ИСТОРИЯ АМЕРИКАНСКИХ НАЛОГОВ
Американцы всегда платили
налоги. Однако почти никогда не
любили этого делать.
Американский историк
Эллиот Браунли (Elliot Brownlee), автор книги
«Федеральные Налоги в Америке. Краткая
История» (Federal Taxation in America: A Short History), пришел
к выводу, что в истории американских налогов
были четыре поворотных момента — Гражданская
война, Первая мировая война, «Великая
Депрессия» и Вторая мировая война. Во
всех этих случаях власти страны были
вынуждены создавать принципиально новый
налоговый режим. Джозеф Торндайк (Joseph
Thorndike), редактор аналитического налогового
портала Tax Analysts, отмечает, что налоги не
меняются сами по себе — они являются
плодом общества и могут измениться только
вместе с ним. Изменения могут произойти
и в иных случаях — например, если какие-то
налоги по определенным причинам перестают
приносить доход государству.
После появления нового
государства — Соединенных Штатов
Америки — налогов было относительно
немного. В период с 1791 по 1802
год федеральные власти США
ввели налоги на процесс дистилляции
спирта, на конные экипажи, на
рафинированный сахар, табак,
имущество, продаваемое с аукциона,
корпоративные ценные бумаги
и на рабов.
Ситуация кардинально
изменилась с началом войны
с Британской Империей (1812 год). Чтобы
залатать бюджет, были введены
налоги с продаж, которые взимались
при реализации золота, серебра,
ювелирных изделий и часов
(предмет роскоши в ту пору).
Однако в 1817 году Конгресс США
отменил эти налоги — их
заменой стали таможенные ставки
на импортные товары.
Очередные налоговые
реформы начались в 1862 году
— после начала Гражданской
войны. Чтобы профинансировать
военные действия, Конгресс впервые
в истории США ввел подоходный
налог. Он был основан на
тех же принципах, что и современный
— то есть, люди с меньшими
доходами обязаны были платить
меньше, чем более состоятельные.
Одновременно была создана централизованная
налоговая служба — до этого
эти функции выполняли чиновники,
подчиненные губернаторам штатов.
Полномочия тогдашних американских
налоговиков мало отличались
от современных. Во время Гражданской
войны американцы, зарабатывавшие от $600
до $10 тыс. в год, платили налог в размере
3%, более богатые — 4—6%. В итоге, в 1866 году
фискальные службы США установили рекорд
— они собрали $310 млн. налогов. Этот результат
был побит лишь в 1911 году.
В 1868 году непопулярный
подоходный налог был на короткое
время отменен. Конгресс принял
решение получать основные доходы
за счет налогообложения производителей
табака и алкоголя. Впрочем, в
1894 году подоходный налог вновь
вернулся, но просуществовал всего
год. Он был отменен после
решения Верховного Суда США,
который вынес вердикт, что
подоходный налог незаконен: во-первых,
о нем нет упоминаний в Конституции,
во-вторых, все штаты не согласились
признать его введение.
1913 год положил конец
налоговой свободе. Тогда была
принята 16-я Поправка к Конституции,
которая сделала подоходный налог
реальностью. Эта поправка дала
Конгрессу право менять налоговые
ставки, облагая и частных лиц,
и коммерческие структуры. Налог
сработал даже в условиях Первой
мировой войны. В 1918 году впервые в истории
США налогов было собрано на сумму, превышающую
$1 млрд.
В 1932 году в США
было проведено крупнейшее в
истории мирного времени повышение
налогов. Причиной этого стала
Великая Депрессия — серьезнейший
экономический кризис в истории
страны. Целью повышения налогов
стало уменьшение бюджетного
дефицита. Подоходный налог на
частных лиц достиг 55%, налог на
корпорации — 14%. Позитивный результат
достигнут не был: в стране
возросло число банкротств, экономическая
активность снизилась, бюджетный
дефицит сокращен не был. В
результате, инициатор налоговой
реформы президент Герберт Гувер
проиграл выборы Франклину Делано
Рузвельту.
Рузвельт пришел к
власти, обещая создать прогрессивную
налоговую систему и перенести
основную часть налогового бремени
на плечи богатых американцев.
С 1935 года американцы, обладавшие
годовым доходом более $500 тыс.,
обязаны были платить 75%-й подоходный
налог. Рузвельт также отменил
знаменитый «сухой закон» —
тотальное запрещение на торговлю
алкогольными напитками в США.
В результате, бюджет страны серьезно
пополнили налоги, которые начали
платить магазины, торгующие спиртными
напитками. Ранее торговцы алкоголем
тратили эти средства на взятки
чиновникам, отчисления мафии и
контрабандистам. Однако это не
помогло — в 1937 году экономика
США опять оказалась в трудном
положении, а бюджетный дефицит
снова начал расти.
В то время состояние
бюджета считалось одним из
главных критериев, по которым
оценивалось положение дел в
экономике страны. Однако в середине
1930-х годов Рузвельт стал сторонником
идей британского экономиста
Джона Кейнса (John Maynard Keynes). Кейнс, в частности,
считал необходимым всемерное увеличение
государственных расходов, которые способны
увеличить инвестиции в экономику и увеличить
уровень спроса. США на практике реализовали
многие идеи Кейнса, однако на резкие меры
не шли — бюджетные траты не увеличивались,
но налоги более не повышались.
С началом Второй мировой
войны налоги в США достигли пика — некоторые
из них доходили до 96%.Тем не менее, с началом
Второй мировой войны экономика США начала
бурный подъем: практически исчезла безработица,
и ВВП в последующее десятилетие увеличивался,
в среднем, на 5.01% в год. Это было достигнуто
за счет колоссальных военных заказов.
В результате принятых в ходе войны административных
мер по учету населения, в США резко выросло
число налогоплательщиков. В 1943 году была
введена новая норма — работающие американцы
получили возможность платить налог не
раз в год, а постоянно — соответствующие
отчисления делались из их зарплат и централизовано
перечислялись налоговым структурам.
Это также позволило резко увеличить объемы
налоговых поступлений. В 1939 году подоходный
налог платили 3.9 млн. человек, перечислившие
в федеральный бюджет США $2.2 млрд., в 1945
году — 42.6 млн. ($35.1 млрд.). Выходу налогоплательщиков
из тени также способствовал бурный рост
патриотических настроений в американском
обществе — известный музыкант Ирвинг
Берлин даже написал песню «Я заплатил
Мой Подоходный Налог Сегодня» (I Paid My Income
Tax Today).
После окончания Второй
мировой войны в Сенате и Конгрессе США
началась кампания по снижению налогов,
однако все подобные инициативы были заблокированы
президентом Гарри Труменом. В 1948 году
были повышены налоги на корпорации и
на богатых. В 1950 году, с началом войны
в Корее, налоги еще более возросли.
В 1961 году первое
послевоенное снижение налогов
провел президент Джон Кеннеди.
В своей налоговой политике
Кеннеди следовал идеям Эндрю
Меллона (1855—1937), нещадно критикуемых
кейсианцами. Меллон — нечастый пример
успешного бизнесмена, создавшего собственную
экономическую теорию (известна его книга
«Налогообложение: Народное Дело»Taxation:
The People's Business) и реализовавшего ее на практике.
Долгое время Меллон был министром финансов
США, в том числе он возглавлял это ведомство
и при президенте Гувере. Меллон, в частности,
ввел практику возврата налоговых платежей
налогоплательщикам. Суть метода, поныне
применяемого в США, заключается в том,
что по итогам года при соблюдении определенных
условий, налогоплательщики могут получить
от государства часть средств, заплаченных
ими в качестве налогов.
В 1961 году Кеннеди,
в среднем, сократил налоги
на 20—30%. Наивысшей планкой подоходного
налога стала планка 70%, вместо 91%.
В 1963 году Кеннеди был убит.
Снижение налогов сопровождалось
принятием пакета законов, направленных
на улучшение ситуации в области
социальной сферы. Экономические
советники президента исходили
из следующей логики: меры социальной
защиты населения (фактически
государство брало на себя
оплату некоторых расходов малоимущих
жителей страны, например, медицинских)
позволят американцам сэкономить,
что оживит потребительский спрос.
Результат: рост ВВП составил
3.74%, однако уже через несколько
лет экономика США стала пробуксовывать.
Не стоит забывать, что именно в это время
США вели войну во Вьетнаме.
В 1968 году налоги
вновь были повышены, правда незначительно.
В этот момент бюджетный дефицит США был
рекордно низким. Любопытно, что повышение
налогов поддерживали многие бизнесмены,
выполнявшие государственные заказы.
Они были озабоченны снижением уровня
государственных расходов. Однако повышение
налогов не помогло решить эту проблему
— в США была слишком высокая инфляция.
В 1971 и 1975 годы были
проведены умеренные сокращения
налогов, параллельно сокращены
госрасходы. Тогда экономика США
вступила в период умеренного
роста. В 1978 году власти вновь
решили помочь бизнесу — были
сокращены некоторые налоги на
коммерческие структуры, в частности,
налог на основной капитал
и налог на инвестиции. Тем
не менее, американская экономика
оказалась в состоянии стагнации.
В 1986 году крупнейшее
сокращение налогов провел президент
Рональд Рейган. В общей сложности,
подоходный налог был снижен
на 23% (более низких налогов не
было с 1916 года). Были введены
три постоянные ставки подоходного налога
на частных лиц — 15%, 28% и 33%. Кроме того,
была проведена система реформ корпоративных
налогов, которая ограничила число лазеек,
к которым прибегали компании, чтобы уменьшить
налогооблагаемую базу. У реформы Рейгана
было и остается много поклонников и много
противников. Сторонники считают, что
сокращение налогов помогло создать в
США более 40 млн. рабочих мест. Противники
уверены, что эта реформа больно ударила
по основе основ американского общества
— среднему классу и намного ухудшила
положение наиболее малообеспеченных
слоев населения страны.
В 1990 году президент
Джордж Буш-старший решил сократить
государственные расходы и немного повысить
налоги. С этой строкой в налоговой истории
США была связана любопытная история:
на пресс-конференции Буша напрямую спросили,
будет ли он повышать налоги. Буш ответил,
буквально, следующее: «Читайте по моим
губам — новых налогов не будет». Буквально
через две недели налоговые ставки выросли.
Их главными жертвами стали состоятельные
американцы.
В 1993 году налоги
вновь выросли. Инициатором этого
шага стал президент Билл Клинтон,
намеревавшийся сократить размеры
дефицита федерального бюджета.
Особенно вырос подоходный налог,
который должны были платить
богатые американцы. В частности,
для жителей США с годовым доходом
от $115 тыс. до $250 тыс. налог вырос с 31% до
36%. Как известно, Клинтон смог на короткое
время сделать бюджет страны профицитным.
В 1999 году были сокращены
подоходные налоги на физических
лиц. Любопытно, что по оценкам
Министерства Финансов США, в
1999 году 20% богатейших семей США
получили 49% от национального дохода
и заплатили 59% от всех налогов,
заплаченных в федеральный бюджет.
На долю 20% богатейших жителей
США пришлось 78% прибыли, полученной
от сокращения налогов.
В 2001 году Джордж
Буш-младший пошел по стопам
Рейгана и серьезно уменьшил
налоги (были приняты несколько
законов). Эта реформа должна была
сохранить налогоплательщикам $1.3 трлн.
в течение десяти лет. Фактически,
реформа Буша стала третьим
по масштабам сокращением налогов
в послевоенной истории США.
В частности, появился новый минимум подоходного
налога — 10%. Традиционная сетка налогов,
которые платили американцы с разным уровнем
дохода, также претерпела изменения: ставка
28% была уменьшена до 25%, 31% — до 28%, 36% до
33% и 39.6% до 35%. В 2003 году Буш пошел еще дальше
— он сократил налог на дивиденды до 15%.
Впрочем, в 2004 году
Конгресс США был вынужден
отменить ряд налоговых льгот
для корпораций — причиной
стали требования Всемирной Торговой
Организации. В 2005 и 2006-е годы
Буш закрепил свою налоговую
реформу, в частности, нововведения
были призваны помочь работающим
американцам отложить достаточно
средств для пенсии.
ПОЙМАТЬ НЕПЛАТЕЛЬЩИКА
В США в последние
годы растет разрыв между размерами
рассчитанных налогов и реальными
суммами, которые налогоплательщики
перечисляют в бюджет.
По оценкам Налоговой
Службы США (соответствующий доклад
был опубликован в конце 2006
года), в 2001 году американские
налогоплательщики перечислили
в бюджет на $345 млрд. меньше денег,
чем были обязаны. Из них
$197 млрд. задолжали налоговикам частные
лица, а $88 млрд. — коммерческие
структуры. Таким образом, среднестатистическое
американское домохозяйство (семья
или совместно живущая и имеющая
общий бюджет группа людей)
должно американскому бюджету
$2 680.
Уход от налогов,
в том числе и с использованием
не вполне законных методов,
не является чем-то уникальным.
Мировая история знает множество
примеров такого рода. Кэролайн Веббер
(Carolyn Webber) и Аарон Вилдавски (Aaron Wildavsky),
авторы книги «История Налогообложения
Запада» (History of Taxation and Expenditure in the Western World),
например, приводят два известных примера:
в третьем веке нашей эры жители Римской
Империи закапывали и замуровывали свои
драгоценности, чтобы избежать уплаты
налога на роскошь, в свою очередь, в 18
веке британские домовладельцы заделывали
дымоходы или вообще сносили печные трубы,
чтобы не платить соответствующего налога.
Впрочем, исследовательский
центр Cato Institute утверждает, что уровень
законопослушности американских налогоплательщиков
весьма высок. Американское государство
собрало 86% средств, которые ему задолжали
американцы в 2001 году. Условно говоря,
86% налогоплательщиков аккуратно платят
налоги — для сравнения, в 2006 году 81% американцев
постоянно пристегивались ремнями безопасности,
что также предписано законом. В целом,
налоговики не получают информации лишь
об 1% всех зарплат, с которых требуется
платить налоги и лишь о 4% налогооблагаемых
дивидендах.
По сравнению с положением
в иных странах, налоговая дисциплина
США выглядит достаточно крепкой.
В 2003 году была опубликована книга "Теневые
Экономики Мира» (Shadow Economies Around the World: Size,
Causes, and Consequences), авторами которой были
два известных экономиста — Фридрих ШнейдерFriedrich
Schneider (живет и постоянно работает в Австрии)
и Доминика ЭнстеDominik Enste (Германия). Они
проанализировали ситуацию в 76-ти странах
мира. Под «теневой экономикой» они понимают
различного рода действия, ставящие главной
задачей получение прибыли, однако о которых
государственные структуры не имеют представления
— предприниматели уходят в «тень», в
первую очередь, чтобы избежать уплаты
налогов и чтобы к ним не применялись какие-то
методы государственного регулирования.