Курс лекций по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:22, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Налогам".

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ НАЛОГИ 2013.doc

— 882.00 Кб (Скачать файл)

Часть вторая НК РФ устанавливает  порядок исчисления и уплаты отдельных  налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам, инструкции Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно  к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

В НК РФ изложены следующие общие  условия установления налогов и  сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

2. Состав, структура, функции, права  и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы  РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в  РФ построена в соответствии с  административным и национально-территориальным  делением, принятым в РФ, и состоит  из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику. Структура налоговых органов представлена на схеме.

 

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору

Права и обязанности налоговых органов – изучить самостоятельно НК РФ – ст 31 - 32.

Права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых  агентов изучить самостоятельно НК РФ – ст 21 - 23.

3. Налоговое обязательство и его исполнение

 

Обязанность по уплате налогов и  сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

  • с уплатой налога (сбора);
  • со смертью налогоплательщика;
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматривается как использование налогоплательщиком бюджетных средств и становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора).

Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налога (сбора) досрочно.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности  по уплате налогов в установленные сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование  об уплате налога – это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в срок. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пени, начисленной на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленный НК РФ;
  • срок исполнения требования;
  • меры, которые могут быть предприняты по взысканию налога в случае невыполнения требования налогоплательщиком (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога (сбора) вручается представителю организации  под расписку.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность  по его уплате осуществляется за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).

С 1 января 2000 г. взыскание налога за счет имущества налогоплательщика  проводится службой судебных приставов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из изъятия и принудительной реализации этого имущества.

Если есть основания полагать, что  имущество, с помощью которого будет  погашаться задолженность по налогам (сборам), может быть сокрыто, уничтожено или вывезено, то проводится арест этого имущества.

Процедура взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (организации  и индивидуального предпринимателя) показана на схеме.

 

4. Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов)

Государство обеспечивает своевременное выполнение налогоплательщиками их обязательств по уплате налогов (сборов) в случае изменения сроков их уплаты (предоставление отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита) посредством разных способов. К этим способам относятся:

  • залог имущества;
  • поручительство;
  • пеня.

Договор залога заключается налоговым органом и залогодателем, причем залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. В случае невыполнения налогоплательщиком его обязательств по уплате налога (сбора) налоговый орган исполняет эти обязанности за счет стоимости заложенного имущества.

Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, который может быть как юридическим, так и физическим лицом; кроме того, допускается одновременное участие нескольких поручителей. Согласно заключенному договору поручитель обязывается исполнить в полном объеме налоговые обязательства в случае их невыполнения налогоплательщиком. Налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога с поручителя проводит налоговый орган в судебном порядке, после чего у поручителя появляется право требовать от налогоплательщика уплаты им сумм, а также возмещения убытков и процентов.

Пеня – сумма, выраженная в денежном эквиваленте, которую налогоплательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты налогов (сборов). Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки налогового платежа в бюджет соответствующего уровня начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога (сбора).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля – выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым  условием функционирования налоговой  системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят  следующие задачи:

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Категория налогоплательщиков

Место постановки на учет

Организации

По местонахождению  организации

По местонахождению  обособленных подразделений организации

По местонахождению  имущества

Физическое лицо или  индивидуальный предприниматель

По месту жительства

По местонахождению  имущества

По местонахождению  транспортных средств


 

Налоговые органы обязаны поставить  на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации  организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения  налогоплательщик обязан уведомить  об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее  свидетельство, в котором указываются:

  • название организации (индивидуального предпринимателя);
  • ИНН;
  • КПП;
  • юридический адрес;
  • данные о государственной регистрации;
  • другие необходимые данные.

Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения

Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика.

Информация о работе Курс лекций по "Налогам"