Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

Следовательно, большинство государственных расходов (за исключением административно-управленческих) стимулирует спрос на факторы производства, повышает эффективность их использования и непосредственно увеличивает их накопление в стране. В этом заключается сущность позитивной взаимосвязи налогов, обеспечивающих государственные доходы, государства, осуществляющего за счет этих доходов общественно значимые расходы, общества, улучшающего свое социальное самочувствие за счет гарантированного объема публичных благ. И экономики, формирующей базу для налогообложения и получающей за счет государственных расходов стимулы для своего развития. Однако эта взаимосвязь  не всегда бывает столь позитивна. Она бывает нейтральной, когда расходование государственных средств осуществляется неэффективно либо средства распыляются между секторами экономики, объективно не нуждающимися в них, и при этом не оказывают сколько-нибудь заметного воздействия на социально-экономическое развитие страны. История знает примеры  и негативного характера этой взаимосвязи, когда приводили  к массовому уклонению от уплаты налогов, росту теневой экономики, финансовой нестабильности, инфляции, как это было, например, в России в 1990-х гг.

Следует понимать, что позитивный характер данной взаимосвязи начинает проявляться не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько при активности и эффективности государства в реализации социальных функций.

Таким образом, в современных условиях логичным будет вывод о необходимости восприятия не столько экономической, сколько социально-экономической сущности налогов. Если экономическая сущность налогов состоит преимущественно в прямом изъятии государства части валового продукта в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), т.е. выступает как средство обеспечения расходов государства, то социально-экономическую сущность налогов следует определить как перераспределение государством определенной части валового продукта, достаточной для обеспечения всестороннего развития человека, общества и экономики.

 

1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России

 

Налоговая система — это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.

Становление современной налоговой системы России связано с появлением Российской Федерации как самостоятельного государства. Работа по ее созданию была начата сразу же после распада СССР и оформления бывших союзных республик в независимые субъекты международного права. Уже через два месяца после августовских событий 1991 г. были опубликованы первые законодательные акты, рассматривающие основы финансового устройства страны. В декабре того же года был принят ряд важных законов: «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах», законы о подоходном налоге и налогах на имущество физических и юридических лиц, Положение о Пенсионном фонде России и другие. А с 1 января 1992 г. вступил в действие Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», определивший общие принципы построения и функционирования государственного бюджета и внебюджетных структур (фондов), механизм их формирования, а также порядок взаимодействия плательщиков налогов и сборов и контролирующих органов. В настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). С позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков) и два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).

Налоговая система -  это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых её элементов: законодательство о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций (не уплата налогов и налоговый контроль).

Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов. Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между её элементами. Схематично они представлены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы

Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование её в целом, но не может сделать независимо от других элементов.

Было бы ошибочным считать, что влияние, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно занимают подчиненное положение.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под воздействием как внутри-, так и внешнесистемных факторов.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и  местный (на уровне муниципальных образований).

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относится:

1) налог  на добавленную стоимость (гл.21 НК);

2) акцизы (гл.22 НК);

3) налог  на доходы физических лиц (гл. 23 НК);

4) единый  социальный налог (с 1 января 2011 года  — страховые взносы);

5) налог  на прибыль организаций (гл.25 НК);

6) налог  на добычу полезных ископаемых (гл.26 НК);

7) водный  налог (гл.25.2 НК);

8) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов (гл.25.1);

9) государственная  пошлина (гл.25.3 НК).

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

К региональным относятся:

1) налог  на имущество организаций (гл.30 НК);

2) налог  на игорный бизнес (гл.29 НК);

3) транспортный  налог (гл. 28 НК).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным относятся:

1) земельный  налог (гл.31 НК);

2) налог  на имущество физических лиц (гл.32 НК).

Кроме перечисленных налогов в налоговой системе РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определённых масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощённая система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Функционирующая система налогообложения в совокупности с налогоплательщиками – организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами – формируют налоговый потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений.

Другими словами, мера налогового потенциала определяет финансовые ресурсы государства и налоговое бремя экономики.

Количественная оценка налогового потенциала экономики включает:

  • налоговые поступления в бюджетную систему страны (в консолидированный бюджет и государственные внебюджетные фонды) по итогам финансового года;
  • недоимку по налогам и сборам (отчётного финансового года);
  • налоговые льготы, предоставленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговый потенциал экономики без учёта льгот по налогам и сборам представляет собой налоговое бремя экономики. Налоговое бремя экономики представляет собой часть ВВП, подлежащую изъятию в бюджетную систему государства посредством действующей системы налогообложения. Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру плательщиков, эффективность системы налогового администрирования.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы (рисунок 1.4).

Экономические принципы налогообложения:

  • Принцип справедливости предлагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
  • Принцип горизонтальной справедливости (его ещё называют принципом платежёспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

Рисунок 1.4 - Система принципов налогообложения

 

  • Принцип вертикальной справедливости предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравной позиции, должны находиться в неравной налоговой позиции, т.е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.
  • Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрыли затраты государства на его администрирование.
  • Принцип соразмерности основан на взаимосвязи процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков.
  • Принцип учёта интересов основан на определённости налогового платежа, т.е. всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для налогоплательщика.
  • Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта. Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов налогообложения. Множественность налогов создаёт предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платёжеспособность налогоплательщиков и наличие у них различных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков, делает его для них более незаметным. Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна,  особенно в кризисные периоды.

Рассмотрим теперь юридические принципы налогообложения.

  • Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. В соответствии с этим принципом считается недопустимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно исходя из социальных, национальных, концессионных и иных критериев.
  • Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представленной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта.
  • Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия.
  • Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов.
  • Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога.

Рассмотрим далее организационные принципы налогообложения.

  • Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств.
  • Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.
  • Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определённую подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определённом порядке.
  • Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.
  • Принцип гласности основан на требовании обязательно официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика.
  • Принцип одновременности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определённый законодательством налоговый период.

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета