Анализ общей и упрощенной систем налогообложения в ООО СК«Русь» и ее оптимизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 05:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является анализ общей и упрощенной систем налогообложения в ООО СК«Русь» и ее оптимизация.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Раскрыты особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства при использовании общеустановленной системы налогообложения;
охарактеризованы особенности учета и отчетности при использовании упрощенной системы налогообложения;
проведено сравнение общеустановленной и упрощенной системы налогообложения

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 735.00 Кб (Скачать файл)

Малым предприятиям, работающим по классической форме ведения бухгалтерского учета и регистрам, при составлении и представлении бухгалтерской отчетности следует также учесть требования Типовых рекомендаций, которые в целом не противоречат текущему законодательству.

Малые предприятия, работающие по общему режиму налогообложения вне зависимости от применяемой системы бухгалтерского учета, могут воспользоваться льготами, предоставляемыми Приказом Минфина России №67н. Малым предприятиям, в отличие от других коммерческих организаций, предлагается больший выбор систем бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. Несколько меньше возможностей имеют индивидуальные предприниматели.

С практической точки зрения субъект предпринимательской деятельности ставит задачу, прежде всего, оптимизировать налогообложение. Для бухгалтера же эта задача значительно расширяется. Необходимо учесть не только нюансы применения той или иной системы налогообложения, возможность применения льгот, но и порядок ведения учета при выбранной системе налогообложения, состав бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Именно эта взаимосвязь: налоговая система – порядок ведения учета – формы ведения учета – бухгалтерская отчетность – налоговая отчетность – статистическая отчетность является решающей.

Оптимально, когда субъекты малого предпринимательства прежде всего определяются с выбором системы налогообложения. Именно от этого зависит вариант системы бухгалтерского учета. Система отчетности, как правило, зависит не от выбранной системы бухгалтерского учета (учета доходов и расходов), а от системы налогообложения.

Малые предприятия могут работать по нескольким системам налогообложения. В частности:

  • по общему режиму;
  • по упрощенной системе;
  • стать плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков Налоговым кодексом РФ и действующей частью Закона Президента РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Эту систему малые предприятия могут применять в добровольном порядке, к ним не предъявляется никаких требований по соблюдению каких-либо критериев. Единственным исключением, ограничивающим право применения общеустановленной системы налогообложения, является обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога. Для налогоплательщиков важно то, что малое предприятие может применять общеустановленную систему налогообложения как в целом – по всем видам деятельности, так и по отдельным видам деятельности. Последнее возможно только в одном случае – если отдельные виды деятельности налогоплательщика переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Если малое предприятие работает по общеустановленной системе налогообложения, то оно имеет право выбора одной из систем бухгалтерского учета. К таким системам относятся:

  • традиционная;
  • простая форма;
  • форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Под традиционной системой следует понимать план счетов и формы бухгалтерского учета, которые имеют право вести все предприятия, в том числе и малые предприятия, за исключением кредитных организаций и других организационно-правовых форм, обязанных вести учет в особом порядке. К традиционным формам относятся: журнально-ордерная форма; мемориально-ордерная; компьютеризированная, основанная на традиционных формах бухгалтерского учета. Учет по традиционной системе разрешается вести как на бумажном носителе "вручную", так и в электронном виде в специальных бухгалтерских программах с последующим выводом на бумажные носители. Затраты на ведение учета в электронном виде значительно меньше, по крайней мере по времени. В наши дни разработано множество автоматизированных бухгалтерских программ, предназначенных специально для предприятий малого бизнеса. В них не предусмотрена вариабельность конфигураций, но основных функций достаточно для ведения основных бухгалтерских операций.

Использование упрощенного плана счетов рекомендовано предприятию в любом случае. Даже при использовании упрощенной системы налогообложения, когда законодательство не требует ведения бухгалтерского учета с использованием плана счетов, это имеет свой смысл:

Во-первых, всегда имеется возможность не соблюдения оснований применения упрощенной системы и тогда бухгалтеру придется восстанавливать все счета, весь учет, который не велся, как минимум, год. Это влечет за собой основательные затраты (как времени, так и материальные), кроме того, возможность восстановить все операции далеко не всегда имеется.

Во-вторых, ведение бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов даст возможность расчета основных показателей финансового анализа, что позволит избежать убытков, вовремя принимать обоснованные управленческие решения, выявляя проблемы в момент их зарождения, а не тогда, когда они станут уже видны невооруженным глазом и практически нерешаемы. При использовании других систем налогообложения ведение бухгалтерского учета обязательно. Применение упрощенного плана счетов бухгалтерского учета в этом случае облегчает учет, снижает затраты времени, позволяет не перегружать документы ненужной информацией. Кроме того, возможность составления собственного упрощенного плана бухгалтерского учета позволяет привести бухгалтерский учет в соответствие с особенностями деятельности организации.

 

2.2 Теоретические аспекты применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексам.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты следующих налогов:

- налога  на прибыль организаций;

- НДС, за  исключением НДС, подлежащего уплате  в соответствии с настоящим  Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- налога  на имущество организаций;

- единого  социального налога.

