Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа
Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды и, соответственно, создаются материальные условия для функционировани публичной власти. В условиях преодоления последствий финансового кризиса необходима выработка четких и эффективных инструментов налоговой политики и налогового регулирования.
Введение
Налоги являются основным
инструментом, с помощью которого
образуются государственные и
В данной работе раскрыты основные положения по налоговой политике государства в условиях финансового кризиса, исследованы некоторые вопросы по совершенствованию налоговой политики в условиях мирового финансового кризиса.
Проблематика....
Актуальность ....
В данной работе рассмотрены такие аспекты ...
Ключевые слова: налоговая политика, налоги на потребление, труд и капитал, финансовый кризис
От того, насколько реализует конкурентные преимущества налоговая система, зависит стабильность ее экономического развития. Такие преимущества могут быть реализованы только посредством точного выбора налоговых инструментов и научно-обоснованной методики мониторинга их эффективности.
В самом общем виде к налоговым инструментам относят определение и изменение состояния значений элементов налогообложения, процедур налогового администрирования и институтов, непосредственно связанных с обеспечением эффективности функционирования налоговой системы.
Каждое государство использует свои подходы к выработке и совершенствованию налоговых инструментов, зависящие не только от состояния экономики, но и от различных социальных и политических факторов. Обобщенный перечень доступных налоговых инструментов приведен в таблице.
Обобщенный
перечень доступных налоговых
• распределение полномочий в сфере установления, введения, взимания налога;
• налоговые стандарты; стандарты бухгалтерского учета;
• изменение налоговой системы (в т.ч. налоговая централизация и децентрализация, налоговая унификация);
• изменение элементов налогообложения (в т.ч. определяющих налоговый статус обязанного лица, налоговые обязанности и порядок их исполнения);
• изменение состава и признаков налогообязанных лиц (в т.ч. изменение порядка дифференцирования резидентов и нерезидентов);
• изменение налоговых ставок, дифференциация ставок, в т.ч. отрицательные ставки;
• освобождение от налогов сборов; установление необлагаемого минимума;
• налоговые льготы, налоговые вычеты, установление правил выбора вычета для определенного типа расходов;
• налоговый зачет;
• изменение сроков и порядка уплаты налогов, налоговый кредит или рассрочка;
• правила формирования налоговой базы, задание критериев признания расходов обоснованными при определении налогооблагаемой базы, критерии деловой цели, экономическая сущность деятельности;
• нормирование расходов, отчислений хозяйствующими субъектами в собственные и иные целевые фонды (резервный, инвестиционный);
• амортизационная политика;
• введение иммунитетов от изменений элементов налогообложения;
• правила и сроки определения учетной политики для целей налогообложения - выбора налогоплательщиком способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения;
• задание способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения;
• введение специальных налоговых режимов, создание специальных зон;
• изменение налоговой отчетности;
• изменение процедур: налогового администрирования; декларирования; обеспечительных процедур и видов обеспечения;
• инструменты налогового производства;
• изменения формы и порога ответственности, изменение круга ответственных лиц; • режим налоговой (налоговозначимой) информации (хранение, опубликование, обмен);
• режим налоговой тайны;
• опосредованные налоговые институты;
• изменение статуса должностного лица налогового органа;
• изменение круга обязанностей, формы и размера ответственности налогоплательщика и его должностных лиц;
• изменение правил представительства в налоговых правоотношениях;
• полномочия по усмотрению в налоговой сфере, в т.ч. в части судебного усмотрения;
• механизмы варьирования толкования налоговозначимых понятий и обеспечения их обязательности для правоприменителей.
В последние годы в Евросоюзе наблюдается тенденция сокращения общей налоговой нагрузки. Одной из ее причин является глобальный экономический спад. В Европе полагают, что подобная тенденция может сохраниться и в ближайшей перспективе.
Различный промышленный и ресурсный потенциал территорий, а также их инфраструктурные различия требуют настройки налоговых систем всех уровней. Это влияет как на национальные, региональные и отраслевые особенности применения налоговых инструментов, так и на налоговую конкуренцию на всех уровнях.
Возникающая непропорциональность реальных доходов различных слоев потребителей наряду с сокращением «излишков» доходов, позволяющих уплачивать налоги, не затрагивая необходимый жизненный минимум, также стала причиной изменений роли налоговых инструментов и стратегии их развития, а также применения в условиях финансово-экономического кризиса. Повышение необлагаемого минимума доходов физических лиц приводит к массовому росту потребления и, в свою очередь, стимулирует промышленное производство.
Помимо всегда существовавших различий в проводимых отдельными странами, их территориями и межгосударственными объединениями налоговых политиках в условиях кризиса возникает проблема их более частого, несогласованного и зачастую политически обусловленного изменения. Поскольку роль налоговых инструментов признается большинством стран, изменения, вносимые в налоговые законодательства, носят перманентный характер. Зачастую это приводит к противоречиям.
Однако имеет место и определенное сходство подходов в силу общности проблем, требующих разрешения различными публичными субъектами. Например, новые требования к выработке правовых инструментов, в том числе налоговых, предъявило и стремительное развитие технологий инвестирования.
Поскольку не подкрепленное соответствующим своевременным стабилизирующим воздействием регуляторов, в том числе налоговых, оно сделало ситуацию во многих экономиках критической. Как следствие, потребовался пересмотр традиционных подходов к взаимодействию налоговых регуляторов и субъектов, осуществляющих правоприменение в сфере налогов.
Выбор инструментов, которыми государства обеспечивают свои интересы в гораздо большей степени, чем в прошлом десятилетии, стал зависеть от регулирования, осуществляемого другими субъектами мирового экономическог пространства, и, более того, от действий отдельных его глобальных участников (промышленных и иных союзов, отдельных корпораций и финансовых групп).
Современные международные налоговые институты оказались не пригодны для нахождения баланса интересов отдельных субъектов в условиях кризиса. Наличие различного рода наднациональных союзов и иных объединений, а также современный уровень международного регулирования этих вопросов, как показывает, практика, проблемы не решает.
В целом наряду с известными проблемами налогового регулирования в условиях дестабилизации глобальной экономики возникла необходимость выработки адекватного оперативного реагирования и обеспечения регулирования и условий реализации потенциала налоговых инструментов. В условиях возможного глобального слома мировой финансовой системы и динамичного изменения в налоговых системах всех уровней (национальных, региональных, местных), а также изменения связанных с ними правовых институтов данная задача осложнилась.
Все страны пытаются найти баланс между сохранением конкурентоспособности национальных компаний и налоговыми поступлениями от их деятельности. При декларируемом отказе от протекционистских мер и признании их негативных последствий на практике большинству государств не удается реализовать универсально приемлемые подходы и обеспечить «добросовестную налоговую конкуренцию». Перед всеми странами стал вопрос защиты собственного производителя и рынка инвестиций и выработки адекватных налоговых стимулов и совершенствования их правового регулирования.
Таким образом, основная задача состоит в выработке системы налоговых инструментов различных уровней и обеспечении условий для реализации их стимулирующего воздействия, в том числе за счет совершенствования налоговых процедур, а также деятельности самих налоговых органов.
Обеспечить реализацию системных свойств налоговых инструментов для стабилизации развития налогового потенциала можно только на основе налогового мониторинга, анализа обоснованности и эффективности выбранных налоговых стимулов, разработки процедур их оптимизации и введения научно теоретически обоснованных индикаторов уплаты налогов.
В доктрине налогового права под налоговым стимулом понимают – меры, предпринимаемые управомоченным публичным субъектом с целью побудить налогоплательщика, иного участника налоговых правоотношений к определенной модели поведения. Но для достижения максимального налогового потенциала требуется комплексное решение, состоящее в выборе набора налоговых инструментов всех уровней и обеспечении условий их использования налогоплательщиками.
В целом, как отмечалось выше, налоговое стимулирование реализуется посредством нескольких групп специальных инструментов, к числу которых относятся:
- установление определенных форм налогов и налоговых льгот;
- установление определенных видов налоговых режимов;
- установление определенных процедур налогового администрирования;
- облегчение условий исполнения налоговых обязанностей или сокращения их числа,
- обеспечение «стандартов рассмотрения» налоговых споров,
- обеспечение единообразных подходов к оценке налоговозначимых фактов различными государственными органами, призванными обеспечивать исполнение налогового законодательства. Выбранная юридическая конструкции налога, предопределяет по существу мероприятия, посредством которых государство может обеспечить его поступление или взимание. Выбор элементов юридической конструкции налога, препятствующих уклонению от уплаты налога, также является одним из способов повышения собираемости налога, позволяет в большей мере раскрыть и использовать налоговый потенциал конкретного региона, территории.
Чем проще налоговое
Но эффективность налогового стимулирования зависит не только от правильности выбора отдельного стимулирующего воздействия и даже всей системы налоговых стимулов, но и во многом зависит от структуры налоговых систем в отдельных странах, а также и от всей деятельности в области налогового стимулирования – законодательной, правоприменительной, судебной.
Кроме того, в условиях кризиса особое значение приобрело содержание налогового стимула, как основы трансформации системы ценностей, а также принципов налогового стимулирования, обеспечивающих стабильность и стабильное развитие. В этой связи налоговые инструменты призваны обеспечить:
– преодоление асимметрии в социально-экономической сфере различных субъектов; обеспечение налогового суверенитета (1) в условиях международного сотрудничества, в том числе при создании новой финансовой архитектуры, (2) в условиях возможной динамики налоговых статусов и манипулирования ими;
– приумножение налогового потенциала, обеспечение стабильности роста налоговых потенциала;
– обеспечение преимуществ в налоговой конкуренции;
– обеспечение правопослушного поведения в налоговой сфере за счет влияние на формирование соответствующего правосознания членов общества;
– противодействие развитию теневой экономики.
Налоговая политика, направленная на стабильное развитие экономики в условиях кризиса – это целенаправленное изменение элементов юридической конструкции налогов в целях стабилизации и роста налогового потенциала. Отсюда вытекают ее основные задачи: обеспечение преимуществ в налоговой конкуренции; обеспечение соответствия налогообложения структурной политике (включая геополитические аспекты); налогообложение, обеспечивающее конкуренцию; сохранение источников обложения, обеспечивающих стабильное развитие; налогообложение, обеспечивающее развитие производительных сил; обеспечение соответствия налогов платежным силам; возможности оплачивать налоги за счет доходов, не затрагивающих необходимый жизненный уровень, для физических лиц; возможности оплачивать налоги за счет доходов, не затрагивающих необходимый для производства уровень воспроизводства капитала; обеспечение возможности оплачивать налоги за счет доходов, не затрагивающих необходимый для производства уровень инноваций; установление налоговых ставок на уровне приемлемом для восприятия налогообязанным лицом налогового бремени как соразмерного доходам (стимулирование осуществления деятельности по получению дохода), стимулирование законопослушных форм поведения деятельности; стимулирование «домашнего» развития на территории страны (региона), привлечение инвестиций, стимулирование отказа от схем; налоговое стимулирование поддержания процедур внутрикорпоративного контроля; налоговое стимулирование образования; налоговое стимулирование начала предпринимательской деятельности; налоговое стимулирование труда.
В период выхода из финансового кризиса произойдет дальнейшее усиление налоговой конкуренции между различными странами. В этой связи налоговая система потребует дальнейших преобразований в сфере налогового стимулирования:
Информация о работе Налоговая политика Украины во время кризиса