Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в исследовании причин возникновения налоговых правонарушений и методов эффективного противодействия им в условиях нынешней экономической и правовой ситуации в России.
С учетом указанных целей были поставлены следующие задачи:
- проанализировать сущность и виды налоговых правонарушений;
- исследовать причины уклонения от уплаты налогов, ведущие к нарушению налогового законодательства;
- выявить тенденции в развитии налоговых правонарушений;
- определить возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям;
- рассмотреть меры снижения налоговых правонарушений и оценить их эффективность.
Введение……………………………………………………………………6
1 Общая характеристика налоговых правонарушений в Российской Федерации……………………………………………………….....8
1.Понятие и виды налоговых правонарушений…………………………8
2.Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях………...11
1.3 Причины уклонения от уплаты налогов………………………………...12
2.Политика противодействия налоговым правонарушениям..16
1.Правовые пределы налоговой оптимизации………………………...16
2.Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям…………………………………….19
3 Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов и оценка ее эффективности……………………………………………………...25
1.Ответственность за нарушения налогового законодательства……………………………………………………………………….25
2.Налоговый контроль как метод борьбы с налоговыми правонарушениями………………………………………………………………………28
3.Основы обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………38
При
реализации обязанности у
В
современных условиях ключевым моментом
совершенствования налоговой
Однако по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны.
Государство вправе принудительно обеспечивать надлежащее исполнение юридических обязанностей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 НК РФ.
В соответствии со статьей 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Государство в лице соответствующих органов посредством правовых актов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает права и обязанности налогоплательщиков.
Согласно статье 1 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 137-ФЗ) налоговые органы Российской Федерации — это единая система контроля над соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других установленных платежей.
В то же время система налоговых органов, ее структурные звенья, взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления во многом определяют эффективность налоговой политики и налогового администрирования, практическую действенность реализации всего современного законодательства и права. Прогрессирующее развитие законодательства о налогах и сборах обусловливает необходимость более конкретных, предметных, институциональных подходов и анализа ключевых вопросов обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей при осуществлении налогового администрирования в Российской Федерации.
Управленческой
деятельностью от имени государства
могут заниматься только органы административной
юрисдикции. В сфере налогообложения такими
органами являются налоговые органы, а при перемещении
товаров через таможенную границу Российской
Федерации — федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и надзору
в области таможенного дела (таможенные
органы, которые пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов по взиманию
налогов в соответствии с таможенным законодательством
Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными
законами о налогах).
Таможенные органы отнесены законодательством
к правоохранительным органам, так как они правомочны
пресекать неправомерные деяния и привлекать
виновных к ответственности.
Официальный статус правоохранительных
был придан таможенным органам только
с принятием Таможенного кодекса РФ 1993
г. (далее — ТК РФ) в связи с их наделением
правами осуществления оперативно-розыскной
деятельности, дознания, рассмотрения
дел об административных правонарушениях.
Именно вышеуказанные органы от имени государства являются участниками отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, в их деятельности практически реализуются функции государственного управления или налогового администрирования, а налоговое администрирование является разновидностью государственного администрирования, реализуемого в определенной сфере — в области налогообложения.
По нашему мнению, под налоговым администрированием следует понимать систему управления государством налоговыми отношениями, включающими осуществление налогового контроля и работу с налоговой задолженностью, предоставление информационных услуг налогоплательщикам, а также привлечение к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, рассмотрение жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и непосредственное управление системой налоговых органов.
Цель налогового администрирования — обеспечение полного и своевременного контроля над уплатой налогоплательщиками налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В литературе отмечалось, что недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, вызывают дисбаланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и в конечном счете усиливают социальную напряженность. Наоборот, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Порядок такого взаимодействия определяется в соответствующих нормативных актах.
В настоящее время насущная потребность — создание оптимальной системы налогового администрирования и налоговых органов в Российской Федерации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов в налоговой сфере. При этом создание эффективной системы налоговых органов зависит от стабильности законодательства о налогах и сборах и определения правовой и методической базы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, что вызвано объективными причинами реформирования системы налогообложения, совершенствованием законодательства о налогах и сборах, применением эффективных способов обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
В
последнем разделе нашего исследования
были проанализированы меры снижения
налоговых правонарушений. Мы рассмотрели
понятие ответственности за нарушения
налогового законодательства, а также
субъекты ответственности. Изучено понятие
меры ответственности и представлена
система мер противодействия уклонению
от уплаты налогов, включающая законодательные
ограничения, меры административного
воздействия и специальные судебные доктрины.
Выделены способы, с помощью которых ведется
борьба с уклонением от уплаты налогов:
доктрина «существо над формой», доктрина
«деловая цель», презумпция облагаемости
и доктрина вытянутой руки. Рассмотрено
понятие налогового контроля, его цели
и формы. Кроме того, были изучены возможности
обеспечения исполнения налогоплательщиками
своих обязанностей.
Заключение
Проблема существования налоговых правонарушений в последние годы приобретает в Российской Федерации осoбую актуальность, так как оттoк капиталов за рубеж, недоимки по платежам в кoнсолидируемый бюджет, повсеместно распространенная коррупция представляют собой серьезную угрозу безопасности российского государства. Решение этой проблемы имеет важное научно-практическое значение для развития экономики России.
Используемые источники, рассматривающие налоговые правонарушения, позволяют сделать вывод, что данная проблема актуальна и неустанно изучается как экономистами, так и юристами. Наиболее интересные предложения и направления работы в этой области приведены в работе. К сожалению, многие из них носят чисто декларативный характер.
Но налоги – это одна из самых формализуемых частей общественных договоренностей. Если налоги платятся неохотно и их собираемость невелика, значит, налогоплательщики считают, что сумма, которую они должны отдать на содержание государства, не соответствует его полезности. Собираемость налогов в России далеко не полная, нелегальный бизнес составляет до 25% ВВП.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, конституционной обязанностью каждого является платить законно установленные налоги и сборы. Невыполнение этой обязанности несет в себе общественную опасность. В России же еще не осознается вся тяжесть и антиобщественный характер неуплаты налогов, деяния, вред от которого должен оцениваться не только ростом дефицита бюджета, а также и тем, что подрываются основы самой рыночной экономики, основы конкуренции, поскольку неплательщики заведомо ставятся в более выгодное положение на рынке товаров и услуг. Бюджет и экономика страдают от недостатка финансовых ресурсов, поэтому государство вынуждено увеличивать ставки налога, расширять налоговую базу, прибегать к новым видам налогов, что ведет страну в экономический тупик.
Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания предпосылок экономического роста, притока инвестиций, а также, соблюдению налоговой дисциплины. Все это, безусловно, является надежным фундаментом стабильных поступлений в бюджет.
В первой главе нашего исследования, мы проанализировали сущность налогового правонарушения. Налоговое правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность. Также были рассмотрены виды налоговых правонарушений. Были выявлены тенденции в развитии налоговых правонарушений и рассмотрены наиболее часто встречающиеся схемы незаконной минимизации налогов и уклонения от налоговых обязательств. Кроме того, мы исследовали моральные, политические, экономические и технические причины уклонения от уплаты налогов.
Во второй главе исследования мы решали задачи, связанные с изучением возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям.
Исходя из того, что в России сформирована налоговая сфера, институты и механизмы не только сбора налогов, но и противодействия налоговым правонарушений и преступлениям, можно говорить о том, что понятие налоговая система включает в себя как сферу сбора налогов, так и сферу противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.
Мы
рассмотрели понятие «правового
предела налоговой оптимизации»
Были также рассмотрены механизмы повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями в контексте снижения выгодности корыстных деяний.
В последнем разделе нашего исследования были проанализированы меры снижения налоговых правонарушений. Мы рассмотрели понятие ответственности за нарушения налогового законодательства, а также субъекты ответственности. Изучено понятие меры ответственности и представлена система мер противодействия уклонению от уплаты налогов, включающая законодательные ограничения, меры административного воздействия и специальные судебные доктрины. Выделены способы, с помощью которых ведется борьба с уклонением от уплаты налогов: доктрина «существо над формой», доктрина «деловая цель», презумпция облагаемости и доктрина вытянутой руки. Рассмотрено понятие налогового контроля, его цели и формы. Кроме того, были изучены возможности обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Таким
образом, существующие пробелы и противоречия
в налоговом законодательстве необходимо
устранять путем совершенствования системы
российского права, что позволит сократить
возможности противоправного поведения
в сфере налогов и сборов и будет способствовать
укреплению экономической безопасности
в целом.
Список
использованной литературы
Информация о работе Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность