Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.
Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения
Следовательно,
большинство государственных расходов
(за исключением административно-
Следует понимать, что позитивный характер данной взаимосвязи начинает проявляться не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько при активности и эффективности государства в реализации социальных функций.
Таким образом, в современных условиях логичным будет вывод о необходимости восприятия не столько экономической, сколько социально-экономической сущности налогов. Если экономическая сущность налогов состоит преимущественно в прямом изъятии государства части валового продукта в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), т.е. выступает как средство обеспечения расходов государства, то социально-экономическую сущность налогов следует определить как перераспределение государством определенной части валового продукта, достаточной для обеспечения всестороннего развития человека, общества и экономики.
Налоговая система — это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.
Становление современной налоговой системы России связано с появлением Российской Федерации как самостоятельного государства. Работа по ее созданию была начата сразу же после распада СССР и оформления бывших союзных республик в независимые субъекты международного права. Уже через два месяца после августовских событий 1991 г. были опубликованы первые законодательные акты, рассматривающие основы финансового устройства страны. В декабре того же года был принят ряд важных законов: «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах», законы о подоходном налоге и налогах на имущество физических и юридических лиц, Положение о Пенсионном фонде России и другие. А с 1 января 1992 г. вступил в действие Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», определивший общие принципы построения и функционирования государственного бюджета и внебюджетных структур (фондов), механизм их формирования, а также порядок взаимодействия плательщиков налогов и сборов и контролирующих органов. В настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). С позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков) и два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).
Налоговая система - это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых её элементов: законодательство о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций (не уплата налогов и налоговый контроль).
Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов. Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между её элементами. Схематично они представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы
Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование её в целом, но не может сделать независимо от других элементов.
Было бы ошибочным считать, что влияние, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно занимают подчиненное положение.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
Налоговая система подвержена постоянному изменению под воздействием как внутри-, так и внешнесистемных факторов.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относится:
1) налог на добавленную стоимость (гл.21 НК);
2) акцизы (гл.22 НК);
3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК);
4) единый социальный налог (с 1 января 2011 года — страховые взносы);
5) налог на прибыль организаций (гл.25 НК);
6) налог на добычу полезных ископаемых (гл.26 НК);
7) водный налог (гл.25.2 НК);
8) сборы
за пользование объектами
9) государственная пошлина (гл.25.3 НК).
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
К региональным относятся:
1) налог на имущество организаций (гл.30 НК);
2) налог на игорный бизнес (гл.29 НК);
3) транспортный налог (гл. 28 НК).
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным относятся:
1) земельный налог (гл.31 НК);
2) налог на имущество физических лиц (гл.32 НК).
Кроме перечисленных налогов в налоговой системе РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определённых масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица):
Функционирующая система налогообложения в совокупности с налогоплательщиками – организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами – формируют налоговый потенциал экономики, под которым понимается совокупная способность объектов и базы налогообложения приносить государству доходы в виде налоговых поступлений.
Другими словами, мера налогового потенциала определяет финансовые ресурсы государства и налоговое бремя экономики.
Количественная оценка налогового потенциала экономики включает:
Налоговый потенциал экономики без учёта льгот по налогам и сборам представляет собой налоговое бремя экономики. Налоговое бремя экономики представляет собой часть ВВП, подлежащую изъятию в бюджетную систему государства посредством действующей системы налогообложения. Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины, налоговую культуру плательщиков, эффективность системы налогового администрирования.
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы (рисунок 1.4).
Экономические принципы налогообложения:
Рисунок 1.4 - Система принципов налогообложения
Рассмотрим теперь юридические принципы налогообложения.
Рассмотрим далее организационные принципы налогообложения.
Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета