Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:40, дипломная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустимость их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, в связи с этим тема дипломной работы также является актуальной.
Введение 3
Глава 1.Сущность налогово-бюджетной политики Российской Федерации 5
1.1. Социально-экономическая сущность налога как финансовой категории 5
1.2. Принципы построения и функционирования налоговой системы России 12
1.3. Бюджетная система и бюджетное устройство России 20
Глава 2. Налоги и их роль в формировании доходов государственного бюджета 27
2.1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2009–2011 годы 27
2.2. Анализ и оценка объема поступлений основных налогов Российской Федерации в федеральный бюджет: показатели, структура, динамика за 2009 – 2011 годы 43
Глава 3. Перспективы развития налогово-бюджетной политики Российской Федерации 61
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу 61
3.2. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 64
Заключение 70
Список использованных источников 75
Приложения
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [11].
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
В основу формирования федерального бюджета на 2009 - 2011 года положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Закон о бюджете на 2009 - 2011 гг. опирается на достигнутые в 2000-е года в бюджетной сфере результаты и тенденции, направлен на реализацию приоритетов государственной политики [10].
В Бюджетном послании было отмечено, что нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.
Динамика поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 – 2011 годах представлена наглядно на рисунке 2.1:
Рисунок 2.1 – Поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 – 2011 годах
Нормативы распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, установленные частью первой статьи 2 законопроекта, соответствуют статьям 50, 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2009 - 2011 годах (без учета налога на прибыль организаций с доходов, полученных виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Доход от налога на прибыль организаций при уплате в бюджет
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. |
Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей |
743,36 |
828,95 |
923,32 |
1.1. |
к предыдущему году, млрд. рублей |
67,08 |
85,59 |
94,37 |
1.2. |
к предыдущему году, % |
109,9 |
111,5 |
111,4 |
1.3. |
темпы роста к 2008 году |
109,9 |
122,6 |
136,5 |
2. |
Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей |
675,87 |
748,11 |
|
2.1. |
к предыдущему году, млрд. рублей |
42,24 |
72,24 |
|
2.2. |
к предыдущему году, % |
106,7 |
110,7 |
При проектировании доходов от уплаты налога на прибыль организаций учтены изменения налогового законодательства в части увеличения размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3% до 6% суммы расходов на оплату труда, применение повышающего коэффициента в размере 1,5 к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки и увеличение расходов в связи с возмещением организациями затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения своим работникам. Выпадающие доходы федерального бюджета в 2009 году в материалах, представленных с законопроектом, оценены вразмере 4,8 млрд. рублей.
В материалах, представленных с законопроектом, не приводится оценка последствий изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 2009 года: расширения условий для признания расходами в целях налогообложения затрат на обучение работников по основным и дополнительным образовательным программам, а также ряда мер, направленных на либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения. По мнению Счетной палаты, указанные изменения налогового законодательства могут привести к снижению налоговой базы и, следовательно, к снижению сумм налога на прибыль организаций.
В объеме поступлений налога на прибыль организаций в 2009, 2010 и 2011 годах учтены дополнительные поступления по годовому перерасчету, недоимке и платежам, начисленным по результатам контрольной работы налоговых органов, размер которых (25,7 млрд. рублей) постоянен на протяжении указанного периода.
Динамика доходов от уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 - 2011 годах приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Доход от единого социального налога при уплате в бюджет
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. |
Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей |
610,85 |
716,86 |
831,87 |
1.1. |
к предыдущему году, млрд. рублей |
113,32 |
106,01 |
115,01 |
1.2. |
к предыдущему году, % |
122,8 |
117,4 |
116,0 |
1.3. |
темпы роста к 2008 году |
122,8 |
144,1 |
167,2 |
2. |
Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей |
590,49 |
693,15 |
|
2.1. |
к предыдущему году, млрд. рублей |
89,99 |
102,66 |
|
2.2. |
к предыдущему году, % |
118,0 |
117,4 |
Распределение численности и фонда заработной платы работающих по уровням налоговой базы в 2009 - 2011 годах по категории плательщиков «А» произведено без учета сложившихся пропорций их распределения по форме налоговой отчетности № 5-ЕСН за 2005 - 2007 годы. В приведенных расчетах завышена их доля для категории плательщиков с численностью и фондом заработной платы до 280 тыс. рублей, для которых применяется максимальная ставка налога, и занижена для остальных категорий плательщиков, применяющих регрессивную шкалу, что ведет к завышению общего прогнозируемого объема поступлений налога.
Распределение численности и фонда заработной платы в разрезе категорий плательщиков по уровням налоговой базы в 2010 и 2011 годах произведено без учета роста заработной платы работающих и перемещения части работающих из шкалы регрессии с более низким уровнем дохода в шкалу с более высоким уровнем дохода. В представленных расчетах пропорции распределения численности и фонда заработной платы по уровням налоговой базы остаются неизменными в расчетах поступлений налога на 2009, 2010, 2011 годы, что влияет на прогнозируемый объем поступлений налога в сторону его завышения.
Вместе с тем применяемый при расчетах коэффициент корректировки фонда заработной платы по категории плательщиков «А» и «Б» на суммы, не подлежащие налогообложению, и суммы налоговых льгот, по мнению Счетной палаты, является заниженным, что влияет на объем поступлений налога в сторону уменьшения.
Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 - 2011 годах приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Доходы от уплаты налога на добавленную стоимость
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. |
Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей |
1868,24 |
2137,75 |
2464,58 |
1.1. |
к предыдущему году, млрд. рублей |
653,72 |
269,51 |
326,83 |
1.2. |
к предыдущему году, % |
153,8 |
114,4 |
115,3 |
1.3. |
темпы роста к 2008 году |
153,8 |
176,0 |
202,9 |
2. |
Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей |
1790,10 |
2019,00 |
|
2.1. |
к предыдущему году, млрд. рублей |
575,58 |
228,90 |
|
2.2. |
к предыдущему году, % |
147,4 |
112,8 |
В расчетах поступлений налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, суммы налога, начисленные по налогооблагаемым оборотам, приняты в размере 47,35% к прогнозируемым объемам валового внутреннего продукта, при 47,36% фактически сложившихся, по данным налоговой отчетности Федеральной налоговой службы, в 2007 году [ ].
Доля налоговых вычетов, принятых в расчете налога, и сумм налога, начисленных по налогооблагаемым объектам, составляла в 2007 году 92,3%, в январе - июне 2008 года – 92,7%. В расчетах, представленных с законопроектом, значение указанного показателя принято на уровне 92,5 %. Применение при расчете поступлений налога доли налоговых вычетов в суммах начисленного налога, фактически сложившейся в январе - июне 2008 года (92,7%), уменьшает проектируемую на 2009 год сумму налога на 57 млрд. рублей, на 2010 год - на 52 млрд. рублей, на 2011 год - на 71 млрд. рублей. В расчетах налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, предусмотрены дополнительные поступления в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины: в 2009 году – 103,0 млрд. рублей, в 2010 году – 120,9 млрд. рублей, в 2011 году – 144,7 млрд. рублей.
Динамика доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2009 – 2011 годах приведена в таблице 2.4.
В соответствии со статьей 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы федерального бюджета должны прогнозироваться на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (Приложение А). Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 181) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов признается отдельным видом подакцизных товаров, однако показатели производства и реализации спиртосодержащей продукции в составе подакцизной продукции в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов не предусмотрены.
Таблица 2.4 - Доходов от уплаты акцизов в федеральный бюджет
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. |
Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей |
140,63 |
163,46 |
196,57 |
1.1. |
к предыдущему году, млрд. рублей |
21,58 |
22,83 |
33,11 |
1.2. |
к предыдущему году, % |
118,1 |
116,2 |
120,3 |
1.3. |
темпы роста к 2008 году |
118,1 |
137,3 |
165,1 |
2. |
Закон № 198-ФЗ (с изм.) (2008-2010 гг.), млрд. рублей |
137,99 |
157,66 |
|
2.1. |
к предыдущему году, млрд. рублей |
18,98 |
19,67 |
|
2.2. |
к предыдущему году, % |
115,9 |
114,3 |
Проектируемый объем поступлений в федеральный бюджет акцизов на табачные изделия недостаточно обоснован. Средняя розничная цена пачки сигарет с фильтром в расчете поступлений акцизов в 2009 году принята на уровне 11,64 рубля. Исходя из розничной цены пачки отечественных сигарет с фильтром, сложившейся, по данным Федеральной службы государственной статистики [ ], в декабре 2007 года (10,0 рубля) и в июле 2008 года (10,89 рубля), индекса потребительских цен, ожидаемого в 2008 году, и среднего индекса потребительских цен, прогнозируемого на 2009 год, средняя розничная цена пачки сигарет в 2009 году составит 12,20 рубля. Принятие в расчет этой цены пачки сигарет с фильтром увеличивает прогнозируемый на 2009 год объем поступлений акцизов на табачную продукцию на сумму порядка 0,6 млрд. рублей.
В 2008 году утвержден технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», что позволило внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие с 2011 года дифференциацию бензина и дизельного топлива, исходя из его класса и устанавливающие три ставки акциза против двух действующих ставокдля бензина и единой ставки для дизельного топлива.
При расчете поступлений в федеральный бюджет в 2009 году акциза на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, ставка налога принята в размере 2 657 рублей за тонну, в то время как Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» она установлена на 2009 год в размере 3 900 рублей за тонну.
Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, рассчитаны исходя из собираемости этих акцизов на уровне 60 %. Такой низкий уровень собираемости принимается в расчетах уже на протяжении ряда лет. По данным Федеральной налоговой службы [ ], собираемость этих акцизов в 2007 году составила 76,1 %. Собираемость акцизов на все нефтепродукты при расчете их поступлений принята на уровне 96,0 %, в то время как, по данным Федеральной налоговой службы, в 2007 году фактически сложившийся уровень собираемости по автомобильному бензину составил 97,2%, дизельному топливу - 96,8 %, моторным маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 92,1 %.
Зачисление акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 года) и акцизов на алкогольную продукцию с объемной долейспирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 год, производится в полном объеме в федеральный бюджет, а зачисление акцизов на алкогольную продукцию с объемной долейспирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 год в федеральныйбюджет производится по нормативу 50 %.
Информация о работе Налоги как важнейший источник формирования доходов государственного бюджета