Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 05:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение электронного правительства как перспективного направления совершенствования государственных услуг, и его преломление в российской практике.
Предмет исследования - экономические и властные отношения государства и граждан (в том числе организаций).
Объектом исследования будет являться процесс взаимодействия власти и общества, осуществляемый в рамках формирования электронного правительства.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание.
2. Выделить основные этапы и структуру электронного правительства.
3. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего формирования электронного правительства в РФ.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции электронного правительства………4
1.1 Понятие и структура электронного правительства……………………………4
1.2 Этапы формирования и базовый спектр услуг электронного правительства…………………………………………………………………………………..…..8
Глава 2 Электронное правительство в Российской Федерации…………………11
2.1 Особенности формирования электронного правительства в России……….11
2.2 Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства……15
Глава 3 Электронное правительство в зарубежных странах……………………18
3.1 Опыт формирования электронного правительства в зарубежных странах…………………………………………………………………………………...18
3.2 Основные возможности, предоставляемые электронными правительствами в мире……………………………………………………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………
Рисунок 3 – Этапы формирования или «пирамида» электронного правительства
Оказание электронных услуг сегодня является одним из приоритетных направлений развития электронного правительства в зарубежных странах. Об этом свидетельствует, например, инициатива Европейского союза, который ввел систему постоянного мониторинга 20 основных услуг, оказываемых гражданам в государствах - членах ЕС.
Идея использовать характеристики
электронных услуг как
Рисунок 4 – Перечень базовых услуг для граждан и бизнеса в рамках концепции электронного правительства ЕС
Кроме предоставления комплекса услуг развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности органов власти на основе использования ИКТ предполагает: развитие сайтов органов власти в сети Интернет, своевременность публикации актуальной информации, удобный интерфейс, возможность доступа к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах; организацию общественного доступа к опубликованной в сети Интернет информации о деятельности органов власти и предоставляемых услугах организациям и гражданам; внедрение единой системы информационно-справочной поддержки населения по вопросам взаимодействия граждан с органами власти и предоставления им услуг.
2 Электронное правительство в Российской Федерации
2.1 Особенности формирования электронного правительства в России
Свое намерение участвовать в глобальном процессе построения информационного общества Российская Федерация продекларировала в 2000 г., присоединившись на встрече лидеров стран «большой восьмерки» к Окинавской хартии Глобального информационного общества. Определенные в данном документе приоритеты развития государства на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) повлияли в дальнейшем на многие пункты Федеральной Целевой Программы (ФЦП) «Электронная Россия», в рамках которой осуществляются проекты в сфере государственной информатизации.
Уже в 2001 г. под эгидой Организации Объединенных Наций было проведено исследование, основной целью которого было дать сравнительный анализ стран-членов ООН с точки зрения «прогресса», то есть приближения к идеалу «электронного правительства».
В качестве главного индикатора степени приближения к данному идеалу были использованы официальные сайты органов власти. Их оценивали с точки зрения содержания и спектра реальных услуг, которые доступны в интерактивном режиме гражданам. Соответственно, наличие или отсутствие тех или иных услуг определяли место каждой страны в рейтинге «электронного правительства». Параллельно осуществлялась оценка уровня развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала (точнее, готовности граждан использовать новые возможности путем овладения информационными технологиями). На этой основе был скомпонован «индекс электронного правительства» и рассчитано значение этого индекса для каждой из стран.
Рейтинг стран по значениям индекса представлен в таблице 1. Какое место занимает в рейтинге ООН наша страна? Если в первом обзоре ООН по «электронному правительству» (2001 г.) Российская Федерация занимала 39-е место, то в четвертом (2005 г.) – 50-е, а к 2008 г. спустилась на 60-е место. Некоторый перелом наметился только в 2010 г., когда Россия поднялась на 1 пункт и оказалась на 59-м месте, при этом значение индекса едва превышает 0,5.
Сейчас уровень страны в области ИКТ казалось бы несравнимо вырос, поскольку не только повысилась степень информационной грамотности населения, но и получила развитие ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы).
