Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

Региональные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов регионального значения.

 Минимальный региональный  бюджет - расчетный объем доходов  и расходов регионального бюджета,  учитывающий государственные минимальные  социальные стандарты [9. С. 35].

Принципы оптимального исчисления ожидаемых доходов и расходов бюджета Орловской области должны соответствовать требованиям единства, достоверности, самостоятельности, сбалансированности и гласности.

 Принцип единства  бюджета означает формирование  его на основе единой утвержденной «Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации».

 Принцип достоверности  предусматривает надежность показателей  прогноза развития области, правильность  выбора бюджетно - финансовой политики, точность расчета доходов и  расходов и полноту информации (обратной связи) об исполнении бюджета.

Принцип самостоятельности  заключается в праве органов  субъекта федерации самостоятельно определять направления использования  средств региональных бюджетов и  обеспечивается наличием собственных  источников доходов.

 Принцип сбалансированности  бюджета заключается в равенстве  доходов и расходов бюджета  с учетом установленного предельного  дефицита и принимаемых мер  по его покрытию.

 Принцип гласности  означает информирование населения  о состоянии формирования и  исполнения бюджета в установленные настоящим Положением сроки [50].

 Основные направления  бюджетно - финансовой политики определяются  администрацией города Орла на  основе экономической политики  Российской Федерации и Орловской области. В части доходов бюджетно - финансовая политика области выражается в определении темпов роста доходов бюджета [34].

После вступления в силу решения «О бюджете Орловской  области на очередной год» администрация города в двухнедельный срок устанавливает порядок поквартального исполнения бюджета.

 В случаях превышения  фактического дефицита бюджета  установленного уровня или значительного  снижения поступлений доходов,  источников, направляемых на покрытие  дефицита, более чем на 10 процентов  от запланированного уровня, городской  Совет совместно с администрацией принимает решение о введении секвестра расходов (кроме защищенных статей). Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами зачисляются в бюджет, изъятию не подлежат и используются администрацией города на основании решений городского Совета [39].

Контроль за исполнением  бюджета области осуществляется согласно статье 11 п. 5 Федерального закона «О финансовых основах исполнительной власти субъектов федерации» в Российской Федерации». Финансовое управление администрации города в установленные сроки отчитывается о состоянии бюджета и его исполнении перед городским Советом народных депутатов.

 Контроль за правильностью  использования предприятиями, учреждениями, организациями, комитетами и управлениями выделенных им бюджетных ассигнований и средств внебюджетных фондов осуществляют администрация города, финансовое управление, контрольно - ревизионное управление и счетная палата.  Ответственность за нецелевое и несвоевременное использование средств, выделенных из бюджета области, несут получатели бюджетных средств в лице их руководителей [44. С. 12].

Таким образом, завершая данный параграф работы, следует отметить, что налогообложение доходов физических лиц осуществляется через подоходный налог. Родоначальницей подоходного налога с физических лиц является Великобритания, там данный налог появился еще в конце XVIII века.

Если в настоящее  время в некоторых иностранных  государствах налог на доходы с физических лиц занимает первое место среди доходных статей бюджета, то в нашей стране только третье. Это объясняется тем, что в России в настоящее время уровень доходов большинства категорий населения все еще остается достаточно низким.

Также необходимо заметить, что уплачиваемый налог на доходы физических лиц представляет собой особую форму инвестиций в социальную среду и носит возвратный характер. Его нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как он должен вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

Каждый субъект РФ, в т.ч. и Орловская область, имеет  собственный бюджет, который состоит из собственных доходов и регулирующих доходов, т.е., за счет норм отчислений из федерального бюджета, и обеспечивается путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов.

Региональные бюджеты  могут получать финансовую помощь в форме дотаций, субвенций, и субсидий либо иной безвозмездной передачи средств непосредственно из федерального бюджета на финансирование целевых расходов.

 

1.2 Общая характеристика  механизма исчисления и уплаты  НДФЛ

 

Налог на доходы физических лиц уплачивают физические лица, которые являются налоговыми резидентами Российской Федерации, или не являются, но получают доходы от источников в РФ.

Понятие «физическое  лицо» как другое название понятия  «гражданин» введено Гражданским кодексом РФ (глава 3). К «физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства [12.С. 71].

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Доходом признается экономическая  выгода в денежной или натуральной форме. На основании данных, отраженных в рисунке Г1, выделяют определенные группы доходов от источников в Российской Федерацию.

Не относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации.

Это положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:

1) поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), находящихся на территории Российской Федерации;

2) не наблюдается отклонения цены товаров, работ, услуг, примененные сторонами сделки, в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг.

3) товар не продается через обособленное подразделение иностранной организации в Российской Федерации.

В случае, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, доходом, полученным от источников в Российской Федерации, в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, относящаяся к деятельности физического лица в Российской Федерации.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации;

3) доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

5) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты,

6) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности за пределами Российской Федерации.

Доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации [45.С.3] за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений. Также от налогообложения освобождаются суммы оплаты за обучение налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, а также за профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус [43.С.71].

Выделяют определенные виды доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. Обозначим некоторые из них:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;

3) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

4) алименты, получаемые налогоплательщиками;

       5) суммы единовременной материальной помощи;

6) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;

       7) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев.

Налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

К материальной выгоде, учитываемой  при определении налоговой базы, относятся следующие доходы:

- суммы экономии на  процентах при пользовании заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей. Датой фактического получения дохода в данном случае является день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитных) средств. Если в налоговом периоде проценты налогоплательщиком не уплачивались, налоговая база по доходам в виде материальной выгоды от экономии на процентах не рассчитывается;

- выгода, полученная от  приобретения товаров (работ,  услуг) у физических лиц, а  также у организаций и индивидуальных  предпринимателей, являющихся взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику;

- выгода, полученная от  приобретения ценных бумаг.

При получении доходов в натуральной  форме налоговая база определяется как рыночная стоимость в денежном выражении переданных налогоплательщику товаров, работ, услуг, иного имущества.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год [25.С.199].

По данному налогу предусмотрены  налоговые вычеты, которые представляют собой суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. Плательщики налога на доходы физических лиц имеют право на следующие налоговые вычеты:

1. стандартные налоговые вычеты. В соответствии с таблицей А1 налогоплательщику предоставляется один максимальный из соответствующих стандартных налоговых вычетов [52.С.108].

Предельный размер дохода в 40 000 р. исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода, до достижения которого налогоплательщику предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 р. за каждый месяц налогового периода. Ранее, до 2009 г. предельный размер дохода был определен в размере 20 000 р.

Стандартный налоговый  вычет на ребёнка составляет 1 000 р. До 2009 г. его размер был равен 600 р. на каждого ребенка. Данный вычет предоставляется не зависимо от предоставления других стандартных налоговых вычетов. Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов (работодателей), являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Стандартный налоговый вычет на ребёнка в двойном размере (2000 руб., а до 2009 г.–1200р.) предоставляется единственному родителю опекуну или попечителю ребенка. Кроме того, налоговые вычеты на детей в двойном размере могут предоставляться одному из родителей по их выбору при условии, что второй родитель письменно откажется от получения данного вычета.

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета