Административная ответственность как один из видов юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:43, реферат

Краткое описание

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую
актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.

Содержание

1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической
ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной
ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов
административного правонарушения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат основы права.docx

— 92.89 Кб (Скачать файл)

одно  основное  либо  одно  основное  и  одно  дополнительное взыскание,

предусмотренные за данное правонарушение.

Это  правило  не исключает  применения к  правонарушителю наряд  с  мерой

административной  ответственности  также и  мер дисциплинарной и(или)

материальной  ответственности, если  они предусмотрены  для  конкретного

правонарушения  нормативными  правовыми актами.  Например, согласно  Кодексу

законов  о труде  Российской Федерации  возмещение  ущерба, причиненного

работником предприятию,  учреждению,   организации,  производится

независимо  о привлечения  работника   к  дисциплинарной,   административной

или уголовной ответственности  за  действие (бездействие),  которым  причинен

ущерб.

Если одно и  то же  лицо совершило  два или  более административных

правонарушений,  то  административное взыскание  налагается за каждое

правонарушение в отдельности.

Однако, если одно и то же  лицо совершило несколько административных

правонарушений,  дела  о которых  одновременно рассматриваются  одним и тем же

органом (должностным  лицом), то  взыскание на это лицо налагается лишь  в

пределах  санкции, установленной за более серьезное правонарушение,  то

есть  за то  правонарушение (из числа  рассматриваемых),  за  которое

установлено  наиболее суровое  административное  взыскание.  В  этом  случае к

основному взысканию может  быть присоединено одно из дополнительных

взысканий, предусмотренных  статьями  об ответственности  за любое  из

совершенных правонарушений.

Таким образом, если выяснилось, что одно и  то же  лицо совершило   несколько

административных   правонарушений,    то   на него   может  быть   наложено

одновременно   несколько  основных административных   взысканий   только,

если   одновременно  выполняются все следующие условия:

составы    правонарушений    предусмотрены    разными   правовыми нормами

(разными,  имеющими самостоятельные   санкции статьями КоАП РСФСР  или другого

нормативного правового  акта, предусматривающего административную

ответственность), то есть каждое правонарушение квалифицировано по отдельной

статье законодательства об  административных правонарушениях,  отличной от

статей квалификации других правонарушений;

- по каждому правонарушению  не истек срок давности привлечения  к

административной ответственности;

- за эти правонарушения (в целом и по отдельности)  еще не были наложены

административные взыскания;

- дела о нескольких  административных правонарушениях  не рассматриваются

одновременно одним и  тем же уполномоченным органом (должностным  лицом).

При  рассмотрении  дела  о совокупности  административных правонарушений

надлежит  выяснить, действительно  ли имеют  место несколько

административных  правонарушений,  или  же  имеет место лишь одно

административное  правонарушение, но  продолжаемое или длящееся.

Правонарушение  оценивается   как  продолжаемое,   если  состоит  из ряда

сходных по направленности и содержанию  действий, направленных к общей цели и

образующих  в совокупности  единое правонарушение.

Правонарушение   оценивается   как  длящееся,   если  непрерывно

осуществляется в течение  какого-то, более или менее продолжительного периода

времени.  Например, неисполнение  руководителем требований  налоговой

инспекции  об устранении  выявленных нарушений налогового законодательства.

Если же выяснилось, что  имеют место несколько административных

правонарушений, то надлежит выяснить, имеют место несколько  самостоятельных

правонарушений  или повторение  одного и  того же правонарушения.  Повторение

является  отягчающим обстоятельством, но лишь при условиях, названных  выше.

Если  при  рассмотрении  дела  о  совокупности административных

правонарушений выяснилось,  что фактически  имеет место  одно продолжаемое

административное  правонарушение,  или   одно  длящееся административное

правонарушение,  или повторение  однородного административного

правонарушения,   то  на   правонарушителя  может  быть наложено только либо

одно основное  либо одно  основное плюс одно дополнительное взыскание.

Примечание.  Применительно   к  преступлениям   различие  между длящимися  и

продолжаемыми  преступлениями  разъяснено  в  постановлении  Пленума

Верховного  Суда  СССР от  04.03.29 "Об условиях  применения давности  и

амнистии  к длящимся  и продолжаемым преступлениям" (в  ред.  постановления

пленума  Верховного  Суда СССР от 14.03.63 №1), согласно которому:

Длящееся  преступление  характеризуется  непрерывным  осуществлением состава

определенного преступного  деяния. Оно  начинается с какого-либо преступного

действия или с акта  преступного бездействия.  Следовательно,  длящееся

преступление можно  определить как действие  или  бездействие,  сопряженное с

последующим длительным невыполнением  обязанностей,  возложенных  на

виновного  законом под  угрозой  уголовного преследования.  Оно начинается  с

моментов совершения преступного  действия (бездействия) и кончается  вследствие

действия  самого виновного,  направленного к  прекращению  преступления,  или

наступления  событий,  препятствующих  совершению преступления (например,

вмешательство  органов  власти).  Срок давности  уголовного  преследования  в

отношении  длящихся преступлений  исчисляется  со времени  их прекращения  по

воле  или вопреки воле виновного (добровольное  выполнение виновным  своих

обязанностей, явка с повинной, задержание органами власти и др.).

Продолжаемое  преступление  складывается  из  ряда  тождественных преступных

действий,  направленных к  общей цели  и составляющих в своей совокупности

единое  преступление. Его  началом считается совершение первого  действия  из

числа  нескольких тождественных  действий,  составляющих  одно  продолжаемое

преступление,  а концом - момент совершения  последнего преступного

действия. Срок давности  в  отношении  продолжаемых  преступлений

исчисляется  с момента  совершения  последнего преступного  действия из  числа

составляющих это преступление.

Административное  взыскание  может  быть  наложено  не позднее 2 месяцев со

дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее 2

месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении  уголовного дела либо его прекращении, но при

наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения

административное взыскание  может быть наложено не позднее месяца со дня

принятия решения об  отказе в возбуждении уголовного дела либо о его

прекращении.

Указанные   сроки   не   распространяются  на   случаи  применения конфискации

предметов  контрабанды,  производимой  на  основе  Таможенного  кодекса

Российской Федерации. [23]

Как  пример  действия  этой  нормы,  можно отметить,  что незаконность

привлечения  к  административной  ответственности  по  истечении  2  месяцев

после  совершения  правонарушения отмечается  в приказе  Госналогслужбы

России  от  21.07.94  №  ВГ-3-14/47 "О  мерах по   устранению   нарушений

законности  в   деятельности налоговых органов,    установленных

Генеральной    прокуратурой   Российской Федерации.

Должностные  лица,  уполномоченные   рассматривать  дела   об

административных правонарушениях, могут налагать административные

взыскания    только    в   пределах    предоставленных   им полномочий и лишь

при исполнении служебных  обязанностей.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в  течение года со дня

окончания исполнения  взыскания  не совершило нового адмистративного

правонарушения, то это лицо считается вообще не подвергавшимся

административному взысканию. То есть, срок погашения административного

взыскания - один год, причем этот срок отсчитывается не со дня  вынесения

постановления о наложении  взыскания, а со дня фактического окончания

исполнения наложенного  взыскания. Для административного  взыскания в виде

штрафа таким днем является день полной выплаты суммы штрафа; для

административного взыскания  в виде предупреждения срок отсчитывается  со дня

его наложения.

По  истечении  указанного  срока совершенное  тем же  лицом аналогичное

административное  правонарушение  не  может   быть  квалифицировано  как

повторное.

Срок   погашения   административного   взыскания   установлен  единый для

всех  административных   правонарушений  и   всех  административных взысканий

по ним.

Факт    погашения    административного    взыскания    не   требуется оформлять

каким-либо  специальным   документам,  поскольку он  наступает  автоматически

-  по истечении  срока  погашения,  если в  течении этого срока не совершено

новое административное правонарушение. [24]

Если   в   результате   совершения   административного   правонарушения

причинен    имущественный    ущерб   гражданину    или   юридическому  лицу,

то  компетентный  орган  при  решении  вопроса  о  наложении   взыскания  за

административное  правонарушение   имеет  право  (но  не  обязан)

одновременно  решить  вопрос  о  возмещений виновным  и  имущественного

ущерба.  Таким  компетентным   органом  является:

- административная комиссия (если в ее компетенцию входит  рассмотрение  дел

об  административных  правонарушениях  и  наложение  административных

взысканий),

- администрация органа  местного самоуправления (при том  же условии),

- комиссия по делам  несовершеннолетних,

- районный (городской) судья,

- районный (городской) суд.

Районный   (городской)   суд  вправе   решить  вопрос   о  возмещении

имущественного  ущерба  любого  размера,  а  прочие  органы  -  только о

возмещении имущественного ущерба в размере до 0,5 МРОТ.

В  прочих  случаях  вопрос  о возмещении  имущественного ущерба, причиненного

административным  правонарушением,  решается   в  порядке гражданского

судопроизводства.

Решение,  принятое  в  порядке  административного  производства,  может быть

обжаловано в суд.

На  должностных  лиц  административные  взыскания  налагаются  в том  же

общем  порядке наложения административных  взысканий, который предусмотрен

для физических лиц.

     2.5. Административная  ответственность юридических лиц. 

Нормы,     предусматривающие      административную     ответственность

юридических  лиц,  в  КоАП  РСФСР  отсутствуют.  Но,  хотя  вопрос

административной    ответственности    юридических   лиц   еще   является

предметом  дискуссий  специалистов  и  пока  не  получил   в  отечественном

праве  ни  концептуально  определенного,  ни  практически приемлемого

разрешения,  тем  не  менее  немало   действующих нормативных правовых

актов  уже  предусматривают  такую  ответственность.   В  федеральных

Информация о работе Административная ответственность как один из видов юридической ответственности