часто звучат и в новостях, и с высоких трибун, об этом проекте  пишут в газетах, оптимисты ожидают  от внедрения электронного правительства  прихода светлого будущего, скептики – очередной волны нарастания коррупции. Многие понимают термин «электронное правительство» как власть компьютеров. Что же это такое на самом деле?

Сегодня существуют множество самых  разных определений этого термина. Максимально коротко «электронное правительство» можно охарактеризовать как «автоматизацию процесса предоставления государственных услуг». Gartner Group (один из крупнейших разработчиков информационных систем) под «электронным правительством» понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Целью данной работы является рассмотрение электронного правительства как перспективного направления совершенствования государственных услуг, и его преломление в российской практике.

Предмет исследования - экономические и властные отношения государства и граждан (в том числе организаций).

Объектом исследования будет являться процесс взаимодействия власти и общества, осуществляемый в рамках формирования электронного правительства.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание.

2. Выделить основные этапы и  структуру электронного правительства.

3. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего формирования электронного правительства в РФ.

4. Проанализировать опыт внедрения электронного правительства в зарубежных странах.

При написании работы были использованы теоретические методы исследования, такие как изучение и анализ научной литературы, текстов монографий, а также статей журналов по данной теме.

 Структура реферата определена его целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

1 Теоретические аспекты концепции  электронного правительства

1.1 Понятие и структура  электронного правительства

В мировой практике выделены различные  определения термина «электронное правительство».

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство – это  трансформирование внутренних и  внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в управлении государством и совершенствования внутренних процессов.

Под электронным правительством понимают также использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности деятельности правительства и возможности общественного контроля над ним.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий, безусловно, все сферы  деятельности государственных органов  в электронном виде являются востребованными  гражданами и организациями различных  форм собственности. Актуальность данного  направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т.д.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным. Основополагающий принцип системы электронного правительства заключается в том, что она должна быть доступна каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места дислокации.

Типичная схема электронного правительства представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема электронного правительства

В социально-экономической жизни  любой страны условно можно выделить три основных субъекта экономики: государство, коммерческие предприятия – бизнес, граждане. Граждане представляют собой общество, предприятия являются хозяйствующими субъектами экономики, государство – интегрирующей системой, связующей все три звена. Выделяют следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон:

  • G2C (government-to-citizen) – взаимодействие между органами власти (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;
  • G2G (government-to-government) – между органами власти в системе государственного и муниципального управления;
  • G2B (government-to-business) – между органами власти и частными компаниями;
  • C2B (customer-to-business) – между гражданами и частными компаниями;
  • B2B (business-to-business) – между частными компаниями.

Если рассматривать субъекты общественной жизни в рамках концепции «Электронное правительство», то граждане и предприятия взаимодействуют с государством не как с единым целым, а как с огромной бюрократической структурой, в которую входят региональные и муниципальные органы власти, ведомства, службы и другие государственные структуры. Упрощенно модель взаимодействия граждан и предприятий с государственными структурами можно представить в виде схемы на рисунке 2, из которой видно, что государство представляет собой целый набор органов, различных по своим функциям, зонам ответственности и уровням власти.

Государство, как иерархическая  система, имеет множество элементов, которые взаимодействуют между собой через регламентированные процессы. В свою очередь, каждый из государственных элементов взаимодействует с гражданами (G2C) и предприятиями (G2B).

Рисунок 2 – Схема взаимодействия субъектов с государством

При реализации взаимодействия G2C/С2G система ЭП предоставляет гражданам  следующие возможности:

  • сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны органов власти. С помощью Web-порталов органов власти граждане смогут заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот, осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства, подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства;
  • появится возможность использования комплексных услуг благодаря эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного учреждения в другое – будет достаточно онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри системы ЭП в фиксированные сроки;
  • упростится доступ к новым законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность быть в курсе о действиях своих выборных представителей, создавать заинтересованные группы и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
  • система ЭП реализует концепцию прозрачного правительства (электронной демократии). Повышение степени прозрачности работы органов власти повысит общественный контроль и снизит уровень коррупции. В государственных проектах будут в большей мере учтены приоритеты населения;
  • внедрение системы ЭП способствует развитию онлайновых гражданских форумов (online citizens forums). Сервисы сети Интернет будут использоваться для организации выборов: онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования. Система онлайновых выборов позволит гражданам голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.

При реализации взаимодействие G2G система  ЭП даёт возможность на основе ИКТ  совершенствовать внутренние и внешние  связи между государственными и муниципальными органами власти:

  • улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями;
  • повысить эффективность обмена информацией;
  • улучшить планирование и управление на местах;
  • предоставить объективную информацию об общественном мнении;
  • формировать благоприятное для правительства общественное мнение.

Взаимодействие на уровне G2B/B2G позволит:

  • сократить затраты органов власти за счет оптимального использования технологий аутсорсинга;
  • создать более прозрачную систему государственных закупок.

Единая система электронных  государственных закупок предполагает создание портала, на котором государственные органы размещают информацию о тендерах, конкурсах и условиях их проведения. Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям. В качестве примера можно привести портал http://www.zakupki.gov.ru/ – официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.

1.2 Этапы формирования  и базовый спектр услуг электронного  правительства

Многие страны мира, в том числе  и Россия, уже внедрили или только еще реализуют большое количество инициатив в области электронного правительства. Это разнообразие инициатив можно распределить по нескольким категориям – от более простых форм взаимодействия к более сложным. ООН выделила 5 стадий формирования электронного правительства, представленных на рисунке 3.

Большинство развитых стран находятся  на стадии перехода от третьей стадии к четвертой, а ряд государств уже успели перейти на четвертую стадию и вступили в пятую, предполагающую постоянное взаимодействие между различными подразделениями государственной власти в логике «много ведомств – одно государство». Примером реализации принципов «сетевого государства» может служить, например, раздел «Жизнь в городе» («Housing Town») портала E-citizen государства Сингапур. В этом разделе граждане могут обратиться за услугами в самые разные правительственные агентства: сделать заказ на проведение электричества, воды и газа, обратиться за лицензией на пользование телевизором (в Сингапуре используется британская система общественного вещания), заказать новый телефонный номер, приобрести сезонный проездной билет, и, разумеется, оплатить все эти услуги. На правительственном бизнес- портале можно зарегистрировать новую компанию, получить извещение об уплате налогов и заплатить налоги, сдать документы для получения разрешения на строительство и т.п. Всего на сингапурском правительственном портале можно получить 1600 различных государственных услуг, охватывающих все стадии жизненного цикла и ведения бизнеса. Подчеркивается, что это не только повышает доверие граждан органам власти, но и значительно снижает расходы на оказание государственных услуг.

Информация о работе Электронное правительство в зарубежных странах