Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа
Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.
Введение 3
Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19
Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40
Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66
Заключение 77
Библиографический список 80
2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета
2.1 Анализ доходной части регионального бюджета
Управление
финансовыми ресурсами области
обеспечивается формированием и
исполнением регионального
В соответствии с Уставом Орловской области в области принимается единый региональный бюджет, предназначенный для мобилизации доходов и финансирования расходов.
Связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей, в то время как неналоговые доходы формируют лишь 15–20% бюджета.
Таблица 2- Состав и структура налоговых и неналоговых доходов бюджета Орловской области, тыс. руб. [54]
Наименование показателя |
период |
Темп роста, % |
Темп прироста, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 | |
Налог на прибыль организаций |
2261787 |
3 121 267 |
3 007 072 |
134 |
101 |
34 |
1 |
НДФЛ |
2225377 |
2 982 006 |
3 147152 |
138 |
96 |
38 |
-4 |
НДС |
2724179 |
3154469 |
3201873 |
116 |
102 |
16 |
2 |
Акцизы |
2149551 |
2711816 |
2851173 |
126 |
105 |
26 |
5 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов |
4374160 |
5 730 150 |
8 524 354 |
131 |
148 |
31 |
48 |
продолжение таблицы
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности |
1122867 |
2 043 618 |
2 631 821 |
182 |
128 |
82 |
28 |
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
102544 |
222 922 |
675 843 |
46 |
303 |
-54 |
203 |
Субвенции |
846739 |
787468 |
1 356 273 |
93 |
172 |
-7 |
72 |
Субсидии |
1921688 |
2 248 375 |
3 601492 |
117 |
160 |
17 |
60 |
Анализируя данные, отраженные в таблице 1, можно сделать вывод о том, что по итогам 2007 года наблюдается рост поступлений собственных доходов в бюджете Орловской области. Это обусловлено состоянием экономики области, которая характеризуется стабильным ростом основных социально-экономических показателей. Индекс промышленного производства составил 109%, на развитие экономики и социальной сферы области направлено около 24000 млн. руб. инвестиций в основной капитал [39.С. 79].
Рост поступлений собственных доходов обусловлен, прежде всего, ростом реальной заработной платы, и, как следствие, поступления налога на доходы физических лиц на 30%. Также высокими темпами выросли доходы областного бюджета от налога на прибыль и других налогов. План перевыполнен по следующим источникам доходов:
- по налогу на прибыль организац
- по налогу на доходы физических лиц на 21596 тыс. руб. за счет роста фонда оплаты труда;
- по акцизам на 6334 тыс. руб. в связи с увеличением реализации алкогольной продукции.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 4370 млн. руб. Из общей суммы безвозмездных поступлений 1122 млн. руб., или 25,7%, составила дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, 483,1 млн. руб. - дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Остальные поступления носят строго целевой характер.
По доходам областной бюджет исполнен в сумме 11270 млн. руб., или 100,5% годового плана.
Гарантии и поручительства за счет средств областного бюджета в 2007 году не предоставлялись, заимствования не проводились, бюджетные кредиты не выделялись. Возврат ранее предоставленных бюджетных кредитов составил 698 млн. руб. Списана задолженность перед федеральным бюджетом в сумме 160 млн. руб. [39.С. 79].
Исполнение бюджета области в 2007 году позволило на должном уровне обеспечить решение основных задач: в бюджетной сфере своевременно выплачивалась заработная плата с учетом повышения на 15 процентов с 1 сентября 2007 г.; своевременно проведена подготовка к отопительному сезону; бесперебойно обеспечивалось питание в бюджетных учреждениях; произведены все необходимые социальные выплаты населению; медицинские учреждения своевременно обеспечивались медикаментами; профинансирована программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан; выплачивались субсидии производителям молока, зерна, успешно реализовывались приоритетные национальные проекты.
Таким образом, необходимо отметить, что бюджетная наполненность по доходам Орловской области за анализируемый период, обладает позитивной тенденцией и постоянным ростом, что характеризует возрастающую динамику налоговых поступлений и увеличение объема денежных средств в бюджете области за счет налогообложения градообразующих предприятий.
Доходы бюджета области в 2008 году сложились в сумме 15,4 млрд. руб., что выше по сравнению с прошлым годом, соответственно, на 37%. Собственные доходы регионального бюджета составили 8,7 млрд. руб., превысили уровень предыдущего года, соответственно, на 30,8%.
Увеличение поступления доходов в областной бюджет по сравнению с предыдущим годом на 37% отмечено исполнение бюджета с профицитом в 365,3 млн. руб. при плановом дефиците 768,3 млн. руб. [37.С. 79].
