Налоги с физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:54, реферат

Краткое описание

В последние три года в Российской Федерации четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени физических и юридических лиц с целью повышения эффективности экономики страны в период развития рыночных отношений. Уже давно не вызывает сомнений тот факт, что снижение налогового бремени, осуществляемое на прочной экономической основе, ведет к росту экономической активности хозяйствующих субъектов и повышению благосостояния населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе РФ……6
2. Основы применения налога на доходы физических лиц………………..13
Заключение……………………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

НДФЛ.docx

— 46.72 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Место налога  на доходы физических лиц в  бюджетной системе РФ……6

2. Основы применения  налога на доходы физических  лиц………………..13

Заключение……………………………………………………………………26

Список используемой литературы…………………………………………..29

 

Введение

В последние три  года в Российской Федерации четко  прослеживается тенденция к снижению налогового бремени физических и  юридических лиц с целью повышения  эффективности экономики страны в период развития рыночных отношений. Уже давно не вызывает сомнений тот  факт, что снижение налогового бремени, осуществляемое на прочной экономической  основе, ведет к росту экономической  активности хозяйствующих субъектов  и повышению благосостояния населения. Так, например, Лаффер сделал вывод о том, что оптимальная прогрессивная шкала ставок налога к налоговой базе является движущей силой экономической инициативы индивидуума в получении дохода. Построенная им кривая количественной зависимости между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета показывает, что если ставки налога устанавливаются выше оптимального уровня, то часть налогоплательщиков уходит в «теневой» сектор экономики, то есть это приводит к нелегальному сокрытию доходов от налогообложения. Указанная точка зрения не претерпела существенных изменений и в настоящее время.

В связи с этим, огромное значение приобретает налоговая  политика, проводимая государством. Налоговая  политика государства как часть  политики в сфере экономических  и финансовых отношений проводится через систему правовых норм и, прежде всего, через акты законодательства о налогах и сборах, центральное  место среди которых отведено Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Часть вторая НК РФ подтверждает направленность налоговой политики Российской Федерации, как к снижению налогового бремени, так и к приближению  к мировой теории и практике налогообложения.

С 1 января 2001 г. действует  глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, которая заменила Закон РФ от 07.12.1991 №1998-1 «О подоходном налоге с  физических лиц». Статьей 13 НК РФ этот налог отнесен к федеральным налогам, что обусловило установление гл.23 настоящего Кодекса всех элементов налога, которые четко определены статьями вышеуказанной главы, то есть появились новые понятия: налогоплательщик, налоговые агенты, налоговая база, виды не облагаемых налогом доходов, налоговые вычеты, ставки налога, налоговая отчетность. В ней также определены конкретные права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, а также порядок и сроки уплаты налога. Установлен разный режим налогообложения доходов физических лиц - налоговых резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Актуальность выбранной  темы обусловлена, тем, что Правительством РФ в последние годы проводится политика по снижению налогового бремени физических и юридических лиц с целью  повышения эффективности экономики  страны, что требует усовершенствование налогового законодательства. В связи  с этим усовершенствованием, в данное законодательство постоянно вносятся дополнения и изменения. Эти нововведения и изменения требуют пристального внимания и изучения со стороны налогоплательщиков и налоговых органов.

Целью работы является рассмотрение вопросов, касающихся роли подоходного налога (налога на доходы физических лиц) в бюджетной системе  РФ, его социально-экономической  сущности, а также современного состояния  подоходного налогообложения в  РФ. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие  задачи:

- определить место  НДФЛ в бюджетной системе Российской  Федерации;

- охарактеризовать  основы применения налога на  доходы физических лиц;

При подготовке работы применялись методы: монографический, исторический, сравнительно-правовой и другие.

Теоретической основой  данной работы стали труды отечественных  ученых-экономистов Н.П. Кондракова, Т.Ф. Юткиной, В.Г. Панскова и др.

При написании данной работы использовалась теоретическая  и методическая литература по теории налогов и налоговому праву, нормативно-правовые акты РФ, статьи периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место  налога на доходы физических  лиц в бюджетной системе РФ

Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего  исторического развития отечественной  и зарубежной экономики.

Сравнивая налоговое  законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

1. НДФЛ - один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от налога на доходы физических лиц занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (50%). Кроме того, НДФЛ с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.

2. Во всех странах НДФЛ взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Италии. Предельная ставка налога на доходы физических лиц в Дании в 1996 году составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что во всех странах установлены довольно значительные налогооблагаемые минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

3. Во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества.

Сравнивая налоговое  законодательство можно сделать  выводы о том, что налогообложение  граждан в различных странах  базировалось на сопоставимых принципах:

Первый из них - обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй -- обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется действие философского закона единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий.

Повышение налогов  с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый  период, поскольку уже в следующем  база для их уплаты может резко  сократиться. Снижение же налогов с  граждан стимулирует рост доходов  населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг  и, как следствие, рост всех налоговых  поступлений.

Таким образом, в  налоговых системах западноевропейских стран четко прослеживается реализация таких постулатов, как: получаешь  больше «неделимых благ» - плати большие  налоги, «имеешь сравнительно низкий уровень социального статуса  и дохода» - государство установит  соответствующие вычеты из него и  обеспечит определенный минимальный  уровень социальной обеспеченности за счет минимизации налогов. Естественно  такой подход способствует как экономическому росту, так и относительному социальному  миру в этих странах.

В налоговой системе  РФ налог с физических лиц - наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков.

Одним из важнейших  институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Основой формирования доходной базы бюджетов всех уровней являются налоговые доходы.

НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно  с доходов налогоплательщика  по единым ставкам, используется для  регулирования доходов нижестоящих  бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном  порядке на очередной финансовый год.

До 1 января 1999 г. суммы  этого налога полностью поступали  в бюджеты субъектов РФ, из которых  до 90% поступлений от него шло в  местные бюджеты. Этот порядок зачисления суммы НДФЛ вполне обоснован, ввиду недостаточность средств местных бюджетов и на том основании, что в соответствии с Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» к собственным доходам местных бюджетов относится не менее 50% НДФЛ. В 1999 году НДФЛ зачислялся в федеральный бюджет по ставке 3% и в бюджеты субъектов РФ - по ставке 9%. В Федеральном Законе от 23.12.03 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» уже предусматривается передача в бюджеты субъектов РФ 100% налога на доходы физических лиц.

Как и любой другой налог, НДФЛ является одним из экономических  рычагов государства, с помощью  которого оно пытается решить различные  трудно совместимые задачи обеспечения  достаточных денежных поступлений  в бюджеты всех уровней, регулирования  уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления  и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования  получаемых доходов, помощи наименее защищенным категориям населения.

       

Подоходное налогообложение  обладает большими возможностями воздействия  на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы  льгот, выбора объекта и ставок налогообложения  стимулировать стабильные доходы бюджета  за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме  того, тяжесть бремени индивидуального  налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения  и другими налогами.

Цели взимания и  основные черты НДФЛ в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе  определяется следующими факторами:

- НДФЛ является  личным налогом, т.е. его объектом  является не предполагаемый усредненный  доход, а доход, полученный  конкретным плательщиком;

- НДФЛ большей  степени отвечает основным принципам  налогообложения - всеобщности, равномерности  и эффективности;

- налог относительно  регулярно поступает в доходы  бюджета, что немаловажно с  точки зрения пополнения бюджетных  средств;

- основной способ  взимания НДФЛ -- у источника выплаты дохода -- является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Широкое распространение  этого налога во всех странах мировой  системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения  в общей системе налогообложения. Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого  налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без  перераспределения зачисляться  в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения. НДФЛ, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с  этим, именно в НДФЛ наглядно реализуются  такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность  и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности  НДФЛ накладывают на законодательные  и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой  системе страны. Несмотря на то, что  его отчисления увеличились в  общей сумме всех доходов бюджета  по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений  в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную  стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран  поступления с НДФЛ занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений, несмотря на то, что российские налоговые  ставки с 2001 г., значительно более  либеральные, чем ставки налога в  других странах.

Информация о работе Налоги с физических лиц