Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании причин возникновения налоговых правонарушений и методов эффективного противодействия им в условиях нынешней экономической и правовой ситуации в России.

С учетом указанных целей были поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность и виды налоговых правонарушений;

- исследовать причины уклонения от уплаты налогов, ведущие к нарушению налогового законодательства;

- выявить тенденции в развитии налоговых правонарушений;

- определить возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям;

- рассмотреть меры снижения налоговых правонарушений и оценить их эффективность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………6

1 Общая характеристика налоговых правонарушений в Российской Федерации……………………………………………………….....8

1.Понятие и виды налоговых правонарушений…………………………8
2.Тенденции, наблюдаемые в налоговых правонарушениях………...11
1.3 Причины уклонения от уплаты налогов………………………………...12

2.Политика противодействия налоговым правонарушениям..16
1.Правовые пределы налоговой оптимизации………………………...16
2.Информационное и методическое обеспечение деятельности по противодействию налоговым преступлениям…………………………………….19
3 Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов и оценка ее эффективности……………………………………………………...25

1.Ответственность за нарушения налогового законодательства……………………………………………………………………….25
2.Налоговый контроль как метод борьбы с налоговыми правонарушениями………………………………………………………………………28
3.Основы обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей……………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая налоговые правонарушения!.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

     При реализации обязанности у налогоплательщика отсутствует свобода выбора, от ее исполнения нельзя отказаться. В этом главное отличие обязанности налогоплательщика от субъективного права, которое всегда реализуется добровольно, по свободному усмотрению лица.

     В современных условиях ключевым моментом совершенствования налоговой системы  является вопрос укрепления налоговой  дисциплины, состояние которой определяется ее важной составляющей - надлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов.

     Однако по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны.

     Государство вправе принудительно обеспечивать надлежащее исполнение юридических  обязанностей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 НК РФ.

     В соответствии со статьей 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

     Государство в лице соответствующих органов посредством правовых актов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает права и обязанности налогоплательщиков.

     Согласно  статье 1 Закона РФ «О налоговых органах  Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 137-ФЗ) налоговые органы Российской Федерации — это единая система контроля над соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других установленных платежей.

     В то же время система налоговых органов, ее структурные звенья, взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления во многом определяют эффективность налоговой политики и налогового администрирования, практическую действенность реализации всего современного законодательства и права. Прогрессирующее развитие законодательства о налогах и сборах обусловливает необходимость более конкретных, предметных, институциональных подходов и анализа ключевых вопросов обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей при осуществлении налогового администрирования в Российской Федерации.

     Управленческой  деятельностью от имени государства могут заниматься только органы административной юрисдикции. В сфере налогообложения такими органами являются налоговые органы, а при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенные органы, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах). 
Таможенные органы отнесены законодательством к правоохранительным органам, так как они правомочны пресекать неправомерные деяния и привлекать виновных к ответственности. 
Официальный статус правоохранительных был придан таможенным органам только с принятием Таможенного кодекса РФ 1993 г. (далее — ТК РФ) в связи с их наделением правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания, рассмотрения дел об административных правонарушениях.

     Именно  вышеуказанные органы от имени государства являются участниками отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Следовательно, в их деятельности практически реализуются функции государственного управления или налогового администрирования, а налоговое администрирование является разновидностью государственного администрирования, реализуемого в определенной сфере — в области налогообложения.

     По  нашему мнению, под налоговым администрированием следует понимать систему управления государством налоговыми отношениями, включающими осуществление налогового контроля и работу с налоговой задолженностью, предоставление информационных услуг налогоплательщикам, а также привлечение к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, рассмотрение жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и непосредственное управление системой налоговых органов.

     Цель  налогового администрирования — обеспечение полного и своевременного контроля над уплатой налогоплательщиками налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

     В литературе отмечалось, что недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, вызывают дисбаланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и в конечном счете усиливают социальную напряженность. Наоборот, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике.

     Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Порядок такого взаимодействия определяется в соответствующих нормативных актах.

     В настоящее время насущная потребность — создание оптимальной системы налогового администрирования и налоговых органов в Российской Федерации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов в налоговой сфере. При этом создание эффективной системы налоговых органов зависит от стабильности законодательства о налогах и сборах и определения правовой и методической базы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, что вызвано объективными причинами реформирования системы налогообложения, совершенствованием законодательства о налогах и сборах, применением эффективных способов обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.  

     В последнем разделе нашего исследования были проанализированы меры снижения налоговых правонарушений. Мы рассмотрели  понятие ответственности за нарушения налогового законодательства, а также субъекты ответственности. Изучено понятие меры ответственности и представлена система мер противодействия уклонению от уплаты налогов, включающая  законодательные ограничения, меры административного воздействия и специальные судебные доктрины. Выделены способы, с помощью которых ведется борьба с уклонением от уплаты налогов: доктрина «существо над формой», доктрина «деловая цель», презумпция облагаемости и доктрина вытянутой руки. Рассмотрено понятие налогового контроля, его цели и формы. Кроме того, были изучены возможности обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Проблема  существования налоговых правонарушений в последние годы приобретает в Российской Федерации осoбую актуальность, так как оттoк капиталов за рубеж, недоимки по платежам в кoнсолидируемый бюджет, повсеместно распространенная коррупция представляют собой серьезную угрозу безопасности российского государства.  Решение этой проблемы имеет важное научно-практическое значение для развития экономики России.

      Используемые  источники, рассматривающие налоговые правонарушения, позволяют сделать вывод, что данная проблема актуальна и неустанно изучается как экономистами, так и юристами. Наиболее интересные предложения и направления работы в этой области приведены в работе. К сожалению, многие из них носят чисто декларативный характер.

      Но  налоги – это одна из самых формализуемых  частей общественных договоренностей. Если налоги платятся неохотно и их собираемость невелика, значит, налогоплательщики считают, что сумма, которую они должны отдать на содержание государства, не соответствует его полезности. Собираемость налогов в России далеко не полная, нелегальный бизнес составляет до 25% ВВП.

      Согласно  ст. 57 Конституции РФ, конституционной обязанностью каждого является платить законно установленные налоги и сборы. Невыполнение этой обязанности несет в себе общественную опасность. В России же еще не осознается вся тяжесть и антиобщественный характер неуплаты налогов, деяния, вред от которого должен оцениваться не только ростом дефицита бюджета, а также и тем, что подрываются основы самой рыночной экономики, основы конкуренции, поскольку неплательщики заведомо ставятся в более выгодное положение на рынке товаров и услуг. Бюджет и экономика страдают от недостатка финансовых ресурсов, поэтому государство вынуждено увеличивать ставки налога, расширять налоговую базу, прибегать к новым видам налогов, что ведет страну в экономический тупик.

      Переориентация  главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания предпосылок экономического роста, притока инвестиций, а также, соблюдению налоговой дисциплины. Все это, безусловно, является надежным фундаментом стабильных поступлений в бюджет.

     В первой главе нашего исследования, мы проанализировали сущность налогового правонарушения. Налоговое правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность. Также были рассмотрены виды налоговых правонарушений. Были выявлены тенденции в развитии налоговых правонарушений и рассмотрены наиболее часто встречающиеся схемы незаконной минимизации налогов и уклонения от налоговых обязательств. Кроме того, мы исследовали моральные, политические, экономические и технические причины уклонения от уплаты налогов.

     Во  второй главе исследования мы решали задачи, связанные с изучением  возможности обеспечения налоговыми и правоохранительными органами деятельности по противодействию налоговым преступлениям.

     Исходя  из того, что в России сформирована налоговая сфера, институты и  механизмы не только сбора налогов, но и противодействия налоговым  правонарушений и преступлениям, можно говорить о том, что понятие налоговая система включает в себя как сферу сбора налогов, так и сферу противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.

     Мы  рассмотрели понятие «правового предела налоговой оптимизации». Важно отметить, что исследуя различные схемы уклонения от уплаты налогов, необходимо строго отличать их от налоговой оптимизации по критерию правомерности, как деятельности по законному снижению налоговых платежей. Нами были рассмотрены объекты налоговых правонарушений, налоговой оптимизации и налоговых преступлений, так как необходимо четко разграничивать эти понятия.

     Были также рассмотрены механизмы повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями в контексте снижения выгодности корыстных деяний.

     В последнем разделе нашего исследования были проанализированы меры снижения налоговых правонарушений. Мы рассмотрели понятие ответственности за нарушения налогового законодательства, а также субъекты ответственности. Изучено понятие меры ответственности и представлена система мер противодействия уклонению от уплаты налогов, включающая  законодательные ограничения, меры административного воздействия и специальные судебные доктрины. Выделены способы, с помощью которых ведется борьба с уклонением от уплаты налогов: доктрина «существо над формой», доктрина «деловая цель», презумпция облагаемости и доктрина вытянутой руки. Рассмотрено понятие налогового контроля, его цели и формы. Кроме того, были изучены возможности обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

     Таким образом, существующие пробелы и противоречия в налоговом законодательстве необходимо устранять путем совершенствования системы российского права, что позволит сократить возможности противоправного поведения в сфере налогов и сборов и будет способствовать укреплению экономической безопасности в целом. 
 
 

      Список  использованной литературы 

  1. Александров, И. В. Налоговые преступления криминалистические проблемы расследования /И. В. Александров. – СПб., 2002. – 245 с.
  2. Балакирева М. Исполнение обязанности по уплате налога / М. Балакирева // Финансы.- 2001. - № 7. – С.30-32.
  3. Балычев, С. Ю. Экономические аспекты расследования налоговых преступлений / С. Ю. Балычев, С. В. Ефимов // Бизнес в законе. – 2005. № 1. – С. 17 – 19.
  4. Брызгалин А. Обратная сила налогового законодательства / А. Брызгалин // Главбух.- 1999. - № 15.- С. 56-59.
  5. Глебов, Д. А. Налоговые преступления и налоговая преступность / Д. А. Глебов, А. И. Ролик. –СПб., 2005. – 338 с.
  6. Голомазова А. А. Налоговая ответственность. /А. А. Голомазова // Бухгалтерский учет. –1999.- № 3.- С.49-56.
  7. Гусева Т. За налоговые правонарушения – административная ответственность / Т. Гусева // Финансы. – 2001. - № 12. – С. 38-40.
  8. Иванов М. Нарушение правил налогового контроля  / М. Иванов // Бухгалтерский учет . – 2002. - № 22. - С. 33-34.
  9. Кашин В. Налоговая доктрина и налоговое право / В. Кашин  // Финансы.-2001.-№7.-С. 27-29.
  10. Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе / В. Кашин // Финансы. – 2002. - № 9. – С. 38-40.
  11. Козлов Н. Снижается ли налоговая нагрузка на производителей и граждан / Н. Козлов, Н. Волкова // Российский экономический журнал. – 2002. -   № 1. – С.93-94.
  12. Константинов Г. Налоговая преступность в России: к истории вопроса / Г. Константинов // Бухгалтерский учет. Приложение к журналу. – 2001. - № 20. – С. 44-47.
  13. Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том третий. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 247 с.
  14. Мирошник С. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового правонарушения / С. Мирошник // Государство и право. – 2002.- № 4
  15. Мясникова А. Налоги: принципы, функции, законодательство / А. Мясникова // Государство и право. – 2002. - № 9. – С.49-56.
  16. Налоги: Словарь-справочник.- М.: Инфра-М, 2000, - 240 с.
  17. Налоговое право: учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Юность, 2004. 451 с.
  18. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  19. Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  20. Овчарова Е. Ответственность налогоплательщиков по результатам налоговых проверок / Е Овчарова // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 16.
  21. Пепеляев С. Г. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Инвест Фонд, 1995. – 496 с.
  22. Песчанских Г. Способы противодействия налоговой преступности и теневому обороту / Г. Песчанских // Вопросы экономики.-2002.-№ 1
  23. Петрова Г. В. Налоговое право : Учебник для вузов / Г. В. Петрова. – М.: Инфра-М, 1999. –271 с.
  24. Постановление Конституционного суда РФ от 17.12.96 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции» п. 5
  25. Романовский М. В. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
  26. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2009, № 9./ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2009. http://www.ncstu.ru

Информация о работе Меры противодействия налоговым правонарушениям в России и их эффективность