В отношении некоторых
товаров нормативно-техническими
документами может предусматриваться
специальный порядок учета (определения)
веса. Например, такой порядок установлен
для нефти: ее учет по массе
брутто принимается как вес
собственно нефти плюс с масса
балласта; вес нетто - масса без балласта.
Для коммерческих целей применятся масса
нетто. Однако сырая нефть классифицируется
в ТН ВЭД в субпозиции 2709 00 (подсубпозиция
2709 00 900) вне зависимости от наличия балласта,
и основной единицей ее измерения является
килограмм. Поэтому для таможенных целей
такие нормативно-технические документы
применяются, если это предусмотрено требованиями
таможенного законодательства. В указанном
примере и иных аналогичных случаях используются
общие правила расчета веса, указанные,
в частности, в названной Инструкции о
порядке заполнения грузовой таможенной
декларации.
С учетом сказанного
можно сформулировать следующий
вывод. При исчислении сумм таможенных
пошлин, взимаемых по специфическим ставкам,
установленным в евро за килограмм массы
товара, или по комбинированным ставкам
со специфической составляющей в евро
за килограмм массы товара, в качестве
основы исчисления используется вес нетто:
масса товара с учетом его первичной упаковки
- упаковки, которая неотделима от товара
до его потребления и в которой товар представляется
для розничной продажи.
В случаях перемещения через
таможенную границу Российской Федерации
товаров, не имеющих упаковки, в которой
они будут представлены для розничной
продажи, и упакованных в ящики, коробки,
бочки, ведра и т.п. с применением вспомогательных
материалов (солома, стружка, оберточная
бумага, проволока и т.п.), обеспечивающих
их сохранность в процессе транспортировки,
расчетная база при исчислении сумм таможенных
пошлин, взимаемых по специфическим ставкам,
определяется с учетом следующего*(260).
В качестве расчетной базы при исчислении
сумм таможенных пошлин, взимаемых с товаров,
не имеющих на момент представления к
таможенному оформлению упаковки, которая
неотделима от товара до его потребления
и в которой товар представляется для
розничной продажи, используется масса
товара без учета тары (упаковки) и вспомогательных
упаковочных материалов. Например, для
яблок, поставляемых в деревянных ящиках
с использованием стружки, в расчетную
базу для исчисления суммы таможенной
пошлины включается масса яблок без учета
массы деревянного ящика и стружки. Для
пищевых товаров, поставляемых в бочках,
ведрах и т.п., в рассоле, маринаде, соусе,
сернистой воде и т.п., названные консервирующие
растворы (рассол, маринад, соус, сернистая
вода и т.п.) не могут рассматриваться как
вспомогательные упаковочные материалы,
поэтому в расчетную базу для исчисления
суммы таможенной пошлины включается
масса товара с рассолом, маринадом, соусом,
сернистой водой и т.п. без учета массы
тары (упаковки). Например, для соленых
огурцов, поставляемых в бочках, в расчетную
базу для исчисления суммы таможенной
пошлины включается масса огурцов с рассолом
без учета массы бочки.
При применении комбинированной
ставки, определенной как "ставка таможенной
пошлины, установленная в процентах таможенной
стоимости товара, но не менее установленной
ставки таможенной пошлины в евро за единицу
товара", сначала исчисляется размер
таможенной пошлины по адвалорной ставке
в процентах к таможенной стоимости по
указанной формуле 1, затем исчисляется
размер таможенной пошлины по специфической
ставке в евро за единицу товара по формуле
2. Для определения таможенной пошлины,
подлежащей уплате, используется наибольшая
из полученных сумм.
При исчислении таможенной
пошлины по комбинированной ставке, определенной
как "ставка таможенной пошлины, установленная
в процентах таможенной стоимости товара,
плюс установленная ставка таможенной
пошлины в евро за единицу товара", исчисление
размера таможенной пошлины производится
по адвалорной ставке в процентах таможенной
стоимости по формуле 1, затем исчисляется
размер таможенной пошлины по специфической
ставке в евро за единицу товара по формуле
2. Для определения таможенной пошлины,
подлежащей уплате, используется общая
сумма исчисленных размеров таможенной
пошлины.
Особенности уплаты ввозной
и вывозной таможенных пошлин при
отдельных таможенных режимах
Правовое регулирование
различных таможенных режимов,
установленных законодательством
Российской Федерации, предусматривает
различные требования к порядку
и условиям уплаты таможенных
пошлин. Особенности уплаты ввозных
и вывозных таможенных пошлин
при отдельных таможенных режимах можно
кратко представить следующим образом.
В случае если используется таможенный
режим:
- выпуск для свободного
обращения: по общему правилу
предполагается полная уплата
налоговых таможенных платежей,
включая ввозную таможенную пошлину,
в отношении товаров, помещаемых
под данный режим. Данное правило
не распространяется на товары,
при ввозе которых на таможенную
территорию России предоставляются
льготы по уплате ввозных таможенных
пошлин. Кроме того, таможенным законодательством
предусмотрены случаи освобождения
от уплаты указанных пошлин
при помещении под рассматриваемый
таможенный режим и иных категорий
товаров. Так, в соответствии
с регламентацией таможенного
режима вывоза отдельных товаров
в государства - бывшие республики
СССР ранее вывезенные в соответствии
с данным таможенным режимом товары могут
быть ввезены обратно на таможенную территорию
Российской Федерации применительно к
таможенному режиму выпуска для свободного
обращения без взимания таможенных пошлин
и налогов и применения мер экономической
политики при соблюдении следующих условий:
- вывоз и ввоз товаров
осуществляются одним и тем
же юридическим лицом;
- в таможенный орган
представлен экземпляр таможенной
декларации с заявленным режимом
вывоза отдельных товаров в
государства - бывшие республики
СССР, на основании которой осуществлялся
вывоз этих товаров;
- имеется письменное
подтверждение таможенного органа,
производившего таможенное оформление
вывоза отдельных товаров в
соответствии с таможенным режимом
вывоза отдельных товаров в
государства - бывшие республики
СССР, в котором указываются конкретные
количественные и стоимостные объемы
товаров, которые могут быть обратно ввезены;
- реимпорт: товары освобождаются
от ввозной таможенной пошлины.
Напомним, что в соответствии
с ТК РФ при таможенном режиме
реимпорта российские товары, вывезенные
с таможенной территории России
в соответствии с таможенным
режимом экспорта, ввозятся обратно
в установленные сроки без
взимания таможенных пошлин, налогов
(НДС, акцизов), а также без применения
к товарам мер экономической
политики (квотирования, лицензирования).
Законодательством предусматривается,
что при обратном ввозе товаров
на территорию России в соответствии
с режимом реимпорта подлежат
возврату суммы вывозных таможенных
пошлин и налогов;
- временный ввоз (вывоз):
пользование товарами на таможенной
территории Российской Федерации
или за ее пределами допускается
с полным или частичным освобождением
от таможенных пошлин. Постановлением
Правительства РФ от 16 августа
N 599*(261) был утвержден перечень
товаров, помещение которых под
рассматриваемый режим допускается
с полным условным освобождением
от уплаты таможенных пошлин
и налогов. Данным постановлением
предусматривается, что:
- допускается полное
условное освобождение от уплаты
таможенных пошлин и налогов
указанных товаров, срок временного
ввоза (вывоза) которых не может
по общему правилу превышать
одного года;
- в случае продления
срока временного ввоза (вывоза)
указанных товаров (более чем
на один год) применяется частичное
освобождение от уплаты таможенных
пошлин и налогов в соответствии
с ТК РФ.
В отношении иных товаров
и транспортных средств (т.е. не включенных
в указанный перечень), а также в случае
продления сроков временного ввоза (вывоза)
товаров, в отношении которых при первоначальном
помещении под режим временного ввоза
(вывоза) использовалось полное освобождение
от уплаты пошлин и налогов, применяется
частичное освобождение от уплаты таможенных
пошлин и налогов. Уплата таможенных пошлин
и налогов в данном случае производится
в следующем порядке*(262).
За каждый полный
и неполный календарный месяц
уплачивается 3% суммы таможенных
пошлин и налогов, которые подлежали
бы уплате, если бы товары были
выпущены для свободного обращения
или вывезены в соответствии
с таможенным режимом экспорта
(периодические таможенные платежи).
Указанная сумма таможенных пошлин
и налогов исчисляется в долларах
США. При исчислении этой суммы
применяются ставки таможенных
пошлин и налогов, действующие
на день принятия ГТД к оформлению
в соответствии с таможенным
режимом временного ввоза (вывоза).
Рассчитанные суммы периодических
таможенных платежей уплачиваются
предварительно. При этом применяется
курс доллара США, действующий
на день фактической уплаты.
Периодические таможенные
платежи уплачиваются как в
валюте Российской Федерации,
так и в иностранных валютах,
курсы которых котируются ЦБ
России. Конкретные сроки уплаты
этих платежей устанавливает
таможенный орган, предоставивший
разрешение на временный ввоз
(вывоз) товаров. Срок уплаты
платежей в обязательном порядке
фиксируется на оборотной стороне
первого экземпляра ГТД.
Таможенный орган не
вправе требовать уплаты периодических
таможенных платежей более чем
за три месяца сразу;
- транзит, таможенный
склад, магазин беспошлинной торговли:
взимание таможенных пошлин, налогов
не производится;
- свободная таможенная
зона и свободный склад: иностранные
товары размещаются и используются
в пределах таких зон (складов)
без взимания таможенных пошлин,
налогов, а также без применения к указанным
товарам мер экономической политики, а
российские товары размещаются и используются
на условиях, применяемых к вывозу в соответствии
с таможенным режимом экспорта;
- переработка на таможенной
территории: в отношении ввозимых
для переработки иностранных
товаров подлежат уплате ввозные
таможенные пошлины, при этом
уплаченные суммы указанных пошлин
затем подлежат возврату при
условии вывоза в соответствии
с таможенным режимом экспорта
продуктов переработки за пределы
таможенной территории Российской
Федерации;
- переработка под таможенным
контролем: иностранные товары
ввозятся для переработки без
взимания таможенных пошлин и
налогов с последующим выпуском
для свободного обращения или
помещением продуктов переработки
под иной таможенный режим;
- переработка вне таможенной
территории: в отношении российских
товаров, вывозимых на переработку,
таможенные пошлины не применяются,
последующий выпуск продуктов
переработки в свободное обращение
на таможенной территории Российской
Федерации осуществляется с полным
или частичным освобождением
от таможенных пошлин и налогов;
- экспорт: перемещение
товаров через таможенную границу
осуществляется при условии уплаты
вывозных таможенных пошлин и
внесения иных таможенных платежей,
соблюдения мер экономической
политики и выполнения других
требований, предусмотренных ТК
РФ и иными актами законодательства
Российской Федерации по таможенному
делу;
- реэкспорт: иностранные
товары вывозятся с таможенной
территории Российской Федерации
без взимания или с возвратом
ввозных таможенных пошлин и
налогов и без применения мер
экономической политики. Следует
обратить внимание, что при декларированном
реэкспорте, когда товары при их первоначальном
ввозе на таможенную территорию России
заявляются таможенному органу в качестве
предназначенных непосредственно и исключительно
для реэкспорта, ввозные пошлины, налоги
не взимаются и меры экономической политики
не применяются при ввозе товаров. Фактический
ввоз таких товаров должен быть осуществлен
не позднее 6 месяцев со дня принятия таможенной
декларации, в противном случае подлежат
уплате все указанные таможенные платежи,
а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым
Банком России по предоставляемым этим
банком кредитам. При фактическом реэкспорте
товары, ввозимые на таможенную территорию
России, не заявляются в качестве предназначенных
непосредственно и исключительно для
реэкспорта. Они, например, могут первоначально
помещаться под иные таможенные режимы
при условии, что "остаются" иностранными
товарами. Если при таком ввозе были уплачены
ввозные таможенные пошлины и налоги,
их суммы подлежат возврату при вывозе
реэкспортируемых товаров с соблюдением
установленных таможенным законодательством
требований*(263);
- уничтожение: взимание
таможенных пошлин не производится.
При данном режиме, напомним, иностранные
товары уничтожаются под таможенным
контролем, включая приведение
их в состояние, непригодное
для использования;
- отказ в пользу государства:
взимание таможенных пошлин, налогов,
а также применение мер экономической
политики не предусмотрены;
- перемещение припасов:
взимание таможенных пошлин, налогов
не предусматривается;