Эти налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

В то же время организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, продолжают уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование работников, а также прочие налоги:

1) федеральные:

- налог  на операции с ценными бумагами;

- таможенная  пошлина;

- платежи  за пользование природными ресурсами;

- государственная  пошлина;

- сбор  за использование наименований  «Россия», «Российская Федерация»  и образованных на их основе  слов и словосочетаний;

- плата  за пользование водными объектами;

- налог  на добычу полезных ископаемых;

2) региональные:

- транспортный  налог;

3) местные:

- налог  на строительство объектов производственного  назначения в курортной зоне;

- налог  на рекламу;

- сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

- сбор  за право использования местной символики;

- сбор  со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных  законодательными актами о налогообложении  операций с ценными бумагами;

- сбор  за право проведения кино- и  телесъемок;

- сбор  за уборку территорий населенных пунктов и некоторые другие.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них упрощенная система налогообложения претерпела очень большие изменения: если до 2003 г. индивидуальный предприниматель оплачивал только стоимость патента, которая является фиксированным платежом, то в настоящее время он должен рассчитывать сумму налога в соответствии с требованиями гл.26.2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты следующих налогов:

- налога  на доходы физических лиц (в  отношении доходов, полученных от  осуществления предпринимательской  деятельности);

- НДС, за  исключением НДС, подлежащего уплате  в соответствии с настоящим  Кодексом при ввозе товаров  на таможенную территорию Российской Федерации;

- налога  на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления  предпринимательской деятельности);

- единого  социального налога с доходов, полученных от предпринимательской  деятельности, а также выплат  и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Рассмотрим, какие последствия имеет переход на упрощенную систему налогообложения с точки зрения освобождения от уплаты вышеперечисленных налогов.

Главное негативное последствие освобождения от уплаты НДС заключается в том, что одновременно с исчезновением обязанностей составления счетов-фактур, ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, лишается возможности выделять в своих документах НДС, предъявляемый покупателям, который он мог бы предъявить к вычету. Следовательно, это отразится на цене реализации: если раньше контрагент готов был уплатить более высокую цену с учетом НДС (рассчитывая на последующий вычет), то в настоящее время, скорее всего, цену придется снизить именно на применявшуюся до 2003 г. ставку НДС. Это ведет к так называемой упущенной выгоде, которая выражается в недополученном организацией доходе от реализации.

В связи с этим приведем формулы, которые позволят рассчитать экономический эффект от перехода на упрощенную систему налогообложения:

- для  налогоплательщика, принимающего в  качестве объекта налогообложения доходы:

 

Э = (НП + НИ + ЕСН + НДС) - (Д х 6% + УВ);

 

- для  налогоплательщика, принимающего в  качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину  расходов:

 

Э = (НП + НИ + ЕСН + НДС) - ((Д - Р) х 15% + УВ),

 

где НП - налог на прибыль, руб.;

ЕСН - единый социальный налог, руб.;

НДС - налог на добавленную стоимость, руб.;

Д - доход, сформированный в соответствии со ст.ст.249 и 250 НК РФ, руб.;

Р - сумма расходов, учитываемая при налогообложении в соответствии со ст.346.16 НК РФ, руб.;

УВ - упущенная выгода, которая формируется за счет снижения цен реализации и может составлять до 20% от суммы дохода налогоплательщика (Д), руб.;

6%, 15% - ставки  единого налога по результатам  хозяйственной деятельности в  зависимости от объекта налогообложения.

Расчет целесообразно осуществлять по данным за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения.

Очевидно, что если экономический эффект меньше, равен или близок к нулю, организациям, ранее применявшим общий режим налогообложения, переход на упрощенную систему налогообложения не рекомендуется.

Организация, перешедшая на уплату единого налога по результатам хозяйственной деятельности, хотя и не является плательщиком единого социального налога, должна все же обратить внимание, как это ни покажется на первый взгляд странным, на механизм распределения уплаченных сумм единого социального налога.

Минимальный налог, в свою очередь, зачисляется в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации (60%), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (2%), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (18%).

Таким образом, часть суммы налога зачисляется в ФСС РФ. Это связано с тем, что работники налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, пользуются наравне с работниками других организаций правами, которые обеспечивает обязательное социальное страхование в Российской Федерации (в частности, за счет средств ФСС РФ оплачиваются в определенных законом случаях медицинскому учреждению расходы, связанные с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие по безработице; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие и путевки на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение и некоторые другие).

Ведение учета «вручную» можно значительно упростить, выполняя бухгалтерский учет по упрощенной форме. Например, по простой форме или в регистрах. Для ведения упрощенных форм бухгалтерского учета также годятся неспециализированные бухгалтерские программы, допустим, Excel.

Упрощенные формы ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут применять наряду с традиционными формами. При этом право выбора принадлежит предприятию.

Простая форма бухгалтерского учета рекомендуется для малых предприятий Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». В простую форму включается всего два регистра – Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К1 и ведомость учета заработной платы по форме В-8. Эти регистры очень просты в заполнении и «не перегружены» дополнительной информацией. Простая форма не требует оборотной ведомости. Минуя оборотную ведомость, бухгалтерская отчетность составляется на основании Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности. Использовать простую форму разрешается не всем малым предприятиям, а только тем, которые выполняют небольшое количество операций в месяц (как правило, не более 30) и не осуществляют производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.

Информация о работе Анализ общей и упрощенной систем налогообложения в ООО СК«Русь» и ее оптимизация