Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:25, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
б) тематический (специальный) налоговый контроль - подразумевает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов; только прямых или только косвенных налогов).
3. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:
а)сплошной налоговый контроль - проверяются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов и сборов;
б)выборочный налоговый контроль - проверка проводится на основании выборки документов.
4. В зависимости от источников данных и места проведения мероприятий налогового контроля выделяют:
а) камеральный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов. При необходимости могут быть истребованы у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
б) выездной налоговый контроль осуществляется, как правило, по месту нахождения налогоплательщика с применением разнообразных методов контрольной деятельности, таких, как инвентаризация имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, проведение экспертиз и т.д.
5. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, и характера полномочий выделяют:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.
6. В зависимости от графика проведения контрольных мероприятий выделяют:
а) плановый налоговый контроль;
б) внеплановый налоговый контроль - в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации-налогоплательщика и др.).
7. В зависимости от подведомственности и подчиненности налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, выделяют:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете;
б) налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
3.2. Налоговый контроль в системе
государственного финансового
Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Его основная цель - содействие успешной реализации финансовой политики государства в процессе формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит экономическое и политическое благополучие государства. Основными составляющими системы государственных финансов являются государственные доходы и расходы, поэтому финансовый контроль в первую очередь направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации доходов, правомерности и целесообразности расходования государственных средств.
Налоговые поступления являются основным доходным источником бюджетов всех уровней; свыше 80 % общего объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля . Еще одним фактором, определяющим актуальность вопросов организации эффективной системы налогового контроля, является использование налогового механизма в процессе государственного регулирования.
Государственный налоговый контроль - это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины: совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффект иной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль - завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета. Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов - возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги - это принудительные денежные отношения, налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, т.е. контроль внутренне присущ данной экономической категории, необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию - образование денежных фондов государства.
В научной литературе государственный налоговый контроль в широком смысле слова определяется как специальный способ обеспечения законности. К его основным задачам относятся, обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней всех предусмотренных законодательством налогов и платежей, воспрепятствование уходу от налогов (т. е. налоговый контроль трактуется как проверка исполнения законов, исправление ошибок и нарушений). При рассмотрении налогового контроля как элемента системы государственного управления налогообложением становится очевидным, что это лишь одна из форм налогового контроля.
Согласно I части Налогового кодекса субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. В качестве основных форм проведения налогового контроля названы налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков и др.
Объектом государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений как императивных денежных отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства. Предметом налогового контроля в каждом конкретном случае могут выступать различные аспекты и проявления налоговых отношений: законность , достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т. д.
В зависимости от принадлежности субъектов налогового контроля к ветвям государственной власти можно выделить: контроль органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти, президентский контроль (рис. 2.2.) безусловно, для большинства субъектов государственной власти налоговый контроль является одним из видов деятельности. В системе налогового контроля органон исполнительной власти особо выделяется ведомственный контроль.
По времени осуществления различают такие виды налогового контроля, как предварительный, текущий и последующий. Это деление является весьма условным, так как одни и те же контрольные мероприятия могут быть одновременно предварительными, текущими и последующими относительно различных связанных с исполнением налоговых обязательств действий. Например, камеральная проверка расчета по налогу на прибыль за первый квартал: по отношению к моменту исчисления налога за первый квартал - это последующий контроль, по отношению к моменту уплаты налога - предварительный контроль, по отношению к процессу исполнения обязательств но уплате налога за весь налоговый период (год) - текущий контроль.
Формы налогового контроля, как способы выражения его содержания, подразделяются на две группы:
1 реализация государственного налогового контроля, обусловленного императивностью налогов (различные виды проверок, осуществляемых налоговыми, таможенными органами, органами федерального казначейства, налоговой полиции). Сущностным признаком этих форм налогового контроля является возможность применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства непосредственно в процессе реализации результатов контроля (чаше всего это последующий контроль, реже - текущий). Формой предварительного контроля и в этой группе является профилактика налоговых правонарушении (постановка на учет налогоплательщиков, информирование, консультирование по вопросам налогообложения и т. д.);
2 реализация государственного налогового контроля, обусловленного контролирующей ролью налогов (наблюдение, мониторинг, получение и обработка информации об отклонениях налоговых поступлений от заданных параметров, анализ и оценка принятых решений в области налогообложения, в том числе нормативных актом, и т. д.).
Методы государственного налогового контроля, т. е. способы и приемы практического осуществления этого вида деятельности, весьма разнообразны. Каждому виду налогового контроля (в зависимости от времени осуществления, субъекта контроля), каждой форме налогового контроля присущи свои методы. Выбор тех или иных приемов зависит от конкретных задам, поставленных перед субъектом контроля, его функции и полномочий. Методы государственного налогового контроля можно классифицировать следующим образом:
1 воздействие на субъекты налоговых отношений, которые подразделяются, в свою очередь, на методы убеждения и принуждения, либо на прямые (административные) и косвенные (экономические) методы;
3 организация контрольной работы.
В зависимости от субъекта налогового контроля кроме государственного можно выделить следующие виды: муниципальный, независимый (аудиторский), внутренний (внутрихозяйственный) и общественный. Независимый (аудиторский) контроль проводится специализированными фирмами, внутренний (внутрихозяйственный) контроль осуществляется службами организации, учреждения.
Определенная специфика муниципального итогового контроля обусловлена тем, что органы местного самоуправления - это самостоятельная децентрализованная форма осуществления управления. В то же время в исключительном ведении, представительных органов местного самоуправления находится установление и определение ряда элементов местных налогов и сборов (за исключением муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга). Поэтому муниципальный налоговый контроль занимает промежуточное положение между государственным налоговым контролем законодательных (представительных) органов власти и общественным налоговым контролем. Например, в настоящее время органами местного самоуправления Санкт-Петербурга в рамках муниципального налогового контроля проводится работа по выявлению неучтенных объектов обложения земельным налогом и налогами на имущество предприятий и физических лиц.
Общественный налоговый контроль осуществляется отдельными гражданами, трудовыми коллективами, политическими партиями, общественными организациями и тому подобными его формами, в частности, являются: обращение с законодательной инициативой по вопросам налогообложения в законодательные (представительные) органы власти и органы местного самоуправления; обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящем налоговом органе или суде; обращение в Конституционный суд Российской Федерации с жалобами на несоответствие налоговых законов Конституции РФ.
Основным критериям эффективности налогового контроля является его безусловное соответствие принципам законности, объективности, гласности и системности.
3.3. Налоговая проверка как основная форма осуществления налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется в отношении лиц, обязанных уплачивать установленные законодательством налоги (т.е. за налогоплательщиками), а также за лицами, которые обязаны перечислять за налогоплательщиков налоги (т.е. за налоговыми агентами), а также за иными лицами. Целью налогового контроля является выявление нарушений законодательства о налогах и сборах. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить соблюдение налогоплательщиком (плательщиком сбора) требований законодательства о налогах и сборах.В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов. Для проведения камеральной налоговой проверки должностным лицам налогового органа не требуется какого-либо специального разрешения или распоряжения руководителя налогового органа. Если законодательством о налогах и сборах не установлено иное, то камеральная налоговая проверка без какого-либо специального решения руководителя налогового органа может быть проведена уполномоченными лицами налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 88 НК РФ).
При выявлении проверкой ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые исправления. На суммы доплат по налогам, выявленных по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об их уплате с начислением соответствующих пеней.
В связи с расширением полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок НК РФ не предусмотрена обязательность проведения в отношении каждого конкретного налогоплательщика выездных (в соответствии с ранее действовавшей терминологией - документальных) налоговых проверок, которые согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» должны были проводиться не реже одного раза в два года. Исключения допускались только при соблюдении определенных условий. С введением в действие части первой НК РФ выездные налоговые проверки проводятся лишь в тех случаях, когда налоговый орган сочтет это необходимым.
Информация о работе Налоговая отчетность и налоговый контроль в РФ