Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:22, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Налогам".
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога) в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и изменять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога) в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
Прямые налоги можно подразделить на прямые личные – объектом обложения выступает финансовый результат деятельности субъекта, и прямые реальные - объект обложения: имущество, земля.
Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и в более общем смысле - платежеспособности. К прямым налогам относятся:
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
Косвенные налоги – наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить транспортный налог.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
В зависимости от финансово-экономической целесообразности или отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория налогов – так называемые специальные налоговые режимы (ст.18 НК РФ). В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Лекция 3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ
Один из основных инструментов государственного
регулирования экономических
Налоговая политика относится к
косвенным методам
Налоговая политика определяет роль
налогов в обществе, которая может
быть позитивна или негативна
по отношению к субъектам
Центральный вопрос налоговой политики – необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству. В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.
Цели налоговой политики:
Методы осуществления
В целом, налоговая политика должна быть направлена на формирование такого объема доходов бюджетов всех уровней, при котором достигается стабильное финансирование социально-экономических программ, низкий уровень инфляции и высокая занятость.
Субъект налоговой политики – государство.
Объект налоговой политики – налогообложение.
Налоговая политика многогранна и включает в себя:
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.
Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.
Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства: Президентом и Правительством РФ, Государственной Думой и Советом Федерации, Федеральным Собранием РФ.
Стратегические направления
Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:
Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.
Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с Минфином России, (оно разрабатывает проекты законодательных актов по налогообложению) Федеральной налоговой службой и Государственным таможенным комитетом РФ.
В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.
Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.
Существует три типа налоговой политики:
Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.
Налоговый механизм – это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.