Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа
Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды и, соответственно, создаются материальные условия для функционировани публичной власти. В условиях преодоления последствий финансового кризиса необходима выработка четких и эффективных инструментов налоговой политики и налогового регулирования.
· занятости;
· промышленного развития;
· повышения эффективности труда;
· инициативы и изобретательности и свободного предпринимательства;
· выхода на международные рынки;
· энергосбережения;
· инноваций;
· природоохранных мер.
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Мировая экономика вот уже 1,5 года переживает финансовый кризис, который зародился в США. Этот кризис возник и развивался как кризис перепроизводства, а также неэффективного регулирования финансовых рынков. При этом финансовый кризис не сразу охватил мировую экономику. Возникнув США, финансовый кризис постепенно стал распространяться по всему миру, охватывая все новые и новые страны на всех континентах, проникая во все сферы хозяйствования.
В США финансовый кризис возник как кризис ипотечного кредитования и неэффективности страхования ипотечных кредитов. Однако через механизм фондового рынка он распространился на все остальные сферы экономики, затронув как финансовую сферу, так и сферу производства.
Развитию международного
финансового кризиса
Украинская экономика, хотя и является частью мировой экономики, но пока недостаточно еще интегрирована во все ее сферы. В связи с этим кризисные явления в украинской экономике стали проявляться гораздо позже, чем в экономиках других стран. Вместе с тем, экономика Украины во много раз слабее, чем экономики большинства стран Европы. Она не имеет достаточных финансовых резервов, которыми располагает США, Китай, Япония, Германия, Франция или Россия.
Вся экономика страны и бюджет государства в основном держатся на экспортном потенциале горно-металлургического комплекса и химической промышленности.
Однако в связи с мировым финансовым кризисом в большинстве стран мира наступил экономический спад, что привело к резкому сокращению спроса на металл и химическую продукцию. Это негативно отразилось на экономике Украины в целом, развитии промышленности, бюджетной сфере.
Для борьбы с последствиями
финансового кризиса разные страны
мира используют самые различные
финансово-экономические
Проблемами налоговой политики в нашей стране занимались и занимаются многие ученые. В частности, Ю.Н. Воробьев и Д.А. Смилык, рассматривающие основные направления реформирования налоговой системы Украины. С.В. Каламбет, оценившая потенциал налоговой системы страны и сформулировавшая основные положения по его увеличению в контексте развития национальной экономики. А.Н. Соколовская, раскрывшая теоретические и методические аспекты развития отечественной системы налогообложения, сформулировавшая основные положения налоговой политики в стране в условиях становления рыночного способа хозяйствования.
Вместе с тем, проблема
совершенствования налоговой
Налоговая политика, как и любая политика в области экономики, должна быть созвучна и адекватна той ситуации, которая сложилась в социально экономической системе государства.
Основными направлениями налоговой политики государства является определение количества налогов в составе налоговой системы, базы налогообложения, налоговых ставок и льгот, объекта и субъекта налогообложения, соотношения между количеством общегосударственных и местных налогов, сборов и платежей, а также администрирование налогов, то есть формирование механизмов организации контроля полноты, своевременности, правильности исчисления и уплаты налоговых обязательств в стране.
3. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
Адекватность налоговой
политики потребностям общества и экономики
определяется уровнем и эффективностью
развития самой экономики, общим
благосостоянием субъектов
Объективный анализ налоговой политики в Украине показывает, что она на сегодняшний день далеко не адекватна потребностям общества и экономики.
Неадекватность налоговой политики страны проявляется в следующем:
1.Законодательная база
налогообложения юридических
2.Законодательная база
налогообложения физических
3.До сих пор в стране
не принят Налоговой кодекс, который
должен был стабилизировать
4.Большинство налогов
и сборов от юридических и
физических лиц поступает в
общий фонд государственного
или местных бюджетов, в результате
теряются связь между
5.У населения сложилось
устойчивое мнение, что значительная
часть бюджетных ресурсов, сформированных
за счет налогов и сборов, используется
не по назначению, а фактически
расходуется на интересы
Таким образом, современные
недостатки налоговой политики в
Украине являются серьезным препятствие
в повышении эффективности
В связи с этим в условиях глобализации и усиления международной мобильности факторов производства, прежде всего капитала, оценка уровня налоговой нагрузки на труд, капитал и потребление, осуществляемая с помощью показателя эффективных налоговых ставок, приобретает особое значение. Такие оценки проводятся во всех странах – членах ЕС – и используются в процессе анализа их налоговых систем». В Украине, как отмечает А.Н. Соколовская, проблемами налоговой нагрузки на труд, капитал и потребление занимается небольшое количество исследователей, что обусловлено дискуссионным характером таких исследований, недостаточной проработанностью методологии и методики расчета эффективных налоговых ставок.
Эффективные налоговые ставки
являются ставками по группам налогов
с единой налоговой базой, определяемые
как отношение налоговой
Расчет эффективных налоговых ставок предполагает выделение налогов в соответствии с факторами производства и потребления, а также определение базы каждой группы налогов.
К налогам на труд можно отнести: налог с доходов физических лиц в части, уплаченный с трудовых доходов; налоги и сборы на фонд заработной платы и на рабочую силу, но не предназначенные на социальное страхование и удерживаются пропорционально фонда заработной платы предприятия или в виде фиксированной суммы с работников; обязательные взносы предприятий и наемных работников в фонды социального страхования. Общая сумма налогов на труд фактически включает все налоги и сборы, которые взимаются с трудовых доходов.
К налогам на капитал можно отнести: налоги, которые взимаются с доходов от капитала, т.е. дивиденды, проценты, арендная плата, доходы от предпринимательской деятельности, любого прироста капитала и уплачиваются субъектами хозяйствования реального и финансового секторов, а также домохозяйствами. К таким видам налогов и сборов можно отнести: налог на прибыль предприятий; часть налога на доходы физических лиц, связанных с доходами от капитала (дивиденды, проценты, ренты); налог на доход от прироста капитала; налог на недвижимое имущество (на землю, строения и т.п.); налог на доходы и социальные взносы самозанятого населения; налоги на использование материальных капитальных активов; профессиональные и бизнес лицензии; некоторые налоги на товары (гербовые сборы, налоги на финансовые и капитальные трансакции, налог на регистрацию автомобилей); налоги на выигрыши в лотерею и азартные игры.
К налогам на потребление можно отнести: налоги и сборы, которые включаются в цену товаров и услуг; налоги и сборы, которые производятся с импортной продукции; налоги и сборы, которые уплачивают субъекты хозяйствования и физические лица на развитие производства или на поддержание инфраструктуры; налоги и сборы, связанные с защитой окружающей среды и т.п.
Если перейти от общего представления налогов на труд, капитал и потребление к реальной налоговой системе, действующей в Украине, то все налоги и сборы можно подразделить по тремгруппам следующим образом:
1. К налогам и сборам на труд будем относить:
· налог на доходы физических лиц, уплачиваемый за трудовую деятельность (все категории работников, которые получают заработную плату за свой труд);
· платежи работников и
работодателей в фонды
· коммунальный налог;
· сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.
2. К налогам и сборам на капитал будем относить:
· налог на прибыль предприятий;
· налог с владельцев транспортных средств и прочих самоходных машин и механизмов, уплачиваемых юридическими лицами;
· плата за землю;
· плата за лицензии на определенные виды деятельности;
· плата за торговый патент на некоторые виды хозяйственной деятельности;
· часть налога с доходов физических лиц;
· единый налог на предпринимательскую деятельность;
· местные налоги и сборы (без коммунального налога);
· экспортная пошлина.
3. К налогам и сборам на потребление будем относить:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизный сбор;
· импортная пошлина;
· налог с владельцев транспортных средств, уплачиваемый физическими лицами;
· дополнительные сборы на выплату пенсий;
· сбор за проведение гастрольных мероприятий;
· сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию;
· сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности;
· сбор в Государственный инновационный фонд;
· сбор на строительство, реконструкцию и ремонт и поддержание автомобильных дорог;
· сбор за загрязнение окружающей природной среды;
· сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
Базой налогов на труд являются все доходы от труда, включая взносы на обязательное социальное страхование.
Базой налогов на капитал являются:
1) доходы субъектов
2) доходы, полученные домашними хозяйствами не от трудовой деятельности;
3) дивиденды, полученные правительством страны;
4) дивиденды, полученные с других стран.
Базой налогов на потребление является конечные расходы домохозяйств, как основных плательщиков налогов на потребление.
Проведенные расчеты А.Н. Соколовской по странам ЕС и Украине эффективных налоговых ставок имеют следующие значения (табл.1).
Анализ эффективных налоговых ставок на потребление, труд и капитал свидетельствует, что налоговые ставки на потребление в Украине несколько выше, чем в большинстве стран ЕС, на труд меньше, чем в странах ЕС, а на капитал существенно меньше, чем в странах ЕС.
Информация о работе Налоговая политика Украины во время кризиса