Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:21, курсовая работа
Целью работы является изучение водного налога и методов его взимания. Данная тема актуальна, так как данный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Задачами работы является рассмотрение экономического значения и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления и подачи отчетности по водному налогу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА
1.1 Сущность и назначение водного налога………………………………….…4
1.2. Элементы водного налога……………………………………………………5
Глава 2. ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ И ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ
2.1. Требования к оформлению декларации по водному налогу……………..11
2.2. Пример расчета водного налога…………………..……………………….16
Глава 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ВОДНОГО НАЛОГА…….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА
1.1 Сущность и назначение водного налога………………………………….…4
1.2. Элементы водного налога…………………
Глава 2. ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ И ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ
2.1. Требования к оформлению
2.2. Пример расчета водного налога…
Глава 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ВОДНОГО НАЛОГА…….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..23
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включает водный налог и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Водный налог относится к системе ресурсных платежей рентного характера. Этот платеж существовал еще в советское время, преследуя цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Суммы налога были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник. Не отражается этот платеж и на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов.
В 1997 г. законодатели России предпринимали попытки принести методику взимания этого налога в соответствие с Водным кодексом РФ, где были обозначены его правовые нормы формирования и внесения в казну государства. Тогда же в проект НК РФ был внесен специальный раздел, где плата за воду определена как водный налог. Принятие НК РФ неоднократно переносилось, а самостоятельный законопроект о водном налоге до сих пор находится на стадии согласований. Этот вопрос решается с принятием части второй НК РФ.
Налог введен в 1998г. в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 « О плате за пользование водными объектами» и призван, наряду с чисто фискальными целями, — пополнить доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, решить две важнейшие задачи.
Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.
Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.[6 c. 68]
С 1 января 2005 года вступила в силу новая глава НК РФ - глава 25.2 «Водный налог». Этот налог заменил существующую плату за пользование водными объектами. Новая глава НК РФ увеличивает ставки и отменяет региональные льготы, водный налог заменил собой плату за пользование водными объектами.
Целью работы является изучение водного налога и методов его взимания. Данная тема актуальна, так как данный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Задачами работы является рассмотрение экономического значения и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления и подачи отчетности по водному налогу.
Предметом данной работы является водный налог. Объектом является налоговая система Российской Федерации, субъектами - организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА
1.1 Сущность и назначение водного налога
Водный налог обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход актуален в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом[2].
По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам[3].
Водный налог является фискальным платежом и взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включен водный налог. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы. Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ:
– в федеральный бюджет – 40%;
– в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60% [4].
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах. Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование водными ресурсами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения.
1.2. Элементы водного налога
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации[4].
Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи.
Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и водопользователей в имущественных и административных отношениях, возникающих при использовании и охране водных объектов, определяется гражданским законодательством и административным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой указанные отношения не урегулированы настоящим Кодексом. [4]
Объектами налогообложения являются:
1) забор воды из водных объектов;
2) использование
акватории водных объектов, за
исключением лесосплава в
3) использование
водных объектов без забора
воды для целей
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях[1].
Не признаются объектами налогообложения:
1) забор
из подземных водных объектов
воды, содержащей полезные
2) забор
воды из водных объектов для
обеспечения пожарной
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор
морскими судами, судами внутреннего
и смешанного (река - море) плавания
воды из водных объектов для
обеспечения работы
5) забор
воды из водных объектов и
использование акватории
6) использование
акватории водных объектов для
плавания на судах, в том числе
на маломерных плавательных
7) использование
акватории водных объектов для
размещения и стоянки
8) использование
акватории водных объектов для
проведения государственного
9) использование
акватории водных объектов для
размещения и строительства
10) использование
акватории водных объектов для
организованного отдыха
11) использование
водных объектов для
12) особое
пользование водными объектами
для обеспечения нужд обороны
страны и безопасности
13) забор
воды из водных объектов для
орошения земель
14) забор
из подземных водных объектов
шахтно-рудничных и
15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты [8, с.60].
Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами[8, с.64].
Налоговые ставки
1. Налоговые
ставки устанавливаются по
1) при заборе воды из:
- поверхностных
и подземных водных объектов
в пределах установленных
- территориального
моря Российской Федерации и
внутренних морских вод в
2) при использовании акватории:
- поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях[8, с.59];
2. При
заборе воды сверх
3. Ставка
водного налога при заборе
воды из водных объектов для
водоснабжения населения
Налоговая база
1. По
каждому виду водопользования, признаваемому
объектом налогообложения в
В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
3. При
использовании акватории
Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.
4. При
использовании водных объектов
без забора воды для целей
гидроэнергетики налоговая
5. При
использовании водных объектов
для целей сплава древесины
в плотах и кошелях налоговая
база определяется как
Налоговый периодом признается квартал.
Порядок исчисления налога
1. Налогоплательщик
исчисляет сумму налога
2. Сумма
налога по итогам каждого