Курс лекций по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:22, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Налогам".

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ НАЛОГИ 2013.doc

— 882.00 Кб (Скачать файл)

Одновременно с подачей налоговой  декларации или позднее налогоплательщик осуществляет уплату налогового платежа.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарно датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 НК).

Изменение срока  уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита (ст.65-68).

п. 2 ст. 57 НК «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени»;

Налоговые льготы (ст. 56)

 

Льготами  по налогам и сборам признаются предусмотренные  законодательством преимущества, предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. При этом льготы не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик  вправе отказаться от  использования  льготы либо приостановить ее использование  на один или несколько налоговых  периодов. Льготы по федеральным налогам  устанавливаются НК РФ, по региональным налогам – НК и законами субъектов РФ, а по местным налогам -  НК и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

В зависимости от того, на изменение какого из элементов  структуры налога направлены налоговые  льготы, они подразделяются на три вида: изъятия; скидки; налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Могут предоставляться всем плательщикам налога или отдельной их категории как на постоянной основе, так и на ограниченный срок.

Скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для отдельных категорий субъектов).

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита является и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

  • снижение ставки налога;     
  • вычет из налогового оклада;
  • отсрочка или рассрочка уплаты налога;
  • возврат ранее уплаченного налога (части налога);
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

2. Функции налогов  и их взаимосвязь

«Налоги» – это экономическая категория, они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства.

Экономическая сущность налога проявляется  через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют следующие функции: фискальную, стимулирующую, распредели-тельную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое. Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.

Рассмотрим суть и механизмы  проявления налогом своих функций.

Фискальная  функция - это основная функция налогов, т.к. главная задача взимания налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.

Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов  налоги оказывают существенное воздействия на процесс воспроизводства, здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных ее отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала.

Стимулирующая функция имеет дестимулирующую подфункцию. Используя ее государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

Регулирующая  функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления. Благодаря данной функции налога государство может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и экологические аспекты жизни общества.

Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых – к бедным, от работающих – к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

С распределительной и  фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.

3. Совокупность принципов налогообложения

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы (рис. 1.3).

Экономические принципы впервые были сформулированы в 1776 г. А. Смитом. В настоящее время они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи этого принципа таковы: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) тот, кто получает больше благ от государства, должен платить большую сумму налогов. (Методологической основой принципа справедливости является прогрессивное налогообложение.)     

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лэффера (профессор Калифорнийского университета), показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени (рис. 4). Эффект кривой состоит в роет поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка составляет до 50%,  и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70 — 80-е гг. XX в.






 

   

Принцип нейтральности

(равного налогового  бремени)

   

Принцип установления

налогов законами

 

Принцип единства

налоговой системы

Принцип

справедливости

 

Принцип приоритета налогового закона над неналоговым

 

Принцип подвижности

налогообложения

Принцип

соразмерности

 

Принцип отрицания обратной силы налогового закона

 

Принцип стабильности

налоговой системы

Принцип учета интересов 

налогоплательщиков

 

Принцип наличия  в  законе существенных элементов налога

 

Принцип множественности 

налогов

Принцип

экономичности

 

Принцип сочетания интересов  государства и  субъектов налоговых  отношений

 

Принцип

исчерпывающего 

перечня налогов


 

Рис. 3. Совокупность принципов налогообложения

 

 

Рис. 4 Кривая Лаффера

 

Принцип учета интересов налогоплательщиков основан на двух принципах А. Смита: принципе определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципе удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности  означает, суммы сборов по отдельному налогу  должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

ЛЕКЦИЯ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ  НАЛОГОВ

 

В настоящее время  виды налогов и сборов как важнейшей  составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Например, по теоретическому содержанию или определению налогового изъятия различают: налоги, сборы и пошлины и разовые изъятия.

Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, возможности определения объема полномочий субъектов налоговых  отношений, правильному формулированию финансовой или иной ответственности налогоплательщика.

Налог – это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора (пошлины) государственными органами или должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, реквизиции, штрафы).

Налог – систематический взнос, уплачиваемый без всякого встречного удовлетворения.

Сбор – представляет собой плату, взимаемую государственными органами за право осуществления той или иной деятельности (сбор за право пользования объектами животного мира).

Пошлина – плата за совершения действий государственными органами (государственная, регистрационная).

Все налоги, действующие  на территории РФ, в зависимости от уровня установления (уровня нормативно-правового регулирования) подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    1. Налог на добавленную стоимость
    2. Акцизы
      1. Налог на доходы физических лиц
    1. Налог на прибыль организаций
    2. Налог на добычу полезных ископаемых
    3. Водный налог
    4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    5. Государственная пошлина

Информация о работе Курс лекций по "Налогам"