Тем не менее, достигнутые результаты далеки от поставленных целей. В России созданием элементов ЭП занимаются уже более десяти лет, но как отметил Президент Д.А. Медведев на заседании Президиума Государственного Совета в июле 2008 г. «… реально почти ничего не меняется. Практически нигде граждане не могут непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор, да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти …».
Таблица 1 - Индекс электронного правительства (версия ООН, 2008-2010 гг.)
Основными исполнителями ФЦП «Электронная Россия» являются Министерство Экономического Развития и Труда и Министерство Связи и Информатики. Причем, первое занимается скорее «идеологическим» направлением программы, а второе – скорее инфраструктурным.
Стоит отметить, что президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. была утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, взамен Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, которая не была достигнута в полном объеме. В соответствии с указанной стратегией к 2015 г. все государственные услуги обязаны оказываться в электронном виде.
Указанная стратегия представляет собой документ, который закрепляет цель, задачи и основные направления государственной политики в области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения.
Одним из основных направлений реализации Стратегии является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счёт создания электронного правительства, концепция формирования которого одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации. Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере и органах государственной власти. Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия сокращает отставание от развитых стран. Среди населения повышается уровень компьютерной грамотности, высокими темпами развиваются электронный бизнес и электронная коммерция. Все шире используются информационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.
Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:
Практически завершён этап первоначального оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Достигнуты ключевые результаты, которые могут служить базисом для формирования и развития электронного правительства. К таким достижениям можно отнести:
Органы власти имеют свои сайты в Интернете, в том числе сайты президента России, правительства, министерств и ведомств, интернет-сайт «Приоритетные национальные проекты», которые пользуются широким интересом у общества.
Также в режиме эксплуатации уже функционируют ключевые элементы центральной инфраструктуры «электронного правительства» на базе единого оператора, такие как:
Тем не менее, электронное взаимодействие
между ведомствами еще
2.2 Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
Электронное правительство – это корпоративная интегрированная информационная система в масштабе государства. Но на пути внедрения столь масштабной системы в социально-экономическую жизнь любой страны возникает целый ряд проблем. Рассмотрим какие проблемы актуальны для нашей страны, сгруппировав их для удобства в таблице 2.
Таблица 2 – Основные проблемы развития ЭП в России
Сфера |
Проблемы |
Последствия |
Институциональные аспекты |
Отсутствие единого Низкая эффективность регионального стратегического планирования Неформатность целей на региональном уровне |
Проектировка самостоятельных адаптированных региональных систем Организационная низкая эффективность систем Экономическая низкая эффективность систем |
Человеческие ресурсы |
Низкий уровень квалификации специалистов региональных и муниципальных представительств органов
власти в сфере стратегического Недостаточное развитие научно-исследовательской базы по ЭММ Отсутствие образовательных программ профессионального обучения работы с ЭП Низкая инфо-телекоммуникационная культура населения |
Создание неадекватных обособленных региональных систем ЭП Неэффективность сопровождения систем ЭП Низкая эффективность Необъективность принимаемых исполнительными органами власти решений |
Финансирование |
Отсутствие единого порядка оценки стоимости проекта ЭП и его сопровождения Недооценка стоимости проектов Недооценка сроков разработки и внедрения систем Отсутствие механизма |
Функциональная Незавершенность систем Коррупция Повышенная стоимость внедрения и сопровождения систем ЭП |
Внутренняя среда |
Зависимость от зарубежной производственной базы ИКТ Отсутствие на рынке известных и надежных поставщиков ИКТ Отсутствие специализированных сервисных компаний Неготовность органов власти и хозяйствующих субъектов к режиму прозрачности процессов |
Затруднения при внедрении и отладке систем ЭП Отсутствие квалифицированной технической поддержки систем Отсутствие требуемых характеристик прозрачности и эффективности системы ЭП |
Технологии |
Ограниченность номенклатуры оборудования и программного обеспечения Отсутствие необходимого программного обеспечения Отсутствие единого перечня совместимого программного обеспечения, необходимого в ЭП Отсутствие единого порядка заказа разработки ЭП |
Несовместимость различных региональных систем ЭП Несовместимость программ в региональной системе ЭП Низкая эффективность затрат на ЭП |
Информация о работе Электронное правительство в зарубежных странах