Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в формировании национального дохода – налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Согласно ст.8 НКРФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Более подробно остановимся на изучении поступлений прямых и косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации. В таблице 2 представлена укрупненная структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2009-2011 года.
Таблица 2 Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг. в тыс.руб.
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
Сумма тыс.руб. |
Уд. вес, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего налоговые доходы, в т.ч. |
3 895 641 856,8 |
100,00 |
4 368 680 451,4 |
100,00 |
5 984 103 000,6 |
100,00 |
Прямые налоги |
1 744 136 958,1 |
44,77 |
1 726 464 779,8 |
39,52 |
2 455 329 723,9 |
41,03 |
Косвенные налоги |
2 151 504 898,7 |
55,23 |
2 642 215 671,6 |
61,48 |
3 528 773 276,7 |
59,97 |
Из таблицы 2 видно, что структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2009 и 2010гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2011 году преобладанием косвенных налогов. Мы видим, что в 2011 г. значительно увеличиваются все налоговые доходы, это связано с увеличением поступлений от косвенных налогов, которые увеличились в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 1 377 268 378 тыс.руб. Несмотря на то, что доля косвенных налогов уменьшилась в 2011 г., однако в абсолютном выражении поступления по косвенным налогам остались примерно на таком же уровне.
Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ и представленным в приложении 6. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налоги, сборы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог и государственная пошлина.
Детально остановимся на составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ от прямых налогов за 2009-2011 гг. и представим данные в виде таблице 3.
Таблица 3 Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг. в тыс.руб.
Наименование доходов |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего налоговых доходов, в т.ч. |
3 895 641 856,8 |
100,00 |
4 368 680 451,4 |
100,00 |
5 918 267 515,4 |
100,00 |
Прямые налоги, в т. ч. |
1 744 136 958,1 |
44,77 |
1 726 464 779,8 |
39,52 |
2 455 329 723,9 |
41,49 |
Налог на прибыль, доходы |
195 419 818,4 |
5,02 |
255 026 142,4 |
5,84 |
342 601 799,4 |
5,79 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
509 774 742,4 |
13,09 |
- |
- |
- |
- |
Налоги, сборы за пользование природ. ресурсами |
1 006 261 320,3 |
25,83 |
1 408 315 527,6 |
32,24 |
2 046 892 439,3 |
34,59 |
Продолжение таблицы 3 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная пошлина |
32 681 076,9 |
0,84 |
63 123 109,8 |
1,44 |
65 835 485,2 |
1,11 |
Косвенные налоги |
2 151 504 898,7 |
55,23 |
2 642 215 671,6 |
60,48 |
3 528 773 276,7 |
58,51 |
Рассмотрим более подробно 2011 год: из таблицы 3 видно, что наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают косвенные налоги, которые составляют 58,51 процент, далее следуют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 34,59 процента, налог на прибыль – 5,79 процентов, государственная пошлина – 1,11 процент.
Рассмотрим более подробно динамику поступлений от некоторых прямых налогов, занимающих основной удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета.
Динамика поступлений наиболее значимых прямых налогов в федеральный бюджет за 2009-2011 гг. представлена на рисунке 4.
Рисунок 2. Динамика поступления наиболее значимых прямых налогов федеральный бюджет за 2009-2011 гг.
На рисунке видно, что на протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, особенно в 2011г. поступления от данного налога значительно возросли и составили в абсолютной величине 2 046 892 439,3 тыс.руб. Данные изменения вызваны, главным образом, увеличением объема доходов по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и углеводородного сырья. Это, в свою очередь, может быть вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на данные виды продукции.
Также наблюдается увеличение поступлений налога на прибыль в течение всего рассматриваемого периода. Поступления по данному налогу составили в 2011 г. в абсолютной величине 342 601 799,4 тыс.руб., что почти в 2 раза больше по сравнению с 2009 г. Существенное влияние оказало улучшение финансовых результатов деятельности предприятий. Вместе с тем результаты проверки Счетной палатой администрирования налога на прибыль организаций и мер, направленных против минимизации налоговых обязательств с использованием трансфертного ценообразования, свидетельствуют о необходимости совершенствования налогового контроля за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на прибыль организаций.
Государственная пошлина составляет около 1 процента налоговых доходов федерального бюджета. В течение рассматриваемого периода наблюдался положительная динамика по данному налогу. Поступления налоговых доходов федерального бюджета от государственной пошлины зависит от совершения гражданами и организациями юридически значимых действий в их пользу со стороны государства. К ним относятся рассмотрение вопросов в судах, регистрация актов гражданского состояния, выдача и замена паспорта и другие.
