Курс лекций по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:22, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Налогам".

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ НАЛОГИ 2013.doc

— 882.00 Кб (Скачать файл)

Региональные  налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога) в соответствии с действующим федеральным законодательством.

  1. Налог на имущество организаций
  2. Транспортный налог
  3. Налог на игорный бизнес

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и изменять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога) в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    1. Земельный налог
    2. Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов  в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

      • Налоги, уплачиваемые юридическими лицами
      • Налоги, уплачиваемые физическими лицами
      • Смешанные налоги

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.
  • Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения.

Прямые налоги можно  подразделить на прямые личные – объектом обложения выступает финансовый результат деятельности субъекта,  и прямые реальные - объект обложения: имущество, земля. 

Преимущество прямых налогов состоит в том, что  их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и в более общем смысле - платежеспособности. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;

Косвенные налоги – наиболее простые для государства с  точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика  с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство  в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить транспортный налог.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической  целесообразности или отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг) (90.3);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства (44, 20);
  • относимые на финансовые результаты (91);
  • относимые на прибыль (99);
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика (84);
  • относимые на доход (ЗП) физического лица (70).

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные  налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие  налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория  налогов – так называемые специальные налоговые режимы (ст.18 НК РФ). В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

    1. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);
    2. упрощенная система налогообложения (УСН);
    3. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
    4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Лекция 3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ

1. Сущность, цели, задачи налоговой политики

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов – налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика относится к  косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может  быть позитивна или негативна  по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых  изъятий является положительным  фактором, а для субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой  политики – необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству. В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.

Цели налоговой политики:

  • фискальная – основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
  • экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
  • социальная – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
  • стимулирующая – активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
  • экологическая – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
  • контрольная – для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
  • международная – введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой  политики зависят от целей, которых  стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

В целом, налоговая политика должна быть направлена на формирование такого объема доходов бюджетов всех уровней, при котором достигается стабильное финансирование социально-экономических программ, низкий уровень инфляции и высокая занятость.

Субъект налоговой политики – государство.

Объект налоговой политики – налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя:

  1. выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
  2. определение основных направлений и принципов налогообложения;
  3. разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Стратегические  направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства: Президентом и Правительством РФ, Государственной Думой и Советом Федерации, Федеральным Собранием РФ.

Стратегические направления налоговой  политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:

  • построение стабильной налоговой системы;
  • облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
  • сокращение налоговых льгот;
  • развитие налогового федерализма.

Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Тактические задачи налоговой политики решаются совместно  с Минфином России,  (оно разрабатывает проекты законодательных актов по налогообложению) Федеральной налоговой службой и  Государственным таможенным комитетом  РФ.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая  политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существует три типа налоговой  политики:

  • политика максимальных налогов;
  • политика разумных налогов;
  • политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

Практическое проведение налоговой  политики осуществляется с помощью  налогового механизма.

2. Налоговый механизм и его  элементы

Налоговая политика реализуется через  налоговый механизм.

Налоговый механизм – это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой  политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом  двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Информация о работе Курс лекций по "Налогам"