Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:54, реферат
В последние три года в Российской Федерации четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени физических и юридических лиц с целью повышения эффективности экономики страны в период развития рыночных отношений. Уже давно не вызывает сомнений тот факт, что снижение налогового бремени, осуществляемое на прочной экономической основе, ведет к росту экономической активности хозяйствующих субъектов и повышению благосостояния населения.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе РФ……6
2. Основы применения налога на доходы физических лиц………………..13
Заключение……………………………………………………………………26
Список используемой литературы…………………………………………..29
Налоговая база должна
определяться отдельно по каждому виду
доходов, в отношении которых
установлены различные
С учетом всего выше сказанного, порядок расчета налога на доходы физических лиц, можно представить в виде схемы приведенной в на рис. 1.
Государство возложило функции по удержанию налогов на предприятия, организации и учреждения, а также на индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, и на постоянные представительства иностранных организаций в России.
В связи с этим предприятия, организации и лица, выплачивающие любой доход в любой форме, подлежащий налогообложению, обязаны удерживать налоги по установленной шкале, то есть они являются налоговыми агентами. Налогоплательщик не несет ответственности за неправильно удержанный или несвоевременно перечисленный налог. Вся ответственность за это лежит на налоговом агенте. Положенные в соответствии с законом вычеты из совокупного дохода должен осуществлять также налоговый агент. В то же время предоставление при необходимости справок (например, об иждивенцах, об инвалидности и т.д.) -- обязанность налогоплательщика. При этом все положенные по закону вычеты из облагаемого дохода делаются только по месту основной работы.
Налог удерживается
ежемесячно по совокупности дохода с
начала календарного года. Предприятия,
учреждения и организации обязаны
перечислять в бюджет суммы исчисленного
и удержанного с физических лиц
налога не позднее дня фактического
получения в банке наличных денежных
средств на оплату труда, или же не
позднее дня перечисления со счетов
указанных организаций в банке
по поручениям работников причитающихся
им сумм. Предприятия, учреждения, организации,
выплачивающие суммы на оплату труда
из выручки от реализации продукции,
выполнения работ и оказания услуг,
перечисляют исчисленные суммы
налога в банки не позднее дня,
следующего за днем выплаты денежных
средств на оплату труда. При этом
налоговый агент обязан вести
раздельный учет выплачиваемых
Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиками от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Налоги взимаются только путем удержания из дохода налогоплательщика. Российское налоговое законодательство не допускает уплаты налога за счет средств предприятия, организации, учреждения. При нарушении этого положения к предприятиям, организациям и учреждениям должны применяться соответствующие санкции. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплаты.
Предприятия, учреждения, организации и другие работодатели обязаны представлять в налоговый орган не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим, сведения о доходах, полученных физическими лицами не по месту основной работы, службы или учебы, и о начисленных и удержанных суммах налога.
НК РФ установлены
определенные особенности исчисления
сумм налога индивидуальными
- зарегистрированные
в установленном действующим
законодательством порядке и
осуществляющие
- частные нотариусы
и другие лица, занимающиеся в
установленном действующим
Указанные налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. При этом они должны определить подлежащую уплате в бюджет общую сумму налога с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате им дохода, а также с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уже уплаченных ими в соответствующий бюджет. Убытки прошлых лет при этом не могут и не должны уменьшать налоговую базу этой категории налогоплательщиков. Указанные налогоплательщики, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. При этом налогоплательщики, являющиеся российскими налоговыми резидентами, в случае получения доходов от источников, расположенных за пределами РФ, одновременно с налоговой декларацией обязаны представить в налоговый орган справку от источника, выплатившего доходы, о таких доходах с переводом на русский язык.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией должна быть уплачена по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Кроме того, налогоплательщики этой категории обязаны указать в налоговой декларации суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода должна быть определена налогоплательщиком.
На основании
суммы предполагаемого дохода, указанного
в налоговой декларации, или суммы
фактически полученного дохода от указанных
видов деятельности за предыдущий налоговый
период с учетом предусмотренных
налоговых вычетов, налоговым органом
производится расчет сумм авансовых
платежей на текущий налоговый период.
Авансовые платежи должны быть уплачены
этой категорией налогоплательщиков на
основании налоговых
- за январь -- июнь -- не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
- за июль - сентябрь -- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь -- декабрь -- не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае увеличения
или уменьшения по сравнению с
ранее предполагаемой суммой дохода
(более чем на 50%) налогоплательщик
обязан представить новую налоговую
декларацию с указанием суммы
предполагаемого дохода от осуществления
предпринимательской
Определенные особенности
исчисления налога установлены также
в отношении отдельных
Налогоплательщики, являющиеся налоговыми резидентами РФ, в случае получения доходов от источников, находящихся за пределами РФ, одновременно с налоговой декларацией обязаны представить в налоговый орган справку от источника, выплатившего доходы, о таких доходах с переводом на русский язык. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый -- не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.
Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если это предусмотрено соответствующим договором или соглашением об избежании двойного налогообложения. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога, исчисленной так, как если бы эти доходы были получены от источников в РФ. Такой зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Для освобождения от налогообложения, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик не являющийся российским налоговым резидентом должен представить в налоговые органы России официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор или соглашение об избежании двойного налогообложения. Такое подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от налогообложения, налоговых вычетов или привилегий.
Таким образом, принципы
подоходного налогообложения, заложенные
в главе 23 НК РФ, по своему содержанию
и практической реализации схожи
с принципами научной теории и
мировой практики. Однако имеют место
быть и специфичные, свойственные только
нашей системе подоходного
Заключение
В данной работе был рассмотрен мировой опыт налогообложения доходов физических лиц, проанализированы положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, определено место этого налога в бюджетной системе Российской Федерации охарактеризован порядок налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления данного налога в бюджет. На основании проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам.
Налог на доходы физических лиц с граждан (подоходный налог) - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. Широкое распространение этого налога во многих странах мировой системы, вызвано тем, что он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.
Принципы подоходного налогообложения, заложенные в главе 23 НК РФ, по своему содержанию и практической реализации схожи с принципами научной теории и мировой практики подоходного налогообложения. Так, цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах аналогичными налогами. Однако имеются специфичные, свойственные только нашей системе подоходного налогообложения, особенности его взимания, к числу которых следует отнести самую низкую в Европе ставку налога.
В Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.