Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в формировании национального дохода – налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Согласно ст.8 НКРФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
1 Теоретические основы прямых налогов
1.1 Сущность и понятие прямых налогов
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в формировании национального дохода – налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Согласно ст.8 НКРФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход (заработную плату, прибыль, проценты) или имущество налогоплательщика (землю, строения, ценные бумаги). В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Следует отметить, что
прямые налоги непосредственно связаны
с характеристикой
Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика. При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога.
Прямые налоги обеспечивают государству устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т.п.)
Так же к достоинствам
прямого налогообложения
Как ранее отмечалось, в настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.
Основные преимущества
прямого налогообложения
Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.
Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:
1. Организационные —
прямая форма налогообложения
требует сложного механизма взи
2. Контрольные — контроль
поступления прямых налогов
3. Полицейские — прямые
налоги связаны с возможностью
уклонения от уплаты налогов
из-за несовершенства
4. Бюджетные — прямое
налогообложение требует
Также к недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени присущие прямым налогам.
Одна из основных функций — фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами [16, с. 332].
Посредством фискальной
функции реализуется главное назначение налогов
— формирование финансовых ресурсов государства,
аккумулируемых в бюджете и внебюджетных
фондах. Собранные с помощью налогов средства
расходуются государством на содержание
административно-
Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов — физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.
Налоги влияют на уровень
и структуру совокупного
При использовании налоговых льгот для смягчения социального неравенства проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
1.2 Классификация прямых налогов
Выделяют 2 категории прямых налогов:
1) налоги на доходы
2) налоги на источники доходов.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика.
Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследств к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.
Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться: а) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, б) на движимые имущества.
По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги.
Первые назначаются
в определенной сумме с целой
группы плательщиков, а эти последние
распределяют их между собой. Иногда
для всего государства
Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.
Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам.
В настоящее время раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции.
Окладные или долевые
налоги взимаются с каждого
Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении.
1.3 Характеристика прямых налогов
Согласно статье 17 НК РФ существуют следующие элементы налогов:
1. Налог считается
установленным лишь в том
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях
при установлении налога в
акте законодательства о
3. При установлении
сборов определяются их
К прямым налогам относятся:
1) Налог на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Информация о работе Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета