Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:28, дипломная работа
Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
◦проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
◦выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;
◦исследовать своеобразие и этапы становления и развития системы местных налогов и сборов в Российской Федерации в ее историческом развитии;
◦выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
◦исследовать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области установления, введения и взимания местных налогов и сборов;
◦выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов
1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления
2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ
2.1 История развития местных налогов
2.2 Земельный налог
2.3 Налог на имущество физических лиц
2.4 Единый налог на вмененный доход
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ
3.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения
3.2 Оптимизация местных налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Кроме того, налог не уплачивается:
Следует отметить, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Как
сообщается в письме ИФНС РФ «Об исчислении
налогов на имущество физических лиц»
серьезной проблемой остается отсутствие
регистрации в органах коммунального
хозяйства (БТИ) значительного количества
построенных физическими лицами в порядке
нового строительства домов, коттеджей,
дач, без которой физическое лицо не может
быть привлечено к налогообложению как
собственник этих строений. Кроме того,
достижению полного налогообложения всех
потенциальных плательщиков за имеющиеся
в их собственности объекты недвижимого
имущества и обеспечению реальности предъявляемых
гражданам сумм налога препятствуют как
несоответствие инвентаризационной и
страховой оценок строений, помещений
и сооружений, принадлежащих гражданам,
реальной их стоимости, так и отсутствие
по некоторым строениям инвентаризационной
и страховой оценок вообще.
2.4 Единый налог на
вмененный доход
С 1 января 2006 года единый налог на вмененный доход был переведен из региональных в местные налоги. При этом полномочия местных властей недавно уточнил Президент РФ в Федеральных законах № 63-ФЗ и № 64-ФЗ.
Основной целью введения единого налога на вмененный доход в РФ являлось привлечение к уплате налогов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, т.е. тех налогоплательщиков, которые расчеты с покупателями и заказчиками производят преимущественно в наличной денежной форме.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
6) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
7) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
8) распространения и (или) размещения наружной рекламы.
Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый как потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат и рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
Расчет суммы единого налога производится с учетом:
Базовая доходность корректируется (умножается) на специальные коэффициенты К2 и К3.
Корректирующий коэффициент К2 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы и иные особенности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.
Значения
корректирующего коэффициента К2 устанавливаются
на территории Ростовской области на календарный
год и рассчитываются по следующей формуле:
К2
= Квд х Кмд,
где Квд - расчетная составляющая корректирующего коэффициента К2, определенная в зависимости от вида предпринимательской деятельности и типа населенного пункта,
Кмд - расчетная составляющая корректирующего коэффициента К2, учитывающая особенности места ведения предпринимательской деятельности.
Корректирующий коэффициент К3 - это коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
Величина ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов, но не более 50% от начисленной суммы налога.
Индивидуальные предприниматели, имеющие работников, уплачивают взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, а также страховые взносы за работников.
Плательщики ЕНВД - индивидуальные предприниматели суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России уплачивают в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Посредством правовых актов, принятых представительными органами муниципальных районов и городских округов, определяются:
1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом РФ;
2) значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
Так, например, в Ростовской области, в перечень видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, добавляются:
Как показала практика применения за истекшие три года законодательства о едином налоге на вмененный доход, рост поступлений данного налога достигнут, прежде всего, за счет легализации предпринимательской деятельности, вывода доходов из теневого сектора экономики, а также в результате постоянного повышения в регионах размера базовой доходности на единицу основного физического показателя по отдельным видам деятельности. Применение указанной системы налогообложения позволило:
По состоянию на 01.01.2007 г. поступления ЕНВД составили 26,6 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 2,8 млрд. рублей (или 213,1% к уровню прошлого года), в территориальные бюджеты - 16,7 млрд. рублей (или 176,0% к уровню прошлого года), в государственные социальные внебюджетные фонды - 7,1 млрд. рублей. В целом поступления в бюджетную систему ЕНВД в 2007 году составляют 180,5% к соответствующему периоду прошлого года.
От организаций ЕНВД поступило 10,9 млрд. рублей, в т.ч. в федеральный бюджет - 2,8 млрд. рублей, в территориальные бюджеты - 5,1 млрд. рублей, в государственные социальные внебюджетные фонды - 3,0 млрд. рублей.
Поступления ЕНВД от индивидуальных предпринимателей составили 15,7 млрд. рублей (59,0% от общих поступлений налога), в т.ч. в территориальные бюджеты - 11,6 млрд. рублей, в государственные социальные внебюджетные фонды - 4,1 млрд. рублей.
В целом по России доля поступлений ЕНВД в консолидируемом бюджете составила 1,0%, в территориальных бюджетах 1,7%.
Наибольшую сумму поступлений ЕНВД обеспечили ИФНС России по Краснодарскому краю (1614,2 млн. руб.), Нижегородской области (1061,5 млн. руб.), Свердловской области (901,9 млн. руб.), Ростовской области (768,1 млн. руб.), Республике Татарстан (687,5 млн. руб.), Хабаровскому краю (632,1 млн. руб.).
Практика
применения в субъектах Российской Федерации
регионального законодательства о едином
налоге на вмененный доход показала, что
поступления данного налога зависят в
значительной степени от соответствия
вмененного дохода фактически получаемому
налогоплательщиком доходу.
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
РФ
3.1 Основные проблемы
в области системы местного налогообложения
Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные - экономические, юридические, организационные и др.
Идеология местного самоуправления отражает две объективные социальные потребности: необходимость эффективного управления делами общества и развитие демократии. Чем сложнее общество, тем труднее управлять экономическими и социальными процессами из центра, поэтому издавна местное самоуправление связывалось с задачей децентрализации управления, передачи на места вопросов, которые там могут решаться наиболее успешно. Местное самоуправление предполагает заботу о непосредственных нуждах населения. Лучше всего эти нужды знает власть, напрямую связанная с жителями городов и сел, что и обеспечивает заинтересованное, ответственное и, следовательно, эффективное решение местных дел. С другой стороны, местное самоуправление способствует обеспечению свободы личности, ее самовыражению, развитию в гражданах самостоятельности и предприимчивости. Знакомясь с общественными делами, участвуя в их решении, люди перестают надеяться только на центральные власти и привыкают полагаться на самих себя.