Налоговая отчетность и налоговый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.30 Кб (Скачать файл)

 

2. Налоговая отчетность в Российской Федерации

2.1. Налоговая декларация

   Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льгот и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым  налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

  1.налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично ил через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

  При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем отправки считается дата ее отправки.

  Порядок предоставления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2001 № 180-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

  2.Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

  3.Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

4.Налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

2.2. Внесение дополнений и изменений  в налоговую декларацию

  1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

  2. Если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

  3. Если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки.(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ )

  4. Если предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо  о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ )

2.3. Общие требования к заполнению  налоговой декларации

 1. Декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка заполненного текста Декларации на принтере. Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002, регистрационный №3437; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 27.05.2002, №21; "Российская газета", 22.05.2002, №89). 3

   Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

  При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

  2. Декларация заполняется налогоплательщиком с учетом нижеследующего.

В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных декларацией, в соответствующей строке ставится прочерк.

 Все суммовые показатели отражаются в рублях и копейках, за исключением сумм налога на доходы физических лиц в Разделе 5 декларации, которые исчисляются и показываются в полных рублях. При этом, сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. Доходы налогоплательщика, а также расходы, принимаемые к вычету, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов либо на дату фактического осуществления расходов.Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и проставить подпись налогоплательщика под исправлением с указанием даты исправления.Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

  Налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию на бланке установленной формы. Декларация, представленная по форме, отличной от утвержденной Минфином России, налоговыми органами не принимается.

Внесение дополнений и изменений налогоплательщиком в Декларацию при обнаружении в текущем налоговом периоде не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших налоговых периодах при исчислении налоговой базы, применении налоговой ставки, определении суммы налога, подлежащей вычету, или иных ошибок производится путем представления деклараций за соответствующие истекшие налоговые периоды, с отражением сумм налога с учетом вносимых дополнений и изменений.

  При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения) указанные (корректирующие) декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога.

  3. При заполнении декларации используются данные из справок о доходах и удержанных суммах налогов, выдаваемых налоговыми агентами по запросу налогоплательщиков, а также из расчетных, платежных и иных документов, имеющихся в распоряжении налогоплательщиков.

  4. Страницы 001 и 002 титульного листа и Разделы 5 и 6 декларации заполняются всеми налогоплательщиками.

 Разделы 1, 2, 3 и 4 Декларации заполняются налогоплательщиками в целях расчета налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым, соответственно, по ставкам 13 %, 30 %, 35 %, 9 %.

 Раздел 5 Декларации заполняется налогоплательщиками в целях расчета итоговой суммы налога к уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета по всем видам доходов.После заполнения разделов 1, 2, 3, 4 и 5 Декларации заполняется раздел 6 Декларации, в котором отражается информация по суммам налога на доходы физических лиц, подлежащим уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета с указанием кодов бюджетной классификацииНалогоплательщик вправе составить реестр документов, прилагаемых к Декларации, и подтверждающих сведения, указанные в разделах и листах Декларации.

   5. После заполнения и комплектования Декларации налогоплательщику необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных страниц в поле «Стр.».В верхней части каждой заполняемой страницы Декларации проставляется идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), если он ему присвоен территориальным налоговым органом, а также фамилия и инициалы налогоплательщика.

 ИНН заполняется на основании следующих документов:Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме №12-2-4 или Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту его жительства по форме №12-2-5, утвержденных приказом МНС России от 27.11.1998 №ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.1998, регистрационный №1664; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 04.01.1999, №1), или Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме №09-2-2 или Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту его жительства по форме №09-2-3, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 №БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004, регистрационный №5685; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 12.04.2004, №15).

  В нижней части каждой заполняемой страницы Декларации в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» проставляются дата подписания и подпись налогоплательщика или его законного представителя.

   В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Документы, подтверждающие полномочия законного или уполномоченного представителя, должны прилагаться к Декларации. 4

 

3. Налоговый контроль в Российской  Федерации

3.1. Понятие, формы и виды налогового  контроля

 

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли) а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

  Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции в том же порядке, что и налоговые органы, наделены в соответствующих случаях теми же правами и несут те же обязанности.

  Содержание налогового контроля включает:

1 проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;

2  проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3 проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

4  проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов;

5 проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;

6  проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

7 предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

  1. выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;
  2. выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.

1 В зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:

а) предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

б) текущий налоговый контроль - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок;

в) последующий налоговый контроль - предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов; последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

 2. В зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:

а) комплексный налоговый контроль - подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов;

Информация о работе Налоговая отчетность и налоговый контроль в РФ