Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:54, реферат
В последние три года в Российской Федерации четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени физических и юридических лиц с целью повышения эффективности экономики страны в период развития рыночных отношений. Уже давно не вызывает сомнений тот факт, что снижение налогового бремени, осуществляемое на прочной экономической основе, ведет к росту экономической активности хозяйствующих субъектов и повышению благосостояния населения.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе РФ……6
2. Основы применения налога на доходы физических лиц………………..13
Заключение……………………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………………..29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе РФ……6
2. Основы применения налога на доходы физических лиц………………..13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..29
Введение
В последние три
года в Российской Федерации четко
прослеживается тенденция к снижению
налогового бремени физических и
юридических лиц с целью
В связи с этим, огромное значение приобретает налоговая политика, проводимая государством. Налоговая политика государства как часть политики в сфере экономических и финансовых отношений проводится через систему правовых норм и, прежде всего, через акты законодательства о налогах и сборах, центральное место среди которых отведено Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Часть вторая НК РФ подтверждает направленность налоговой политики Российской Федерации, как к снижению налогового бремени, так и к приближению к мировой теории и практике налогообложения.
С 1 января 2001 г. действует глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, которая заменила Закон РФ от 07.12.1991 №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Статьей 13 НК РФ этот налог отнесен к федеральным налогам, что обусловило установление гл.23 настоящего Кодекса всех элементов налога, которые четко определены статьями вышеуказанной главы, то есть появились новые понятия: налогоплательщик, налоговые агенты, налоговая база, виды не облагаемых налогом доходов, налоговые вычеты, ставки налога, налоговая отчетность. В ней также определены конкретные права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, а также порядок и сроки уплаты налога. Установлен разный режим налогообложения доходов физических лиц - налоговых резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
Актуальность выбранной
темы обусловлена, тем, что Правительством
РФ в последние годы проводится политика
по снижению налогового бремени физических
и юридических лиц с целью
повышения эффективности
Целью работы является рассмотрение вопросов, касающихся роли подоходного налога (налога на доходы физических лиц) в бюджетной системе РФ, его социально-экономической сущности, а также современного состояния подоходного налогообложения в РФ. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- определить место
НДФЛ в бюджетной системе
- охарактеризовать основы применения налога на доходы физических лиц;
При подготовке работы применялись методы: монографический, исторический, сравнительно-правовой и другие.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П. Кондракова, Т.Ф. Юткиной, В.Г. Панскова и др.
При написании данной работы использовалась теоретическая и методическая литература по теории налогов и налоговому праву, нормативно-правовые акты РФ, статьи периодической печати.
1. Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе РФ
Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.
Сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:
1. НДФЛ - один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от налога на доходы физических лиц занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (50%). Кроме того, НДФЛ с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.
2. Во всех странах НДФЛ взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Италии. Предельная ставка налога на доходы физических лиц в Дании в 1996 году составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены довольно значительные налогооблагаемые минимумы и представлены льготы по различным основаниям.
3. Во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества.
Сравнивая налоговое законодательство можно сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах:
Первый из них - обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй -- обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется действие философского закона единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий.
Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.
Таким образом, в налоговых системах западноевропейских стран четко прослеживается реализация таких постулатов, как: получаешь больше «неделимых благ» - плати большие налоги, «имеешь сравнительно низкий уровень социального статуса и дохода» - государство установит соответствующие вычеты из него и обеспечит определенный минимальный уровень социальной обеспеченности за счет минимизации налогов. Естественно такой подход способствует как экономическому росту, так и относительному социальному миру в этих странах.
В налоговой системе РФ налог с физических лиц - наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков.
Одним из важнейших
институтов государства является бюджетная
система. На протяжении тысячелетий
существования государств финансовые
ресурсы, мобилизуемые в бюджетную
систему, обеспечивают государственным
и территориальным органам
НДФЛ является прямым,
федеральным, регулирующим налогом. Он
действует на территории всей страны,
взимается государством непосредственно
с доходов налогоплательщика
по единым ставкам, используется для
регулирования доходов
До 1 января 1999 г. суммы этого налога полностью поступали в бюджеты субъектов РФ, из которых до 90% поступлений от него шло в местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ вполне обоснован, ввиду недостаточность средств местных бюджетов и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ - по ставке 9%. В Федеральном Законе от 23.12.03 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» уже предусматривается передача в бюджеты субъектов РФ 100% налога на доходы физических лиц.
Как и любой другой
налог, НДФЛ является одним из экономических
рычагов государства, с помощью
которого оно пытается решить различные
трудно совместимые задачи обеспечения
достаточных денежных поступлений
в бюджеты всех уровней, регулирования
уровня доходов населения и
Подоходное налогообложение
обладает большими возможностями воздействия
на уровень реальных доходов населения,
позволяет с помощью системы
льгот, выбора объекта и ставок налогообложения
стимулировать стабильные доходы бюджета
за счет повышения ставок налога по
мере роста заработков граждан. Кроме
того, тяжесть бремени
Цели взимания и основные черты НДФЛ в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:
- НДФЛ является
личным налогом, т.е. его
- НДФЛ большей
степени отвечает основным
- налог относительно
регулярно поступает в доходы
бюджета, что немаловажно с
точки зрения пополнения
- основной способ взимания НДФЛ -- у источника выплаты дохода -- является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
Широкое распространение
этого налога во всех странах мировой
системы вызвано рядом
Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения. НДФЛ, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим, именно в НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.
Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления с НДФЛ занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений, несмотря на то, что российские налоговые ставки с 2001 г., значительно более либеральные, чем ставки налога в других странах.