Таким образом, проведенный анализ общих доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг. показал, что наблюдается увеличение доходов федерального бюджета. По сравнению с 2009 г. доходы федерального бюджета увеличились в абсолютной величине на 2 022 625 658,6 тыс.руб. увеличение как налоговых, так и неналоговых доходов бюджета, что связано с продолжающимся восстановлением темпов экономического роста. Однако, негативные события, происходившие во второй половине 2011 года в мировой финансово-экономической системе, подтверждают, что фундаментальные причины, лежавшие в основе возникновения кризиса 2008 - 2009 годов, полностью устранить не удалось. Проведение скоординированных антикризисных мер позволило стабилизировать ситуацию, но не устранило основных причин, угрожающих финансовой стабильности и препятствующих экономическому росту. Осталась нерешенной проблема глобальных дисбалансов мировой экономики, выразившаяся в увеличении дефицитов государственных бюджетов ряда стран; росте суверенных долгов при сокращении долга частного сектора и увеличении государственного долга; масштабных изменениях ликвидности, связанных с трансграничными потоками капитала, когда отток капитала из ряда стран приводил к сжатию ликвидности в этой стране, а приток капитала в другие страны способствовал образованию избыточной ликвидности и формированию так называемых «пузырей» активов на финансовых и некоторых других рынках. Эти факторы в конечном итоге привели к возобновлению кризисных явлений, что выразилось в повышении стоимости заимствований во многих регионах мира, падении индексов на фондовых рынках, сокращении притока капитала в развивающиеся страны. Вероятность рецессии мировой экономики существенно повысилась.
Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д. Среди прямых налогов наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 34,59 процента, налог на прибыль – 5,79 процентов, государственная пошлина – 1,11 процент.
2.2 Состав и структура прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ
В современных условиях
все в большей степени
Таблица 4 Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2009-2011гг.тыс.руб
Наименование доходов |
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, тыс.руб |
Уд. Вес, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Налоговые доходы, из них: |
18 569 974,7 |
100,00 |
26 065 485,2 |
100,0 |
29 163 911,5 |
100,00 | |
Прямые налоги, в т.ч. |
15 107 895,7 |
81,36 |
20 608 819,1 |
79,07 |
22 732 584,5 |
77,95 | |
налог на прибыль организаций |
3 822 328,0 |
20,58 |
7 982 108,1 |
30,62 |
9 100 347,4 |
31,20 | |
налог на доходы физических лиц |
7 597 843,5 |
40,91 |
8 277 205,4 |
31,76 |
9 103 277,9 |
31,21 | |
налог на имущество организаций |
2 839 341,3 |
15,29 |
3 162 344,4 |
12,13 |
3 323 521,6 |
11,4 | |
налог на игорный бизнес |
20 548,8 |
0,11 |
-5 509,8 |
0,02 |
12,5 |
0,00004 | |
Продолжение таблицы 4 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
транспортный налог |
825 517,7 |
4,44 |
1 188 259,2 |
4,56 |
1 195 416,0 |
4,1 | |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
682,5 |
0,004 |
365,6 |
0,001 |
1 407,7 |
0,005 | |
государственная пошлина |
1 633,9 |
0,009 |
4 046,2 |
0,02 |
8 601,4 |
0,03 | |
Косвенные налоги, в т.ч. |
3 462 079,0 |
18,64 |
5 456 666,1 |
20,93 |
6 431 327,0 |
22,05 | |
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
3 462 079,0 |
18,64 |
5 456 666,1 |
20,93 |
6 431 327,0 |
22,05 |
По данным таблицы мы видим, что на протяжении 2009-2011гг. наблюдается положительная динамика по всем видам налогов. Основными налоговыми доходными источниками бюджета Алтайского края за 2009-2011 года являлись такие прямые налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы. [4]
В 2011 году значительно увеличились поступления по налоговым доходам, это связано с увеличением поступлений от налога на прибыль организаций. Структуру налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2011 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2011 год
Структура поступлений прямых налогов в бюджет Алтайского края за 2011 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на доходы физических лиц, который составляет 31 процент всех поступлений. Однако в абсолютном отношении по данному налогу в 2011 году по сравнению с 2009 годом наблюдается спад поступлений. Увеличение объемов производства и реализации продукции на многих крупных организациях положительно сказалось на налогооблагаемой базе и поступлениях налога на прибыль организаций. [4]
Налог на имущество организаций составляет 11,4 процентов. Отмечается незначительный рост поступлений по данному налогу в абсолютной величине. В 2011г. поступления по налогу на имущество организаций увеличились на 484 180,3 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом. Столь малый рост поступлений по данному налогу связан с незначительным увеличением базы налога, это связано с опасением предприятий вкладывать средства в развитие бизнеса в связи с негативными событиями, происходящими во второй половине 2011 года в мировой финансово-экономической системе.
В целом согласно финансового обзора по Алтайскому краю Центрального банка РФ, проведенного в рамках мониторинга предприятий, показывают, что финансовое положение предприятий за 2011 год улучшилось. [4]
Улучшение финансового положения было обусловлено: ростом капитала в целом; ростом инвестиционной базы; позитивными изменениями в сфере обеспеченности собственными оборотными средствами; некоторым уменьшением степени напряжённости платежей по займам; улучшением качества дебиторской задолженности; формированием нетто-кредиторской задолженности; позитивными изменениями большинства показателей ликвидности; формированием чистого притока денежных средств; увеличением объёма прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
Информация о работе Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета