Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

налоги в бюджете.docx

— 718.89 Кб (Скачать файл)

Однако при проектировании доходов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов дополнительные поступления в счет погашения имеющейся задолженности по указанным доходам не предусмотрены.

По данным налоговой отчетности Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 июля 2008 года имелась совокупная задолженность (с учетом пеней и налоговых санкций) по акцизам на алкогольную продукцию по расчетам за 2003 год, подлежащая взысканию (то есть без реструктурированных, отсроченных, приостановленных к взысканию платежей, а также задолженности организаций, признанных банкротами и ликвидированных), на сумму 0,9 млрд. рублей, в том числе недоимкана сумму 0,4 млрд. рублей. Подлежащая взысканию совокупная задолженность по акцизам на нефтепродукты, образовавшаяся до 1 января 2003 года, составляла на 1 июля того же года 1,9 млрд. рублей, в том числе недоимка -0,4 млрд. рублей.

Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008- 2011 годах приведена в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Доходы от уплаты налога на добавленную стоимость

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

1403,21

1727,15

2026,89

1.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

278,31

323,94

299,74

1.2.

к предыдущему году, %

124,7

123,1

117,4

1.3.

темпы роста к 2008 году

124,7

153,5

180,2

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.),млрд. рублей

1353,99

1664,55

-

2.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

263,84

310,56

-

2.2.

к предыдущему году, %

124,2

122,9

-


 

Поступления доходов рассчитаны исходя из объемов импорта, которые меньше, чем предусмотрено прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, в 2009 году - на 9,9 %, в 2010 году - на 9,1 %, в 2011 году - на 8,5 %.

Динамика указанных объемов импорта, а также данные о налогооблагаемом объеме импорта приведены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Динамика объема импорта

 

Таким образом, наличие расхождений между объемом импорта, используемым в расчетах поступлений в федеральный бюджет НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2009 – 2011 годах, и содержащимся в прогнозе социально-экономического развития на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, по мнению Счетной палаты, требует дополнительного обоснования.

Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в 2008 -2011 годах приведена в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам

 

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

39,52

48,71

57,03

1.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

7,75

9,19

8,32

1.2.

к предыдущему году, %

124,4

123,3

117,1

1.3.

темпы роста к 2008 году

124,4

153,3

179,5

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

39,67

48,91

-

2.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

7,93

9,24

-

2.2.

к предыдущему году, %

125,0

123,3

-


Представленные расчеты поступлений в федеральный бюджет акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, по некоторым позициям требуют уточнения.

Так, сопоставление данных, содержащихся в расчетах поступлений в федеральный бюджет акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на 2009 год с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерациина 2009 год и на плановый период 2010 и2011 годов свидетельствует о значительных расхождениях между указанными материалами в части показателей объема импорта подакцизной продукции и номенклатуры.

В материалах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов не содержится данных об объемах импорта следующих видов подакцизной продукции: спирта этилового из всех видов сырья, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции с объемной долей этилового спиртадо 9 % включительно (за исключением вин), бензина автомобильного и дизельного топлива. Однако в расчете поступлений в федеральный бюджет акцизов данные об объеме импорта указанных подакцизных товаров приводятся.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов данные об объеме импорта пива включают в себя только общий объем импортируемого пива, без его детализации по уровням крепости пива. Аналогичным образом данные о ввозе на таможенную территорию легковых автомобилей приводятся без указания количества ввозимых автомобилей разной мощности, при том, что ставки акциза на автомобили мощностью свыше 150 л. с. значительно превышают ставки акциза на автомобили с меньшей мощностью. В расчете поступлений акцизовприсутствует количество импортируемых легковых автомобилей разной мощности, и их итоговая сумма оказывается существенно ниже величины, содержащейся в прогнозе социально-экономического развития. Также в прогнозе социально-экономического развития не приводится детализация по объему импорта сигар и сигарилл, а указывается общая сумма. В расчете данные о планируемых объемах импорта по указанным позициям присутствуют, и их сумма существенно меньше показателей прогноза социально-экономического развития.

Объем импорта моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, вин натуральных, сигарет с фильтром, используемый в расчете поступлений в федеральных бюджет акцизов, не соответствует показателям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Данные о прогнозируемых объемах импорта табака курительного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов приводятся в млрд. штук, в то время как в расчете акцизов данные об объеме импорта табака курительного приводятся в тоннах и ставка налога для указанного вида подакцизной продукции устанавливается в рублях за килограмм.

Аналогичные расхождения между показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерациина 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и показателями, используемыми для расчета акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, имеют место в расчетах на 2010 и 2011 годы.

Динамика доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья на 2008 – 2011годы приведена в таблице.

Таблица 2.7 - Доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

1433,42

1419,85

1459,16

1.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

-341,46

-13,57

39,31

1.2.

к предыдущему году, %

80,8

99,1

102,8

1.3.

темпы роста к 2008 году

80,8

80,0

82,2

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

1156,87

1155,47

-

2.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

-295,02

-1,40

-

2.2.

к предыдущему году, %

79,7

99,9

-


Федеральным законом от 22 июля 2008 г.№ 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» увеличен не облагаемый налогом минимум цены на нефть с 9 до 15долларов США за баррель, учитываемый при расчете коэффициента, применяемого для определения налоговых обязательств; расширяется географический перечень участков недр, добыча нефти которых облагается по нулевой ставке при соблюдении ряда установленных условий. К таким участкам относятся расположенные севернее Северного полярного круга, в Азовском и Каспийском морях, а также на территории Ненецкого автономного округа и полуострове Ямал в Ямало - Ненецком автономном округе.

Выпадающие доходы федерального бюджета от увеличения необлагаемой минимальной цены на нефть, используемой при расчете коэффициента Кц, согласно материалам, представленным с законопроектом, составили 89,3 млрд. рублей в 2009 году. Размер выпадающих доходов от установления дополнительных налоговых льгот в пояснительной записке не приводится.

В расчете поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на 2009 год данные о налогооблагаемом объеме добычи газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья не соответствуют показателям, содержащимся в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Аналогичные расхождения имеют местов в расчете на 2010 год по объемам добычи нефти.

Динамика доходов от уплаты налога на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) на 2008 – 2011годы приведена в таблице 2.8.

В материалах к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», как и в предыдущие годы, не приводится обоснование принятой в расчетах величины облагаемого налогом на добычу полезных ископаемых объема добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, в стоимостном выражении.

Таблица 2.8 - Доходы от уплаты налога на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов)

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

10,68

11,47

12,30

1.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

2,04

0,79

0,83

1.2.

к предыдущему году, %

123,6

107,4

107,2

1.3.

темпы роста к 2008 году

123,6

132,8

142,4

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

10,25

10,97

-

2.1.

к предыдущему году, млрд. рублей

0,73

0,72

-

2.2.

к предыдущему году, %

107,7

107,0

-


 

В пояснительной записке к расчетам поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых не содержится сведений об учете в поступлениях по указанному виду доходов платежей по налогу на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации. В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов не указаны объемы добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации.

Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета