Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:22, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Налогам".
Одновременно с подачей
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарно датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 НК).
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита (ст.65-68).
п. 2 ст. 57 НК «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени»;
Налоговые льготы (ст. 56)
Льготами
по налогам и сборам признаются предусмотренные
законодательством
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Льготы по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, по региональным налогам – НК и законами субъектов РФ, а по местным налогам - НК и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида: изъятия; скидки; налоговые кредиты.
Изъятия – это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Могут предоставляться всем плательщикам налога или отдельной их категории как на постоянной основе, так и на ограниченный срок.
Скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для отдельных категорий субъектов).
Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита является и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
«Налоги» – это экономическая категория, они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.
Налоги выполняют следующие функции: фискальную, стимулирующую, распредели-тельную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое. Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.
Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.
Фискальная функция - это основная функция налогов, т.к. главная задача взимания налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.
Как активный участник распределительных
и перераспределительных
Стимулирующая функция имеет дестимулирующую подфункцию. Используя ее государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.
Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления. Благодаря данной функции налога государство может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и экологические аспекты жизни общества.
Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бедным, от работающих – к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
С распределительной и
фискальной функциями тесно связана контро
3. Совокупность принципов налогообложения
Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы (рис. 1.3).
Экономические принципы впервые были сформулированы в 1776 г. А. Смитом. В настоящее время они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи этого принципа таковы: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) тот, кто получает больше благ от государства, должен платить большую сумму налогов. (Методологической основой принципа справедливости является прогрессивное налогообложение.)
Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лэффера (профессор Калифорнийского университета), показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени (рис. 4). Эффект кривой состоит в роет поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка составляет до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70 — 80-е гг. XX в.
Принцип нейтральности (равного налогового бремени) |
|||||||
Принцип установления налогов законами |
Принцип единства налоговой системы | ||||||
Принцип справедливости |
Принцип приоритета налогового закона над неналоговым |
Принцип подвижности налогообложения | |||||
Принцип соразмерности |
Принцип отрицания обратной силы налогового закона |
Принцип стабильности налоговой системы | |||||
Принцип учета интересов налогоплательщиков |
Принцип наличия в законе существенных элементов налога |
Принцип множественности налогов | |||||
Принцип экономичности |
Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений |
Принцип исчерпывающего перечня налогов |
Рис. 3. Совокупность принципов налогообложения
Рис. 4 Кривая Лаффера
Принцип учета интересов
Принцип экономичности означает, суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Например, по теоретическому содержанию или определению налогового изъятия различают: налоги, сборы и пошлины и разовые изъятия.
Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, возможности определения объема полномочий субъектов налоговых отношений, правильному формулированию финансовой или иной ответственности налогоплательщика.
Налог – это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора (пошлины) государственными органами или должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, реквизиции, штрафы).
Налог – систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения.
Сбор – представляет собой плату, взимаемую государственными органами за право осуществления той или иной деятельности (сбор за право пользования объектами животного мира).
Пошлина – плата за совершения действий государственными органами (государственная, регистрационная).
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления (уровня нормативно-правового регулирования) подразделяются на три вида:
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.