Налоги как экономическая основа государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством методов прямого (инвестиции, дотации, субвенции или субсидии, трансферты, цены) и косвенного (промышленная, денежно-кредитная, страховая, амортизационная и налоговая политика) воздействия.
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

- накопительный метод  – доходом признаются все суммы,  право на получение, которых  возникло в данном налоговом  периоде, вне зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком. НДФЛ – з/пл начислена, но не получена, НДС – в момент отгрузки товара.

Налоговый период – это срок в течение, которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате).

Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

В зависимости от способа определения суммы налога:

- равные ставки, когда  для каждого налогоплательщика  устанавливается равная сумма  налога (налог на благоустройство  территории);

- твердые ставки, когда   для каждой единицы налогообложения  определен зафиксированный размер  налога ( 7 коп. за 1 м2 площади);

- процентные ставки, когда  с 1 руб. предусмотрен определенный % налогового обязательства.

В зависимости  от степени изменяемости ставок налога:

- общие ставки; - повышенные ставки;- экономические ставки.

В зависимости  от содержания:

- маргинальные ставки (определена нормативным актом  о налоге); -  фактические ставки (отношение уплаченного налога к налоговой базе); - экономические ставки (отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Значение экономических  ставок состоит в том, что их динамика адекватно характеризует последствия для налогоплательщика.

Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Виды налоговых  льгот:

1) изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения; 2) скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу; 3) налоговый кредит.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

В соответствии со ст. 52 НК налогоплательщик самостоятельно исчисляет  сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой  базы, налоговой ставки и налоговых  льгот. Пример: расчет налога на прибыль. За налогоплательщика может рассчитать налог – налоговый орган (земельный налог), третье лицо уплачивают – налоговые агенты (НДФЛ). 

7. Элементы налогообложения:  порядок, способы исчисления и  уплаты налога, сроки уплаты.

Первая группа (всегда должны быть указаны в законодательном  акте):

- налогоплательщики (субъекты налогообложения);

- предмет и объект  налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления  налога;

- порядок и сроки  уплаты налога.

Вторая группа:

Факультативные элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу – порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы.

Существуют 2 системы  исчисления налогов:

1) некумулятивная (база налоговая рассматривается по частям, при расчете НДС);

2) кумулятивная (исчисление  налога нарастающим итогом с  начала налогового периода, налог  на прибыль, НДФЛ).

Порядок уплаты налога – способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Порядок уплаты предполагает решение следующих вопросов:

1) направление платежа  (бюджет, внебюджетный фонд);

2) средства уплаты  налога (в рублях, или в валюте);

3) механизм платежа  (безналично или налично), либо  через сборщиков налогов.

Особенности контроля уплаты: подлежащая сумма перечисляется в тот или иной бюджет.

Сроки уплаты налогов – дата или период в течении которого налогоплательщик обязан внести сумму налога в бюджет.

В зависимости  от сроков уплаты налогов выделяют:

1) срочные налоги (при  покупке транспортных средств в течение 5 дней);

2) периодически-календарные  (месячные, квартальные, полугодовые,  годовые, 1 раз в квартал).

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора:

Отсрочка – перенесли  срок и рассрочка – изменение  срока уплаты на срок от 1 до 6 месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, при наличии следующих оснований:

1) нанесении налогоплательщику  значительного материального ущерба  в результате стихийных бедствий, катастроф;

2) задержки финансирования из бюджета;

3) задержка оплаты  выполненного государственного  заказа;

4) угроза банкротства  в случае единовременной выплаты  налогов;

5) сезонный характер  предпринимательской деятельности.

Если 1 и 2 - % не начисляются, 3 и 5 - % = 0,5 ставки рефинансирования, которые действуют в период отсрочки и рассрочки.

Кредит – изменение срока уплаты на срок от 3 месяцев до 1 года, при наличии выше перечисленных условий (срок более длительный в отличии от рассрочки и необходимо предоставить залог или поручительство).

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, на срок от 1 до 5 лет, дается не всем организациям, а при наличии оснований:

1) выделяется организации,  проводящей НИОКР, либо техническое  перевооружение собственного производства;

2) осуществление внедренческой  или инновационной деятельности;

3) выполнение особо  важного заказа по социально-экономическому  развитию региона. 

8. Налоговая система  РФ и ее составные элементы.

Налоговая система  РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Элементы налоговой  системы РФ:

- система налогов и  сборов РФ (совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.);

- система налоговых  отношений (совокупность властных  отношений по установлению, введению, взиманию налогов, отношений.  Возникающих в процессе налогового  контроля и др. отношений);

- система участников  налоговых отношений (налогооблагающие  субъекты (субъекты РФ-85, муниципальных  образований – 29000, налоговые  органы, действующие от налогооблагающих  субъектов, налогоплательщики));

- нормативно-правовая  база сферы налогообложения (конституция, НК, ГК, ФЗ, указы президента, постановления правительства);

- система информационного  обеспечения налогообложения. 

9. Система налогов  и сборов Российской Федерации.  Классификация налогов.

Система налогов  и сборов РФ – совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.

Виды налогов:

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей страны.

- НДС;

- акцизы;

- НДФЛ;

- ЕСН;

- налог на прибыль  организаций;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

-водный налог;

- государственная пошлина;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов.

Региональные  налоги и сборы – вводятся законодательными органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта РФ.

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный  бизнес;

- транспортный налог.

Субъекты РФ определяют налоговые ставки, не выше верхнего предела прописанного в НК. Могут устанавливать порядок и сроки уплаты налога. Могут давать налоговые льготы. Не могут устанавливать налоговые льготы. Не могут устанавливать другие виды налогов.

Местные налоги и сборы – устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории местного субъекта.

Ставки, льготы могут  устанавливать, все остальное ФЗ.

- земельный налог;

- налог на  имущество ФЛ. 

10. Специальные налоговые режимы.

Предусматривают особый порядок определения элементов  налогообложения, освобождение по уплате отдельных налогов и сборов.

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Право перейти на этот налог имеют те сельхоз товаропроизводители у которых за календарный год доля дохода от реализации произведенной продукции ими самими, включая первичную переработку своей продукции составляет не менее 70%.

Освобождаются от:

- налога на прибыль;

- налога на имущество  организации;

- единого социального  налога;

- налог на добавленную  стоимость – 6%.

2. упрощенная  система налогообложения:

Освобождаются от тех  же налогов, что и случай 1. Если за 9 месяцев в том году, когда  организация подает заявление на упрощенную систему налогообложения доходы от реализации и внереализационные доходы не превысили 15 млн. руб. Ежегодно это значение пересчитывается с учетом коэффициента дефлятора, который устанавливается ежегодно МИНЭКОНОМ развития, учитывает изменение потребительских цен на товары в РФ. 2008 г. 15*1,34=20,1 млн. руб.

Кто не вправе применять: банки, страховщики, организации, которые  имеют представительства и филиалы, инвестиционные фонды, ломбарды, негосударственные  пенсионные фонды.

Объектом налогообложения могут быть: доходы от реализации – 6% и внереализационные (доходы-расходы)- 15%. Самостоятельно объект выбирает налогоплательщик.

3. система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности.

Вменененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика, который рассчитывается с учетом совокупности условий, которые влияют на получение указанного вида дохода.

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующую отдельный вид предпринимательской деятельности. Используется коэффициент дефлятор.

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (разработка и добыча нефти, газа).

Соглашение о разделе продукции – договор, в соответствии с которым РФ, в лице органов власти предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определенные участки недр.

Инвестор обязуется осуществлять проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия и определяет порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Инвестор уплачивает:

-НДС;

- налог на прибыль;

- ЕСН;

- на пользование природными  ресурсами;

- таможенные сборы;

- земельный налог;

- акцизы;

- за негативное воздействие  на окружающую среду;

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов. Транспортный налог не уплачивается, за исключением легковых автомобилей.

Нефть, газ, конденсат – кол-во добытых  полезных ископаемых в натуральном  выражении – налогооблагаемая база – тонна – 340 руб/тонну, коэффициент, характеризующий динамику мировых  цен на нефть. 

11. Понятие налоговой  политики.

Налоговая политика – это система, осуществляемая государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом.

Налоговая политика строится на исследовании возможности:

- создать новые модели управления  налоговой системой;

- улучшить ее организацию;

- изменить действующие налоговые  режимы (в плане улучшения).

Эффективность налоговой политики зависит от того какие постулаты  заложены в ее основу и на каких принципах построена налоговая система: соотношения прямого и косвенного налогообложения, отсутствие или наличие прогрессии налоговых ставок, характер и цели налоговых льгот, степень эффективности применяемой системы защиты прав налогоплательщиков.

Информация о работе Налоги как экономическая основа государства