Электронное правительство в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение электронного правительства как перспективного направления совершенствования государственных услуг, и его преломление в российской практике.
Предмет исследования - экономические и властные отношения государства и граждан (в том числе организаций).
Объектом исследования будет являться процесс взаимодействия власти и общества, осуществляемый в рамках формирования электронного правительства.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание.
2. Выделить основные этапы и структуру электронного правительства.
3. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего формирования электронного правительства в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты концепции электронного правительства………4
1.1 Понятие и структура электронного правительства……………………………4
1.2 Этапы формирования и базовый спектр услуг электронного правительства…………………………………………………………………………………..…..8
Глава 2 Электронное правительство в Российской Федерации…………………11
2.1 Особенности формирования электронного правительства в России……….11
2.2 Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства……15
Глава 3 Электронное правительство в зарубежных странах……………………18
3.1 Опыт формирования электронного правительства в зарубежных странах…………………………………………………………………………………...18
3.2 Основные возможности, предоставляемые электронными правительствами в мире……………………………………………………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

электронное правительство реферат.docx

— 892.23 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2

Эксперты, работающие в сфере внедрения  систем ЭП, выделяют такую особенность: у большинства чиновников понятие  ЭП сводится фактически к электронному общению власти с общественностью. Однако этот подход неверен, поскольку, в первую очередь, он экономически и организационно неоправдан. ЭП, как обеспечение государственных структур ИТ-решениями, означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде бумажного документооборота. Такое широко распространенное мнение вредит стратегическому курсу России. В странах, которые в числе первых обратили внимание на ИТ-разработки, в первую очередь в США и Великобритании, ЭП рассматривается, скорее, как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом.

Например, в мировых развитых странах  ЭП в западном восприятии состоит из трех основных модулей (правительство правительству; правительство бизнесу; правительство гражданам) и включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации, перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство, установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами, введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесом и т.п.

На современном этапе реализации идеи ЭП многие субъекты Федерации только решают: закупать готовые действующие, но не адаптированные программные элементы в других регионах, со всеми вытекающими трудностями или организовать, или заказывать работу временного творческого коллектива по разработке в короткие сроки собственного программного продукта, объединяющего на единой платформе несколько обязательных блоков.

Исследователи А. Голобуцкий, О. Шевчук констатируют такой факт «…члены  правительства вообще отрицают сам  принцип электронного правительства. Концепция организации государственного управления воспринимается как пустой лозунг для получения бюджетных средств». Так, начальник департамента правительственной информации РФ Андрей Коротков говорит, что «электронное правительство» вообще «... неточный термин. Я считаю, что мы не должны говорить об электронном правительстве, мы должны говорить о правительстве, использующем информационные технологии. Мы должны говорить о Федеральном собрании, использующем информационные технологии. Мы должны говорить о судах, использующих информационные технологии. Мы говорим об определенной коммуникационной среде, которая позволяет структурам власти и структурам гражданского общества, бизнеса взаимодействовать в единых стандартах, понятных друг для друга».

Из этого следует, что в настоящее время в сфере информатизации государственного управления отношение к ЭП проявляется как к очередному атрибуту с имиджевыми, представительскими функциями, а не как к эффективному инструменту решения реальных проблем.

В настоящее время вся программа  реализации системы «Электронного  правительства» в России свелась  к компании по созданию низкого и среднего уровня прикладного инструмента регионального государственного управления. И вся эта работа не отражается ни на качестве обслуживания граждан, ни на скорости обработки документов, ни более широком привлечении граждан к процедурам законотворчества или контроля над соблюдением законности. В это время продолжается расходование средств на приобретение оборудования, разработку специализированных программных продуктов и расширение штата в связи с набором новых сотрудников для обработки информации. Результатом таких нововведений является только увеличение объемов работы и сроков исполнения в государственных структурах лишь ради более эстетичного вида документов и упрощения их распечатки. В настоящее кризисное время экономика страны не может себе позволить таких дорогих нововведений, как простое использование информационных технологий на определенных этапах осуществления правительственных функций.

На мой взгляд, внедрение ЭП будет эффективным, если станет масштабной концепцией, с централизованной разработкой или согласованием программных продуктов для всех уровней власти и между регионами с учетом возможности их адаптации к определенным условиям внедрения на территориях, создания системы дистанционной переподготовки кадров для работы с данной системой, освещения в СМИ возможностей системы и правил ее использования для населения. При внедрении новых принципов организации объемы конкретной затратной статьи будут внушительными, но общие затраты на организацию государственного управления снизятся. Причем уменьшение этих затрат тем заметней, чем качественней становится обслуживание населения, чем меньше бюджетных средств расходуется вне запланированных целей.

3 Электронное правительство  в зарубежных странах

3.1 Опыт формирования  электронного правительства в  зарубежных странах

Уровень развития электронного правительства  в различных странах существенно дифференцируется. К несомненным правительствам-лидерам электронизации можно отнести правительства таких стран, как США, Великобритания, Финляндия, Сингапур, Латвия, Эстония и другие. К явным аутсайдерам относятся в основном правительства развивающихся стран Африки. Неудивительно, ведь концепция внедрения электронного правительства в первую очередь основывается на широко развитой инфраструктуре ИКТ. Приходится констатировать, что электронное правительство и процессы развития национального сообщества – взаимно действующие составляющие одного процесса, они взаимозависимы и соответственно оказывают сильное воздействие друг на друга.

Опыт Латвии. Веб-сайт politica.lv, освещающий проблемы государственной политики Латвии, был создан в 2001 г. с общей целью повышения качества государственной политики в стране. Его главные подцели:

  • обеспечение доступности информационных ресурсов в области государственной политики;
  • поддержка среды для квалифицированных обсуждений государственной политики;
  • повышение уровня государственной политики.

На веб-сайте представлены ресурсы  на следующие темы: процесс выработки государственной политики, социальная интеграция, верховенство закона и коррупция, права человека, гражданское общество, образование и занятость, информационное общество и внешние отношения. Под этими заголовками politica.lv предлагает подборки документов по государственной политике, выводы экспертов, политические документы (такие, как стратегии и национальные программы), проекты законодательства, а также сопровождаемые аннотациями ссылки на национальные и мировые интернет-ресурсы. На сайте также публикуются авторские материалы и интервью, которые призваны стимулировать дебаты по разным вопросам государственной политики. Работает специальный раздел для специалистов по государственной политике, где представлена информация о методологии выработки и анализа политики, возможностях финансирования, конференциях и других мероприятиях, а также ссылки на профильные организации Латвии и других стран.

Целевой аудиторией сайта politica.lv являются:

1) специалисты в области государственной  политики (политики, государственные служащие, представители судебной власти, эксперты, неправительственные и правозащитные организации);

2) средства массовой информации  и широкая Интернет-публика.

Теледома в Венгрии. Теледома являются одним из ключевых элементов венгерского  информационного общества, их число  уже перевалило за тысячу. Под понятием «теледом» подразумевается общественный центр телекоммуникационных услуг, то есть предприятие общественных услуг, через которое население может пользоваться, компьютерами и Интернетом. Проще говоря, теледома – это предприятия общественных услуг, оснащенные современными ИКТ и служащие цели предоставления в регионах и сельской местности доступа к Интернет. Теледома предоставляют государственному, гражданскому и частному секторам Венгрии более 60 видов услуг.

Основные принципы работы теледомов:

  • теледома организуются на принципах самоуправления и местной инициативы с целью удовлетворения потребностей местной общины, являясь «инициативой снизу»;
  • большинство теледомов зависит от внешнего источника финансирования (зарубежного или местного, как правило, правительственного, хотя в последнее время растет доля бизнеса);
  • создание и дальнейшее поддержание теледомов становится заботой местной общины, которая контролирует эти процессы. Чаще всего конкуренция приводит к передаче обязанностей по обеспечению деятельности теледомов местным гражданским организациям, что усиливает позиции самоорганизации и самоуправления в местных общинах и среди местного капитала;
  • спектр предлагаемых теледомами услуг широкий, он отражает разнообразие потребностей разных клиентов и открыт для новых предложений;
  • теледома служат задаче популяризации новых достижений информационного общества, используя мощь Интернета для удовлетворения интереса местных общин к событиям и инновациям, происходящих в мире.

Бразильская система голосования. В 2002 году Бразилия впервые поставила себе задачу использовать ИКТ для голосования. В ходе первого тура общенациональных выборов, бразильские избиратели впервые ознакомились с технологией абсолютно электронных выборов. Успешное применение этих технологий, отраженное в сравнительном отсутствии технических проблем при голосовании, явилось большим достижением для страны с большой численностью населения. Для выборов по всей территории страны было размещено 406 тыс. электронных «избирательных урн». Эта техника размером с кассовый аппарат может работать без подключения к энергосети и коммуникационной инфраструктуре, что важно для Бразилии, учитывая, что многие избирательные участки расположены в малонаселенной местности, где доступ к телефонным линиям ограничен. Чтобы отдать свой голос, достаточно было просто набрать на клавиатуре код, соответствующий тому или иному кандидату. После голосования на экран аппарата выводилась цифровая фотография выбранного кандидата и предложение подтвердить свой выбор (или изменить его).

После закрытия избирательных участков, записанные на аппаратах голоса избирателей, шифровались, дополнялись электронной  цифровой подписью и записывались на флэш-карты. В каждом из муниципалитетов  около 3 % голосов сверялись с распечаткой, чтобы обеспечить контроль. После  извлечения данных из аппаратов, происходившего в условиях строгого надзора, их перевозили в ближайшую региональную избирательную комиссию, из которой по каналам телефонной и спутниковой связи они направлялись на ковер национальной избирательной комиссии. Сейчас данный способ голосования широко используется как в развитых, так и в развивающихся странах.

Опыт Сингапура. Страна сегодня  занимает первые позиции в мире по уровню зрелости электронного правительства. Организация государственного управления в области информационных технологий в Сингапуре существенно отличается от имеющейся в России тем, что  здесь создан единый центр государственной технологической политики, который отвечает за информатизацию ведомств во всем Сингапуре. В ведение такого агентства по ИКТ входят закупка, внедрение и последующая эксплуатация систем электронного правительства. Например, в министерствах отсутствуют собственные ИТ-службы - эти задачи решают сотрудники центра технологической поддержки. Тем самым на организационном уровне в Сингапуре исключаются межведомственные барьеры и противоречия по использованию средств ИКТ, характерные для российской системы.

Опыт США. В США под электронным  правительством понимаются государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами США, а также иностранцами, например туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти и др.

Начало электронному правительству  в США было положено созданием  веб-сайта Президента США в 1993 году. Типичный пример систем электронного правительства - это представление в Сети информации о работе государственных структур и оплата налогов через Интернет.

В настоящее время особое внимание федеральное правительство США  уделяет:

  • электронной торговле между государственными организациями и министерствами, проведению электронных торгов на поставку товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд;
  • обеспечению доступа населения к правительственной и административной информации;
  • использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве;
  • решению различного рода задач, в частности получению официальных документов через правительственные веб-сайты, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению.

Порталы электронного снабжения и  управления грантами делают транзакции с правительством или получение финансовой помощи от правительства проще, прозрачнее, быстрее и более исчерпывающими. Работа по управлению цепочками поставок дает возможность государственным структурам избежать ненужных действий и сохранить ресурсы.

В целом можно сказать, что электронное  правительство США в настоящее время находится на уровне агентства по требованию, что означает использование стратегии, ориентированной на внешнюю деятельность, но относительно низкий уровень развития электронного управления. Следующий за этим уровень - полностью электронное правительство.

Одновременно отмечается, что не решены проблемы в таких областях, как защита персональных данных, безопасность работы в сети, создание интерфейсов для людей с физическими недостатками, хотя и здесь имеется определенный прогресс.

Таким образом, уже накопленный  опыт в области внедрения электронного правительства при его правильной интерпретации и применении может решить многие из проблем и трудностей, с которыми сталкивается Россия на пути внедрения информационных технологий в процесс взаимодействия государства, граждан и бизнеса.

3.2 Основные возможности, предоставляемые электронными правительствами в мире

Благодаря вышеизложенным нововведениям  граждане и предприятия  зарубежных стран, преуспевающие во внедрении e-Government, уже пользуются его основными достижениями, такими как:

Информация о работе Электронное правительство в зарубежных странах