Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:25, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Срок проведения проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не включаются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК и фактическим представлением. Из формулировки данной статьи следует, что налоговые органы могут, во-первых, проверять одного налогоплательщика в режиме выездной проверки несколько раз в течение года - при условии, что тематика проверок будет охватывать либо разные налоги, либо разные периоды; во-вторых, увеличить продолжительность проверок для организаций, имеющих обособленные подразделения; в-третьих, проверять обособленные подразделения независимо от проверки головной организации, и такая проверка не будет считаться проверкой головной организации. Таким образом, при желании налоговые органы могут находиться на территории налогоплательщика в режиме выездной проверки хоть круглогодично. [ст. 89 НК РФ]
Право прерывать проверку предоставляет налоговым органам возможность проведения необходимого числа встречных проверок, глубокого анализа имеющихся у них данных, привлечения специалистов и экспертов и при этом уложиться в сроки, установленные законодательством. Все это должно повышать качество проверок и сводить к минимуму разногласия по актам со стороны налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться от времени проведения предыдущей проверки.
Уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, при необходимости имеют право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ. При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены или заменены, производится их выемка по акту в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. В акте должна быть обоснована необходимость выемки документов и приведен их перечень. Налогоплательщик имеет право при выемки документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается МНС РФ. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, где фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. В соответствии с духом НК такая справка передается проверяемому. Однако практика показала, что отдельные местные налоговые органы отказываются передавать справки о проверках плательщикам на том основании, что НК РФ не содержит подобного прямого требования, а справка является внутренним документов налоговых органов. Тем не менее, проверяемому целесообразно настаивать на получении данной справки, поскольку она фиксирует момент окончания выездной налоговой проверки, а, следовательно, и момент начала отсчета срока, в течении которого налогоплательщику должен быть направлен акт налоговой проверки. К тому же, при определенных обстоятельствах, справка может быть использована как доказательство неправомерности действия налоговых органов.
Соблюдения всех необходимых требований обеспечивает высокое качество и эффективность налоговых проверок.
3.4.2. Порядок и документальное оформление результатов налоговых проверок
В ходе камеральной проверки ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, сообщаются налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Возможно также применение санкций за правонарушения, которые не требуют документального подтверждения. Так, руководитель налогового органа вправе наказать налогоплательщика за несвоевременное предоставление необходимых документов.
При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Общие требования, предъявляемые к данному виду документа, приведены в ст. 99 НК.
Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных (ст. 100 НК). Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми службами.
В акте налоговой проверки указываются:
1 документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если оно имело место;
2 выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений;
3 ссылка на статьи Налогового Кодекса, предусматривающие соответствующую ответственность.
Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).
Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он должен в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение (разъяснить мотивы отказа подписать акт; дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям; приложить необходимые с его точки зрения документы).
Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается. На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом.
В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение. При невыполнении налогоплательщиком добровольно требования об уплате налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций.
Налогоплательщик также может быть привлечен к административной ответственности. В этом случае уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении, на основании которого налоговые органы производят действия в соответствии с административным законодательством РФ.
3.5. Налоговый контроль, осуществляемый
другими административными
К административным органам, наделенным правами осуществления налогового контроля, относятся Федеральное казначейство РФ и Счетная палата РФ.Федеральное казначейство российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.1992г. №1556 «О федеральном казначействе» в России создана единая централизованная система органов федерального казначейства, которая подчинена Министерству финансов РФ. Правительство РФ 27 августа 1993г. Приняло Постановление №864 «О федеральном казначействе РФ», в котором отражены основные принципы построения органов казначейства, их задачи и функции, права и обязанности. Основной задачей казначейств является организация исполнения федерального бюджета РФ и осуществление контроля за исполнением бюджетных показателей.
Казначейство имеет определенные права в области налогового контроля:
1 производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, банках любых форм собственности проверки денежных документов , регистров бухгалтерского учета, отчетов , смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением налоговых платежей;
2 получать от финансово-кредитных и налоговых органов справки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений;
3 приостанавливать операции со счетам предприятий , учреждений и организаций в случае выявления нарушений;
4 налагать на банки и иные кредитные учреждения штрафы в случае несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов. 5
Заключение
В настоящее время, когда важнейшей задачей экономической политики большинства государств мира является привлечение инвестиций , особую актуальность приобретает вопрос формирования благоприятного климата для ведения бизнеса в России. Одно из важнейших составляющих такого климата по праву считается режим налогообложения и налогового контроля в стране, та правовая среда, которая сложилась в национальной экономике в сфере взаимопониманий налогоплательщиков и контролирующих органов государства, распределения полномочий между ними.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Налоговые поступления являются основным доходным источником бюджетов всех уровней; свыше 80 % общего объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля .Еще одним фактором, определяющим актуальность вопросов организации эффективной системы налогового контроля, является использование налогового механизма в процессе государственного регулирования.
Список используемых источников
1 Газета «Учет. Налоги. Право» от 13 декабря 2005г., №46 ст. 3.
2 Никонов А.Cсоветское административное право. 2011. № 39.
3 Информационно-правовая система: Консультант Плюс.
4 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. – М.: «ЮРКНИГА», 2006.
5 Налоги и налогообложение./Учебник под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – СПб: Питер, 2003.
Информация о работе Налоговая отчетность и налоговый контроль в РФ