Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа
Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды и, соответственно, создаются материальные условия для функционировани публичной власти. В условиях преодоления последствий финансового кризиса необходима выработка четких и эффективных инструментов налоговой политики и налогового регулирования.
Вместе с тем, если рассматривать эффективные ставки на потребление, труд и капитал по отдельным странам ЕС и Украине, то видно, что в наиболее развитых странах Европы налоги на потребление меньше, чем в Украине. К таким странам можно отнести: Великобританию, Грецию, Испанию, Италию, Германию, Францию. Даже среди новых членов ЕС, таких как Латвия, Литва,
Польша, Румыния, Словакия налоги на потребление меньше, чем в Украине.
В то же время налоги на труд в странах ЕС значительно больше, чем в Украине. К таким странам относятся: Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Германия, Финляндия, Франция, Швеция. Среди новых стран ЕС с высокими налогами на труд можно выделить: Латвию, Литву, Польшу, Венгрию, Чехию.
Что же касается налогов на капитал, то они серьезно отличаются в одних странах ЕС от других. Причем по многим странам нет данных по таким налогам. Больше всего налоги на капитал имеют: Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Франция. В то же время меньше всего уровень таких налогов в Эстонии, Литве, Словакии.
Таблица 1
Эффективные ставки налогообложение труда, капитала и потребления по странам ЕС и в Украине
Страна |
Эффективные налоговые ставки | ||
на потребление |
На труд |
на капитал | |
|
21.3 |
40.9 |
23.1 |
|
22.2 |
42.8 |
34.5 |
|
24.6 |
34.2 |
? |
4.Великобритания |
18.7 |
25.5 |
37.6 |
|
17.0 |
38.0 |
? |
|
33.7 |
37.3 |
46.5 |
|
23.8 |
33.1 |
8.1 |
|
27.2 |
25.6 |
41.4 |
|
16.3 |
30.1 |
36.0 |
10. Италия |
16.9 |
43.1 |
29.0 |
11. Кипр |
19.3 |
24.6 |
? |
|
20.4 |
36.2 |
? |
|
16.5 |
35.9 |
11.4 |
14. Люксембург |
24.3 |
29.5 |
? |
15. Мальта |
19.2 |
22.1 |
? |
16. Нидерладны |
25.4 |
30.7 |
21.2 |
17. Германия |
18.1 |
38.7 |
23.3 |
|
19.8 |
35.5 |
22.2 |
|
18.5 |
26.7 |
? |
20. Словакия |
21.9 |
33.7 |
14.4 |
|
24.5 |
38.5 |
? |
22. Венгрия |
26.5 |
40.5 |
? |
|
27.6 |
42.0 |
26.7 |
|
20.2 |
42.1 |
38.9 |
|
22.1 |
41.3 |
23.2 |
|
28.1 |
46.4 |
? |
2004 год 2005 год 2006 год |
17.58 21.50 23.70 |
32.53 31.56 32.95 |
21.53 26.31 24.58 |
В условиях международного финансового кризиса, который серьезно затронул не только финансовый, но и реальный сектор, а также сектор домашних хозяйств, государство должно более гибко подходить к использованию налоговой системы как инструмента регулирования хозяйственной деятельности.
Прежде всего, необходим общий анализ ситуации в экономике страны, в отдельных секторах экономики и на этой основе принятие корректирующих действий по отношению к государственному и местному бюджетам, проведению новой налоговой политики в стране.
Разразившийся мировой финансовый кризис серьезно отразился не только на финансовом секторе украинской экономики, но очень больно задел реальный сектор экономики, прежде всего, предприятия горно-металлургического, химического, строительного, машиностроительного комплексов, а также связанные с ними предприятия, которые являются основой формирования бюджетных ресурсов Украины.
В связи с этим большинство предприятий фактически или снизили до минимума свою хозяйственную деятельность, или практически ее прекратили. Это уже приводит к следующим последствиям:
1)предприятия фактически не производят продукцию, не получают доходы и прибыль, т.е. не могут выплачивать налоги в государственный и местный бюджеты;
2)в связи с приостановкой или существенным сокращением своей хозяйственной деятельности многие предприятия сокращают персонал или переводят его на сокращенную рабочую неделю, что, в конечном итоге, сказывается на трудовых доходах населения, возможности их уплачивать налоги на труд;
3)приостановление банковского ипотечного кредитования по решению НБУ, а также фактическое замораживание выдачи абсолютного большинства банковских депозитов существенно уменьшило доходы как юридических, так и физических лиц, что также негативно сказывается на возможности налоговых платежей, а также на объемах потребления.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Опираясь на последствия снижения хозяйственной деятельности, можно предложить в условиях углубления финансового кризиса, его масштабного воздействия на реальный сектор экономики, бюджетную сферу и домашние хозяйства существенно совершенствовать налоговую политику государства, которая стимулировала бы отечественное производство, переориентировало многие предприятия и бизнес-группы на внутреннее развитие экономики Украины, максимальное сглаживание последствий мирового хозяйственного кризиса.
1. Уменьшить налоги на потребление, прежде всего, сократив налог на добавленную стоимость с 20% до 15%.
2. Совершенствовать механизм администрирования налога на добавленную стоимость за счет введения одноканального взимания данного налога без организации его возмещения субъектам хозяйствования, что является наиболее сложной частью в условиях финансово-экономического кризиса, недостатка бюджетных средств.
3. Увеличить акцизы на
подакцизные товары как
4. Повысить таможенные пошлины на импортные товары, которые не являются товарами критического импорта и снизить таможенные пошлины, на товары критического импорта.
5. Изменить подход к
налогообложению доходов
6. С целью повысить возможность выживания населения в условиях сокращения их доходов рекомендуем ввести необлагаемый налоговый минимум на доходы физических лиц на уровне хотя бы минимальной заработной платы, а в лучшем случае на уровне прожиточного минимума.
7. С целью стабилизации предпринимательского сектора, расширения инновационных процессов в реальном секторе экономики предлагается снижение налогов на капитал с обязательной увязкой высвободившихся средств и направлений их на развитие производства, его совершенствование, инфраструктурных изменений.
8.Введение налога на
недвижимое имущество для
9. Сократить количество
налоговых проверок на
10. Усилить меры наказания тех плательщиков налогов, которые недобросовестно выполняют свои обязательства, сознательно укрывают свои доходы от налогообложения. Ввести жесткую административную, налоговую, уголовную ответственность за преднамеренность действий по сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов в бюджеты всех уровней.
11. Ужесточить контроль
за бюджетными ресурсами,
12. Завершить формирование нового Налогового кодекса и ввести его положения как временные на период действия финансово-экономического кризиса. Это может позволить существенно улучшить механизм администрирования налогов и сборов, стабилизировать процессы взимания налогов, пополнить бюджеты различного уровня, сократить излишнюю нагрузку на субъекты хозяйствования.
ВЫВОДЫ
На основе проведенных исследований можно сформулировать следующие выводы:
Во-первых, в процессе осуществления налоговой политики государства важно учесть налоговую нагрузку на труд, капитал и потребление. Эта нагрузка существенно влияет на возможности экономических субъектов осуществлять хозяйственную деятельность, приобретать товары и услуги, т.е. стимулировать спрос и предложение.
Во-вторых, оценка существующих эффективных налоговых ставок в ЕС и Украине свидетельствует, что в нашей стране завышены налоги на потребление, занижены налоги на труд и не рационально сформированы налоги на капитал.
В-третьих, в условиях финансово-экономического кризиса в стране предлагается комплекс мероприятий, который направлен на совершенствование налоговой политики в Украине.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воробьев Ю.Н. Налоговая реформа и ее влияние на формирование государственного и мест-
ного бюджетов / Ю.Н. Воробьев, Д.А. Смилык // Экономика Крыма. – 2006. – №17. – С. 20 – 24.
2. Каламбет С.В. Податковий потенціал: теорія, практика, управління: моногр. / С. В. Каламбет. –
Дніпропетровськ: Наука і освіта, 2001. – 320 с.
3. Соколовська А.М. Податкова
система України: теорія і
Соколовська. – К.: НДФІ, 2001. – 324 с.
4. Соколовська А.М.
на працю, капітал і споживання / А.М. Соколовська // Фінанси України. – 2008. – №1. – С. 65 – 76.__
Информация о работе Налоговая политика Украины во время кризиса