Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании причин возникновения налоговых правонарушений и методов эффективного противодействия им в условиях нынешней экономической и правовой ситуации в России.

С учетом указанных целей были поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность и виды налоговых правонарушений;

- исследовать причины уклонения от уплаты налогов, ведущие к нарушению налогового законодательства;

- выявить тенденции в развитии налоговых правонарушений;

- определить возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям;

- рассмотреть меры снижения налоговых правонарушений и оценить их эффективность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………6

1 Общая характеристика налоговых правонарушений в Российской Федерации……………………………………………………….....8

1.Понятие и виды налоговых правонарушений…………………………8
2.Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях………...11
1.3 Причины уклонения от уплаты налогов………………………………...12

2.Политика противодействия налоговым правонарушениям..16
1.Правовые пределы налоговой оптимизации………………………...16
2.Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям…………………………………….19
3 Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов и оценка ее эффективности……………………………………………………...25

1.Ответственность за нарушения налогового законодательства……………………………………………………………………….25
2.Налоговый контроль как метод борьбы с налоговыми правонарушениями………………………………………………………………………28
3.Основы обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоговые правонарушения!.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

     В зависимости от направленности противоправных деяний выделяются несколько групп налоговых правонарушений:

  1. Правонарушения против системы налогов.
  2. Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков.
  3. Правонарушения против исполнения доходной части бюджета.
  4. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.
  5. Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.
  6. Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности.
  7. Правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

     Правонарушения  против системы налогов. К ним относятся:

  • незаконное установление и/или введение налогов ;
  • незаконное взимание налогов;
  • незаконное освобождение от уплаты налогов.

     Правонарушения  против прав и свобод налогоплательщиков.

  • незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • отказ от консультирования или непредставление консультаций;
  • разглашение налоговой тайны.

     Правонарушения  против исполнения доходной части бюджета:

  • незаконное использование средств, поступивших в уплату налога;
  • нарушение требований о взыскании недоимок по налогам и штрафов.

     Правонарушения  против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика:

  • незаконное открытие счета налогоплательщиком;
  • незаконное открытие счета налогоплательщику;
  • незаконные расчеты;
  • несвоевременное представление информации о налогоплательщике;
  • уклонение от представления информации о налогоплательщике;
  • несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога;
  • уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органам налога;
  • незаконная выдача документа.

     Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.

  • несвоевременная регистрация в налоговом органе;
  • уклонение от регистрации в налоговом органе;
  • воспрепятствование осуществлению контрольных действий;
  • неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа;
  • оскорбление должностного лица налогового органа;
  • насилие или угроза применением насилия, или повреждением имущества в отношении должностного лица налогового органа;
  • незаконное воздействие или вмешательство.

     Правонарушения  против порядка ведения  бухгалтерского учета, составления и  представления бухгалтерской  и налоговой отчетности.

     Рассмотрим  составы правонарушений:

  • нарушение порядка организации бухгалтерского учета;
  • нарушение порядка ведения бухгалтерского учета;
  • не обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета;
  • нарушение порядка составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • нарушение порядка представления бухгалтерской и налоговой отчет-ности;
  • уклонение от представления бухгалтерской и налоговой отчетности.

     Правонарушения против обязанности по уплате налога.

  • незаконное использование льготы по налогу;
  • неуплата или несвоевременная уплата налога.
    1. Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях
 

     С развитием налогового законодательства параллельно развиваются и способы  его нарушения. Схемы могут быть различны, но уже наблюдаются тенденции развития налоговых правонарушений:

  • Заключение фиктивных контрактов, которые используются при обналичивании денежных средств. В таких сделках фактически не бывает выручки, поэтому налоги не платятся.
  • Получение дополнительного налогооблагаемого дохода, не отраженного в налоговой декларации.
  • Отсутствие учета сделок, расчеты по которым проводились наличными.
  • Массовые нарушения правил наличного денежного обращения, кассовой дисциплины и порядка инкассирования.
  • Субъектами теневого оборота являются юридические лица, созданные в соответствии или с нарушением действующего законодательства. Производимые ими товары и услуги не запрещены законом, но они выведены из-под контроля государства. Получаемый от их реализации доход не отражается в официальных отчетах, налоги с него не уплачиваются, что наносит ущерб государственному бюджету.
  • Капитал, обращающийся в теневом обороте, оказался вытолкнутым из легального в результате неправильных законодательных и управленческих решений.
  • Ориентация крупных и рентабельных российских производителей на обеспечение западной промышленности сырьем (скупка акций предприятия, введение иностранных представителей в совет директоров под предлогом усиления контроля за инвестициями). Как следствие, все высокодоходные и экологически чистые звенья технологической «цепочки» достаются Западу, а «грязные» и не приносящие доход – России, что неизменно приводит к налоговым правонарушениям.
  • От прямого нарушения закона – уклонения от налогообложения – хозяйствующие субъекты все больше переходят к тому, чтобы избегать налогообложения вообще.
  • С целью уклонения от налогообложения хозяйствующие субъекты злоупотребляют не только недоработками законодательства, а все чаще используют технологические особенности производства.
  • Бартерные отношения также создают условия для противоправных манипуляций, поскольку снижают степень контроля за хозяйственными операциями.
  • Невысокий уровень монетаризации – традиционная проблема российской экономики – приводит к созданию специфических инструментов самофинансирования и появлению множества схем по нарушению действующего законодательства: невыплата заработной платы, уклонение от налогообложения, задержки с расчетами.
  • Вывоз капиталов за рубеж (средства, которые остаются в распоряжении производителя, когда в процессе экспортно-импортных операций продукция реализуется полностью подконтрольной офшорной фирме путем занижения цены или невозвращения части выручки в установленные сроки).
 

     1.3 Причины уклонения  от уплаты налогов 

     Основные  факторы, толкающие организацию  к выходу из-под действия правовых норм, контроля государства и переходу в теневой оборот, следующие: нестабильность политической и экономической ситуации, несовершенство действующего законодательства, несоответствие размера налогового давления качеству обеспечения государством условий для ведения бизнеса, невысокая эффективность судебной системы и системы исполнения судебных решений, низкий уровень правовой и организационной культуры, некоторые исторические традиции.

       Причины, побуждающие налогоплательщика  уклоняться от налогов могут  быть различны, условно их можно  подразделить на:

     Моральные; политические; экономические; технические.

     Разделение  довольно условное, все причины тесно связаны между собой и зачастую именно несколько причин оказывают решающее значение на выбор налогоплательщика в пользу уклонения от уплаты налогов.  

     Говоря  о моральных причинах, следует заметить, что ослаблению моральных критериев в отношении налогоплательщика и государства нередко способствует сам законодатель. Одна из декларируемых целей проводимой сегодня налоговой реформы – ослабление фискальной нагрузки на производителей и граждан. Между тем пока данная установка реализуется с «точностью до наоборот» [11].

     Задача  по облегчению налогового бремени не может решаться абстрактно. Она затрагивает  решение таких вопросов, как сокращение «теневой» экономики, обеспечение равномерности налоговой нагрузки, гармонизации федеральных, региональных и местных налогов, реализации такого императивного требования социальной политики, как общее повышение доходов трудящихся. Пока же социальное налоговое бремя в России довольно высоко.

     Налоговый закон не является общим в силу предоставления налоговых льгот  отдельным категориям плательщиков, в результате чего, последние оказываются  в более выгодном положении. Постоянное изменение налогового законодательства снижает авторитет налоговых законов, а это, в свою очередь, вызывает у налогоплательщиков своеобразное ощущение необязательности их исполнения [4, с. 58]. Одной из основных причин налоговых правонарушений является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе вообще, низким уровнем правовой культуры, а также обыкновенной корыстной мотивацией.

     Налоговые законы не всегда соответствуют основным принципам законодательства – всеобщности, постоянству, беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов. Кроме того, в случае установления высокой ставки налога налогоплательщик воспринимает её как выражение подавления и считает себя вправе ему сопротивляться.

     Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем уклонения от уплаты налога оказывают определенное противодействие господствующей группе, классу.

     Как инструмент экономической политики использование налогов проявляется  в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного  веса в экономике, и, наоборот, понижают налоги на другие отрасли, более перспективные или слаборазвитые с целью их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, где налоги повышены, стараются уклониться от их уплаты. Цель – сохранение отрасли или предприятия в целом, определенный протест или противодействие господствующему классу, а может быть просто корысть. 

       Экономические причины уклонения от налогообложения, как правило, являются определяющими. Налогоплательщик сравнивает экономические последствия уплаты налога и применения санкций. Естественно, чем выше ставка налога и ниже размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения [10, с. 29].

     Экономические причины можно условно разделить  на зависящие от финансового состояния  налогоплательщика и порожденные  общей экономической конъюнктурой.

     Существенно возрастает практика уклонения от налогообложения  в периоды экономических спадов, что объясняется не только ухудшением материального положения самих  налогоплательщиков, но и потребителей их продукции, работ, услуг, в результате чего сокращается возможность переложения налога путем повышения отпускных цен. [11, c. 93].

     Технические причины уклонения от налогообложения связаны, прежде всего, с несовершенством форм и методов контроля.

     Само  налоговое законодательство зачастую дает предприятиям все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности:

  • наличие налоговых льгот;
  • наличие различных ставок налогообложения;
  • наличие различных способов отнесения расходов и затрат: на себестоимость, финансовый результат, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

     Как видим, наличие пробелов в налоговом  законодательстве объясняется несовершенством  нормативной техники и не учетом законодателем всех необходимых  обстоятельств, способных возникнуть при исчислении им уплаты того или  иного налога. Само существование таких пробелов толкает к уклонению от уплаты налогов даже законопослушных граждан. [15. С. 52].

     В первой главе нашего исследования, мы проанализировали сущность налогового правонарушения. Налоговое правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность. Также были рассмотрены виды налоговых правонарушений. Были выявлены тенденции в развитии налоговых правонарушений и рассмотрены наиболее часто встречающиеся схемы незаконной минимизации налогов и уклонения от налоговых обязательств. Кроме того, мы исследовали моральные, политические, экономические и технические причины уклонения от уплаты налогов. 
 

     
  1. Политика противодействия налоговым правонарушениям
    1. Правовые пределы налоговой оптимизации
 

     Сферу противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям предлагается рассматривать как элемент системы обеспечения экономической безопасности [13, с. 247].

     Для борьбы с налоговыми правонарушениями необходимо осуществлять постоянное совершенствование  законодательства управления контрольными органами и структурами по противодействию  налоговым преступлениям и совершенствование их взаимодействия.

     Наиболее  эффективное проведение мер по предотвращению и пресечению налоговых преступлений возможно только на основе осуществления  полной и эффективной систематизации вновь выявляемых способов и схем уклонения от уплаты налогов.

     Исследуя  различные схемы уклонения от уплаты налогов, необходимо строго отличать их от налоговой оптимизации по критерию правомерности, как деятельности по законному снижению налоговых платежей. В теории налогового права ответ на этот вопрос дается при помощи категории «правовой предел налоговой оптимизации» [17].

     Пределами налоговой оптимизации являются критические значения индивидуализирующих  признаков, отличающих ее от налоговых  правонарушений, а также других видов  финансового менеджмента, изменяющих суммы налоговых выплат. Такой юридической характеристикой является правомерность налоговой схемы.

Информация о работе Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность