Налоговая политика Украины во время кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды и, соответственно, создаются материальные условия для функционировани публичной власти. В условиях преодоления последствий финансового кризиса необходима выработка четких и эффективных инструментов налоговой политики и налогового регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 53.75 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, если рассматривать  эффективные ставки на потребление, труд и капитал по отдельным странам ЕС и Украине, то видно, что в наиболее развитых странах Европы налоги на потребление меньше, чем в Украине. К таким странам можно отнести: Великобританию, Грецию, Испанию, Италию, Германию, Францию. Даже среди новых членов ЕС, таких как Латвия, Литва,

Польша, Румыния, Словакия налоги на потребление меньше, чем в Украине.

В то же время налоги на труд в странах ЕС значительно больше, чем в Украине. К таким странам относятся: Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Германия, Финляндия, Франция, Швеция. Среди новых стран ЕС с высокими налогами на труд можно выделить: Латвию, Литву, Польшу, Венгрию, Чехию.

Что же касается налогов  на капитал, то они серьезно отличаются в одних странах ЕС от других. Причем по многим странам нет данных по таким налогам. Больше всего налоги на капитал имеют: Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Франция. В то же время меньше всего уровень таких налогов в Эстонии, Литве, Словакии.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Эффективные ставки налогообложение труда, капитала и потребления по странам ЕС и в Украине

 

Страна

Эффективные налоговые ставки

на потребление

На труд

на капитал

  1. Австрия

21.3

40.9

23.1

  1. Бельгия

22.2

42.8

34.5

  1. Болгария

24.6

34.2

?

      4.Великобритания

18.7

25.5

37.6

  1. Греция

17.0

38.0

?

  1. Дания

33.7

37.3

46.5

  1. Эстония

23.8

33.1

8.1

  1. Ирландия

27.2

25.6

41.4

  1. Испания

16.3

30.1

36.0

      10. Италия

16.9

43.1

29.0

      11. Кипр

19.3

24.6

?

  1. Латвия

20.4

36.2

?

  1. Литва

16.5

35.9

11.4

      14. Люксембург

24.3

29.5

?

      15. Мальта

19.2

22.1

?

      16. Нидерладны

25.4

30.7

21.2

      17. Германия

18.1

38.7

23.3

  1. Польща

19.8

35.5

22.2

  1. Румыния

18.5

26.7

?

      20. Словакия

21.9

33.7

14.4

  1. Словения

24.5

38.5

?

      22. Венгрия

26.5

40.5

?

  1. Финляндия

27.6

42.0

26.7

  1. Франция

20.2

42.1

38.9

  1. Чехия

22.1

41.3

23.2

  1. Швеция

28.1

46.4

?

  1. Украина:

2004 год

2005 год

2006 год

 

17.58

21.50

23.70

 

        32.53

        31.56

        32.95

 

         21.53

         26.31

         24.58


 

 

В условиях международного финансового кризиса, который серьезно затронул не только финансовый, но и реальный сектор, а также сектор домашних хозяйств, государство должно более гибко подходить к использованию налоговой системы как инструмента регулирования хозяйственной деятельности.

Прежде всего, необходим  общий анализ ситуации в экономике страны, в отдельных секторах экономики и на этой основе принятие корректирующих действий по отношению к государственному и местному бюджетам, проведению новой налоговой политики в стране.

Разразившийся мировой финансовый кризис серьезно отразился не только на финансовом секторе украинской экономики, но очень больно задел реальный сектор экономики, прежде всего, предприятия горно-металлургического, химического, строительного, машиностроительного комплексов, а также связанные с ними предприятия, которые являются основой формирования бюджетных ресурсов Украины.

В связи с этим большинство  предприятий фактически или снизили до минимума свою хозяйственную деятельность, или практически ее прекратили. Это уже приводит к следующим последствиям:

1)предприятия фактически  не производят продукцию, не  получают доходы и прибыль, т.е. не могут выплачивать налоги в государственный и местный бюджеты;

2)в связи с приостановкой  или существенным сокращением своей хозяйственной деятельности многие предприятия сокращают персонал или переводят его на сокращенную рабочую неделю, что, в конечном итоге, сказывается на трудовых доходах населения, возможности их уплачивать налоги на труд;

3)приостановление банковского  ипотечного кредитования по решению НБУ, а также фактическое замораживание выдачи абсолютного большинства банковских депозитов существенно уменьшило доходы как юридических, так и физических лиц, что также негативно сказывается на возможности налоговых платежей, а также на объемах потребления.

 

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

 

Опираясь на последствия  снижения хозяйственной деятельности, можно предложить в условиях углубления финансового кризиса, его масштабного воздействия на реальный сектор экономики, бюджетную сферу и домашние хозяйства существенно совершенствовать налоговую политику государства, которая стимулировала бы отечественное производство, переориентировало многие предприятия и бизнес-группы на внутреннее развитие экономики Украины, максимальное сглаживание последствий мирового хозяйственного кризиса.

 

1. Уменьшить налоги на  потребление, прежде всего, сократив налог на добавленную стоимость с 20% до 15%.

2. Совершенствовать механизм  администрирования налога на  добавленную стоимость за счет введения одноканального взимания данного налога без организации его возмещения субъектам хозяйствования, что является наиболее сложной частью в условиях финансово-экономического кризиса, недостатка бюджетных средств.

3. Увеличить акцизы на  подакцизные товары как отечественного производства, так и поступающие по импорту. Это в основном товары, которые составляют либо предметы роскоши, либо не являются необходимыми для потребления абсолютного большинства населения (например, сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

4. Повысить таможенные  пошлины на импортные товары, которые не являются товарами критического импорта и снизить таможенные пошлины, на товары критического импорта.

5. Изменить подход к  налогообложению доходов физических  лиц, полученных за труд. Расчет налога на доходы физических лиц за труд следует производить за минусом оплаты коммунальных услуг (квартплата, оплата холодной и горячей воды, оплата отопления, электроснабжения и газоснабжения), отчислений на социальное страхование.

6. С целью повысить  возможность выживания населения в условиях сокращения их доходов рекомендуем ввести необлагаемый налоговый минимум на доходы физических лиц на уровне хотя бы минимальной заработной платы, а в лучшем случае на уровне прожиточного минимума.

7. С целью стабилизации  предпринимательского сектора, расширения инновационных процессов в реальном секторе экономики предлагается снижение налогов на капитал с обязательной увязкой высвободившихся средств и направлений их на развитие производства, его совершенствование, инфраструктурных изменений.

 

8.Введение налога на  недвижимое имущество для юридических и физических лиц, а также повышение налогов на владельцев транспортными средствами как юридических, так и физических лиц, особенно на импортные дорогие и очень дорогие автомобили.

9. Сократить количество  налоговых проверок на предприятиях всех форм собственности, проводить их в плановом порядке не более одного раза в год.

10. Усилить меры наказания  тех плательщиков налогов, которые недобросовестно выполняют свои обязательства, сознательно укрывают свои доходы от налогообложения. Ввести жесткую административную, налоговую, уголовную ответственность за преднамеренность действий по сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов в бюджеты всех уровней.

11. Ужесточить контроль  за бюджетными ресурсами, особенно  в части их расходования на реализацию различных проектов. Провести оценку всех проектов финансируемых за счет бюджетных средств с целью доведения таких проектов до логического завершения.

12. Завершить формирование  нового Налогового кодекса и ввести его положения как временные на период действия финансово-экономического кризиса. Это может позволить существенно улучшить механизм администрирования налогов и сборов, стабилизировать процессы взимания налогов, пополнить бюджеты различного уровня, сократить излишнюю нагрузку на субъекты хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

На основе проведенных  исследований можно сформулировать следующие выводы:

 

Во-первых, в процессе осуществления  налоговой политики государства важно учесть налоговую нагрузку на труд, капитал и потребление. Эта нагрузка существенно влияет на возможности экономических субъектов осуществлять хозяйственную деятельность, приобретать товары и услуги, т.е. стимулировать спрос и предложение.

 

Во-вторых, оценка существующих эффективных налоговых ставок в ЕС и Украине свидетельствует, что в нашей стране завышены налоги на потребление, занижены налоги на труд и не рационально сформированы налоги на капитал.

 

В-третьих, в условиях финансово-экономического кризиса в стране предлагается комплекс мероприятий, который направлен на совершенствование налоговой политики в Украине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Воробьев Ю.Н. Налоговая  реформа и ее влияние на  формирование государственного  и мест-

ного бюджетов / Ю.Н. Воробьев, Д.А. Смилык // Экономика Крыма. – 2006. – №17. – С. 20 – 24.

2. Каламбет С.В. Податковий  потенціал: теорія, практика, управління: моногр. / С. В. Каламбет. –

Дніпропетровськ: Наука і  освіта, 2001. – 320 с.

3. Соколовська А.М. Податкова  система України: теорія і практика  становлення: моногр. / А.М.

Соколовська. – К.: НДФІ, 2001. – 324 с.

4. Соколовська А.М. Методологічні  та методичні аспекти визначення  податкового навантаження

на працю, капітал і  споживання / А.М. Соколовська // Фінанси  України. – 2008. – №1. – С. 65 – 76.__


Информация о работе Налоговая политика Украины во время кризиса