Однако, ситуация по 2009г. резко меняется. Итоги исполнения бюджета текущего года неутешительны. Резко упали собственные доходы бюджета - на миллион рублей от плана. Свыше трети этой суммы составил недобранный налог на прибыль. Области помогают держаться на плаву трансферты из федерального центра. Однако даже с их помощью Орловская область по темпам доходов отстает от прошлогодних показателей. При этом расходы, напротив, растут. В основном, за счет повышения заработной платы бюджетникам, в частности, учителям.
И хотя органам государственной власти удалось удержать ситуацию под контролем и сохранить социальную стабильность в области, собственные доходы консолидированного бюджета (налоговые и неналоговые) в 2009 году исполнены в сумме 109,3 млрд. руб., что ниже факта 2008 года на 20,8%.
Основным источником формирования налоговых доходов бюджета области в 2009 году являлся налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в общем объеме поступлений составил 54,5 % против 31 % в 2008 году. За 2009 год его поступило 12 671 000 000 млн. руб. это на 3 000 174 000 000 руб. или на 33,4 % больше 2008 года.
Кризисная ситуация в 2009
году способствовала тому, что многие
организации старались
За 2009 год повысили заработную плату 2207 налогоплательщиков, в том числе выше минимального размера оплаты труда - 663 и до среднеотраслевого уровня – 1544. В бюджет дополнительно поступило более 18 млн. руб. налога на доходы физических лиц. Основной состав налогоплательщиков, имеющих низкий уровень заработной платы - это предприятия малого бизнеса [54.С. 79].
Вторым источником формирования налоговых доходов территориального бюджета в 2009 году являлся налог на прибыль, удельный вес которого в общем объеме поступлений составил 21,7 % против 54,4 % в 2008 году. За 2009 год поступило 5 млрд. 58 млн. руб. это на 11 млрд. 541 млн. руб. или на 69,5% меньше 2008 года.
Из проведенного анализа
видно, что налоговые доходы бюджета
Орловской области могут
Для более подробного анализа рассмотрим динамику доходов в разрезе основных отраслей.
Таблица 3-Динамика доходов в разрезе основных отраслей за 2007- 2009гг., млрд. руб. [28]
Наименование показателя |
период |
Темп роста, % |
Темп прироста, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 | |
Обрабатывающее производство |
1392011 |
1637524 |
1023474 |
118 |
63 |
18 |
-37 |
Производство и распределение электроэнергии, газа, воды |
212158 |
259974 |
261870 |
123 |
101 |
23 |
1 |
Торговля |
41678 |
52705 |
52166 |
136 |
99 |
36 |
-1 |
Производство с/х продукции в хозяйствах всех категорий |
21775 |
24960 |
26874 |
129 |
108 |
29 |
8 |
Строительство |
8045 |
11 398 |
6 745 |
142 |
59 |
42 |
-41 |
В структуре промышленного производства области обрабатывающие производства занимают 81,3%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 18,5%. В 2009г. ситуация относительно стабилизировалась. Наблюдается некоторое замедление снижения объемов производства с 30,8% в 2008г. до 27,8% в 2009г.
Ситуация в
Инвестиционная активность под влиянием событий мирового кризиса значительно снизилась. Сократилось строительство. Объем выполненных работ по виду экономической деятельности «Строительство» составил в 2008 году 11,3 млрд. руб., что соответствует уровню 2007г.
Оборот розничной торговли за 2009г. в действующих ценах ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 1,0 %, с учетом темпов инфляции имеет место его снижение в сопоставимой оценке на 10,9 %. Оборот розничной торговли за 2008 год составил 52,3 млрд. руб., что выше уровня 2007 года на 36,2%.
В социальной сфере в текущем году наблюдается некоторое снижение показателей, характеризующих уровень жизни населения. Темпы роста потребительских цен превышают темпы роста денежных доходов населения. Далее проанализируем динамику доходов населения за 2007-2009гг.
Таблица 4-Динамика доходов населения за 2007- 2009гг. [28]
Наименование показателя |
период |
Темп роста |
Темп прироста | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 | |
Среднедушевые денежные доходы населения (руб.) |
8112 |
9 801 |
9 997 |
135 |
102 |
35 |
2 |
Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника (руб.) |
10015 |
11 132 |
11 900 |
129 |
106 |
29 |
6 |
Безработица официальная (тыс. человек) |
5,8 |
6,1 |
8,2 |
103 |
134 |
3 |
34 |